Технология узелковой росписи по хлопчатобумажной ткани. Изготовление салфетки для 6-го класса специальной коррекционной школы VIII вида


Тип урока:

приобретение новых знаний, их закрепление и
применение; формирование умений.

Вид урока:

комбинированный.

Цели урока:

  • Образовательный аспект — ознакомить с искусством художественной
    росписи ткани, со специальными красителями, инструментами и
    приспособлениями. Обучить приемам узелковой росписи с помощью специальных
    красителей. Учить соблюдать технологические условия, проводить текущий
    контроль за качеством выполненной операции. Продолжить формирование умения
    пользоваться инструкционной картой, рациональным размещением инструментов и
    материалов на рабочем месте.
  • Развивающий аспект - развивать логическое мышление, координацию
    движений рук, исполнительские умения, продолжить развитие образного
    мышления, художественного вкуса, прививать навыки культуры труда и
    аккуратности, взаимоконтроля и самоконтроля, развивать самостоятельность.
  • Воспитательный аспект - воспитывать внимательность во время
    работы, прививать эстетический вкус, укреплять межпредметные связи.

Интеграция:

история, география, химия, изобразительное
искусство.

Принципы обучения:

  • эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности;
  • учет индивидуальных особенностей детей одно из главных условий успешного
    обучения;
  • удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и
    красивых вещей;

Методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстрированный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
    материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми).

Инструменты и материалы

: краски и красители для ткани,
нитки, пуговицы, ткань х/б, фен, утюг, ёмкость с водой, полиэтиленовая плёнка,
кисти, ножницы, тетрадь.

Ход урока

  1. Организация урока

.

  • Проверка отсутствующих.
  • Проверка готовности учащихся к уроку.
  • Назначить дежурных.

  1. Изучение нового материала

.

  1. Постановка задач урока.

Сегодня вы познакомитесь с ручной росписью тканей. Роспись и украшение ткани
это увлекательное занятие. Узнаете об истории этого вида декоративно-прикладного
искусства, инструментах и красках, используемых для росписи по ткани и самое
главное — научитесь технологии узелковой окраски тканей. Перед каждым из вас
стоит задача: сделать красивую салфетку, выполненной в этой необычной технике и
продемонстрировать друг другу. Приложение1.

Записать в тетради число и тему урока.

  1. Сообщение теоретических сведений. Доклад ученика.

Ручная художественная роспись тканей — это своеобразный вид оформления
текстильных изделий, уходящих своими корнями в глубокую древность. Первые
упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в
“Естественной истории”. По дошедшим до нас письменным источникам и
археологическим находкам можно предположить, что многие народы открыли этот
способ росписи самостоятельно. Издавна при помощи красок расписывали ткани в
Индии, Индонезии, Ираке, Шри-Ланке, Египте, Перу, Китае, Армении, Азербайджане и
на Руси. Способ получения рисунка на ткани путем нанесения на нее резервирующего
состава из воска перед окунанием в краску получил название “Батик”. В древности
ткань окрашивали с помощью природных красителей. Сейчас для росписи используют
анилиновые красители или специальные краски для батика и тканей.
Приложение1. Картины в технике батик.

  1. Рассказ учителя.

Для нанесения красок на ткань существует несколько способов:

  • Холодный батик. Приложение1

В технике горячего батика используют так называемый резервирующий состав
(разделительный слой). Резерв, нанесённый на ткань, не пропускает через себя
растворы красителей, и таким образом сохраняет от окрашивания участки ткани в
соответствии с рисунком узора. В качестве резерва в горячем батике используют
расплавленный воск или парафин.



  • Горячий батик. Приложение1.

В качестве резерва в этой технике используется резиновый клей, клей ПВА,
“Момент”. Техника холодного батика позволяет нанести на изделие рисунок, не
окрашивая при этом всю вещь целиком. Замкнутость контура рисунка – обязательное
условие.

  • Узелковый батик. Приложение1.

Это нанесение рисунка на ткань с помощью завязанных на ней узлов и тугого
скручивания. Для завязывания узлов используются х/б верёвки или тонкий шнур
белого цвета. Затем ткань окрашивают в красителе, просушивают, не развязывая
узлов. После просушки развязывают узлы и изделие проглаживают утюгом.

Записать в тетрадь.

А сейчас подробно рассмотрим образцы узелковой росписи. Приложение1.

  1. Практическая работа по выполнению салфетки в технике узелкового батика.
  1. Организация рабочего места:
  • накрыть стол полиэтиленовой пленкой;
  • поставить на стол краски, кисточку, емкость с водой, нитки и пуговицы;
  • организуйте свое рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало;
  • надеть фартук.

Прежде чем приступить к выполнению практического задания следует соблюдать
технику безопасности. Помните: от капли краски попавшей на одежду остается
пятно. Будьте осторожны с электроприборами: фен и утюг включайте и выключайте
сухими руками. Ножницы должны лежать на столе с сомкнутыми лезвиями. Передавать
их нужно кольцами вперёд.

  1. Ознакомление с инструкционной картой.

А теперь возьмите инструкционную карту, а я по пунктам покажу и объясню прием
узелковой росписи по ткани (показ работы). Все понятно? Тогда приступайте к
выполнению росписи салфетки. Почувствуйте себя художниками, перед вами
открывается широкое поле для реализации своих идей, проявите свою фантазию,
изобретательность.

  1. Инструкционная карта: Технология узелковой росписи.
  • Намочить ткань и отжать ее;
  • Разложить ткань на столе;
  • Сложить ткань различными способами:

< Рисунок1>. Завязывание узелков на пуговицах.

< Рисунок2>. Складывание углами.

< Рисунок3>. Завязывание узлов.

Плотно обмотать нитью ткань.

  1. На выбранный участок салфетки нанести краску одного цвета мягкими и быстрыми
    движениями кисти.

Используя краски других цветов закрасить оставшиеся участки салфетки в
произвольном порядке.

  1. Окрашенную салфетку подсушить с помощью фена;
  2. Удалить ножницами нитки, расправить салфетку;
  3. Отутюжить (запарить) салфетку с изнаночной стороны для фиксации краски.

  1. Целевые обходы учителя.

Учитель обходит рабочие места учащихся, контролирует организацию рабочего
места, правильность выполнения операции, соблюдение техники безопасности,
технических условий и правильных приемов работы. Проводит текущий инструктаж,
оказывает помощь, кому это необходимо.

  1. Анализ урока, подведение итогов.

С учащимися проводится опрос:

  • Что узнали на уроках нового?
  • Что такое “Батик”?
  • С какими техниками батика познакомились?
  • Что научились делать?
  • Какую технику применяли в практической работе?
  • Какие способы образования узелков узнали?
  • Где можно применить технику батика в интерьере?

Организовать выставку готовых работ, проанализировать и оценить каждую
работу.

Провести уборку рабочего места.

Домашнее задание: принести салфетку, нитки, иглу, наперсток, булавки, рабочую
тетрадь.




Следующий: