Технология тьюторского сопровождения учащихся в рамках образовательных экспедиций


В последние годы всё большее распространение в
школе получают современные технологии
образовательного процесса. Мне хочется
рассказать об опыте внедрения в практику
массовой школы технологии тьюторского
сопровождения учащихся. В рамках этой идеи в
2002-2003 учебном году в брянской школе № 24 был
создан Клуб образовательных путешествий.



Рисунок 1



Однако потребность педагогов и детей в
путешествиях, увы, практически не обеспечена
никакими серьёзными предложениями ни со стороны
туристических фирм, ни со стороны
образовательных учреждений, так как мало кто из
фирм-партнёров ясно представляет себе, как
путешествовать с детьми, чтобы каждая минута
оказалась насыщенной образовательным смыслом.
Нами, педагогами-тьюторами, предпринята попытка
сделать образовательное путешествие проектной
работой самих учеников.

После одной из поездок мы поняли: путешествие
надо проектировать самим, высчитывая каждое
мгновение и каждый наш шаг. Путешествие должно
быть организовано так, чтобы дети ощущали себя
участниками настоящей серьёзной экспедиции.
Ясное задание, распределение задач между
группами исполнителей, отбор методов исполнения,
определение способа фиксации результата,
договорённость о форме окончательного
представления отчёта.

Путешествие – это интеграция нескольких
образовательных пространств:
исторического,
культурного, природного, социального,
промышленного.

Путешествие – это испытание на выносливость,
причём не только физическую.
Например, нужно
много общаться. Не воспользоваться этим
естественным испытанием нельзя, но к нему и себя,
и детей необходимо готовить.

У любого путешествия есть свой этикет,
обусловленный задачами выстраивания отношений с
теми людьми, которые в той или иной мере
причастны к его организации. Это дополнительный
аспект педагогического внимания.

Не секрет, что многие дети любят
путешествовать, узнавать что-то новое. Но
путешествовать можно с экскурсоводом, который
показывает то, что входит в экскурсионную
программу, и тогда у ребёнка не остаётся выбора:
приходится смотреть то, что предлагают его
вниманию. А можно путешествовать с тьютором,
который помогает ученику понять, про что ему
интересно узнать там, куда он поедет.

Из истории тьюторства

Тьюторы появились ещё в средневековых
английских университетах. В этих учебных
заведениях профессоры читали лекции, посещение
было свободным. С одной стороны, у студентов
возникал вопрос, на какой предмет ходить, какому
учебному курсу отдать предпочтение. С другой
стороны, профессоры читали лекции так, как
считали нужным, разобраться во всём этом было
сложно, учебников не было. Школяр не понимал того,
что слушал на лекциях. В XIII-XIV веках появилась
позиция тьютора-наставника. Это были
старшекурсники, которые «растолковывали»
лекции. И к XVIII веку это направление оформилось
как окончательная педагогическая технология,
смысл которой заключался в том, чтобы помочь
студенту определить собственный индивидуальный
план в соответствии со своими предпочтениями и
целями. В современном Оксфорде 60% учебного
времени отводится на работу с тьютором, 40 % — на
лекции и семинары. Для российского образования
сложность применения данной технологии
заключается в том, что тьютор не может изменить
учебный план.

Поэтому задачами нашей работы в Клубе
образовательных путешествий является выявление
личного интереса ребёнка и построение на его
основе индивидуального образовательного пути,
позволяющего достигнуть определённого
результата в новообразовании личности ребёнка.

Рисунок 2

Цель учителя-тьютора -научить ребёнка
ориентироваться в ситуации так, чтобы он сам смог
сформулировать свой образовательный вопрос и
найти пути его решения. На точках пересечения
личного интереса ребёнка с культурой
человечества и возникает образовательный
вопрос.

Самый сложный этап – это поиск познавательного
интереса ребёнка.

Рисунок 3

Как можно его искать? Самое простое –
анкетирование, но оно не всегда даёт объективные
результаты. В тьюторской практике существует три
способа поиска познавательного интереса
ребёнка: знаковый, ролевой и коммуникативный.

Рисунок 4

Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Знаковый.

Тьютор просит ученика написать мини-сочинение
«История моего интереса». На основе этой работы
тьютор формулирует познавательный интерес
каждого ребёнка, опираясь на то, что любой
личностный интерес имеет след, знак в любой
географической точке (музеи, газеты, книги).

2. Ролевой.

Тьютор записывает имена известных
исторических лиц, писателей, актёров и т. д.
Каждый ребёнок выбирает себе героя и пишет от его
лица какую-нибудь записку, послание.

Теперь тьютор формулирует область (человек и
общество; человек и предмет; человек и человек) и
интересующую ребёнка проблему. Если возникают
«ножницы», когда интерес из ролевого способа не
совпадает со знаковым, надо искать приоритет,
пытаться выяснить, что важнее для ребёнка на
данный момент. Для этих целей можно использовать
третий способ – коммуникативный.

3. Коммуникативный.

Это ведение дебатов. Работа идёт в тройках: один
человек аргументирует свою точку зрения, второй
приводит контраргументы к позиции первого
участника, а третий ученик формулирует вопросы,
помогающие понять, как можно прийти к истине,
какой информации не хватает, чтобы найти ответ,
выясняет, кто прав.

Желательно «прокрутить» интерес ребёнка
разными способами. Далее тьютор вместе с
ребёнком выбирает те места, куда отправится
ученик, чтобы найти ответы на свои вопросы. Но к
объекту учащийся идёт с той информацией, которую
нельзя найти, например, в книгах или в библиотеке.
Для этого каждый ребёнок создаёт собственную
план-карту, где отражаются возможные объекты
исследований по интересующей его теме. После
этого ребята, исходя из своего образовательного
интереса, сами «формируют» общий маршрут
путешествия, учитывая мнение каждого участника.
И уже обычная экскурсия приобретает статус
экспедиции.

Образовательные экспедиции учат выбирать и
отвечать за свой выбор, уметь взаимодействовать
с окружающими ради достижения взаимной пользы.

Первая наша экспедиция состоялась 18 января 2003
г. по родному городу Брянску. К ней мы долго
готовились. Продумывая ответ на вопрос: зачем мне
нужна экспедиция, что я хочу узнать там, дети
разделились на группы по ведущему интересу
(исторический, спортивный, литературный,
музыкальный и др.) для выработки единого
маршрута. В течение одного дня ребята посетили
колледж культуры и искусств, брянский союз
писателей, краеведческий музей, цирк, где смогли
пообщаться со знаменитой дрессировщицей М.
Запашной, встретились с брянской футбольной
командой «Динамо».

Рисунок 5

Ребята задавали вопросы, исходя из своего
личностного интереса. Так, группа «историков»
спрашивала о «происхождении» футбольной формы, а
«искусствоведов» интересовали эстетические и
литературные вкусы членов команды.

Программа образовательных путешествий
учитывает, например, что одному ребёнку
интересна история костюма, а другому – мир
животных или спорт. Это позволяет увлечь ребят
процессом добывания знаний из конкретной
предметной области.

С 2003-2004 учебного года в нашей школе введено
тьюторское сопровождение любой экскурсии. Мы
считаем, что это очень интересно и важно, так как
дети отправляются в путешествие с определённой
целью: узнать что-то новое по интересующей их
проблеме и «раскрыть» потенциал этого места для
других. Так возникает ситуация наказов – едут
одни, но смотрят «глазами» других.

Во время экспедиции происходит сбор
материалов. Мы постарались максимально включить
участников поездки в активную работу. Ребята
были разделены на группы по ведущему
познавательному интересу, составляли
«Вопросник» с конкретными заданиями, выполнить
которые можно, слушая рассказ принимающей нас
стороны, заглядывая в музеи, роясь в своей памяти
и взятых из библиотеки книгах.

Конечный результат экспедиции – это её
презентация, то есть представление того, что
ребята смогли узнать по своему интересу.

31 января, 3,4,5 февраля 2004 г. состоялась ещё одна
экспедиция по Брянску. Мы вновь посетили колледж
культуры и искусств, где нас принимали, уже как
старых знакомых, преподаватели и директор
колледжа Осадчая С. В. Мы также побывали в цирке,
но на этот раз встречались уже с другой цирковой
династией – семьёй Филатовых. Много интересного
узнали в краеведческом музее и музее братьев
Ткачёвых. Тех, кого интересовало поведение
человека в экстремальных условиях, посетили
аэроклуб ДОСААФ и отделение пожарной охраны
Володарского района г. Брянска. Ребята,
увлекающиеся компьютером, отправились в Сетевую
академию. Везде нас принимали радушно и
гостеприимно, поэтому поездка получилась живой.

А 13 февраля в актовом зале школы уже состоялась
презентация результатов работы временных
проектных экспедиционных групп, в которой
приняли участие учащиеся 6-7-8-х классов в составе
двадцати человек. В качестве зрителей были
приглашены ребята из младших классов. Участники
экспедиции представили «продукты» своего
исследования, которые были наглядно и красочно
оформлены, с использованием фотографий,
сделанных во время путешествия.

О некоторых моментах презентации мне бы
хотелось рассказать подробнее. Чиженок
Екатерину, ученицу 8-го класса, интересовала
история создания женского костюма. По своему
вопросу она смогла найти нужную ей информацию в
брянском краеведческом музее. Её отчёт был в
форме газеты, на которую наклеены небольшие
истории-книжки о женских костюмах. Кроме того,
выполненная данная работа позже вошла в учебный
групповой проект по литературе «Город
николаевских времён», где Катя представляла
«салон моды» той эпохи.

Побывав в колледже культуры и искусств, ученицы
8-го класса Зимакова Олеся и Баранова Женя
подготовили интересную сценку «На вступительном
экзамене в театральном училище», где Олеся
играла роль абитуриента, а Женя изображала
строгого экзаменатора. Их познавательные
интересы в полной мере отразились в этом
импровизированном представлении; у Олеси –
актёрское мастерство, у Жени – возможности
выразительной речи и её влияние на человека.

Ученицы 8-го класса Князева Аня и Тихонова Люда
изучали дизайн помещений, а Балакину Вику
интересовали возможности изменения внешности
человека при помощи причёски. Аня и Люда работали
с залом, предложив желающим научиться
оригинально оформлять подарки к грядущему
празднику – 8 Марта. А Вика, выбрав девочку из
зала, занялась моделированием новой причёски.

Борисова Таня занимается пением. Её
образовательный интерес заключался в том, как
можно передать свои мысли, чувства, настроение
при помощи музыки. Много информации по своему
вопросу она получила всё в том же колледже
культуры и искусств. Таня предложила залу
угадать, с каким настроением она споёт куплет из
известной детской песенки «Про мамонтёнка». А
потом была песня под фонограмму «Чёрный кот », во
время которой Тане удалось «завести» весь зал;
ребята громко аплодировали, а некоторые даже
танцевали в проходе между кресел. Это было первое
выступление Тани для такой большой аудитории,
она очень волновалась. Но, делясь ощущениями от
презентации, девочка сказала, что она «открыла» в
себе новые возможности, о которых даже и не
подозревала.

Группа ребят, интересующихся компьютерными
технологиями, представила вниманию приглашённых
интересный кроссворд, разгадывая который ребята
получали небольшие сладкие призы.

К сожалению, не всем участникам экспедиции
удалось в полной мере найти информацию по своему
интересу. Их проекты оказались немного
«притянутыми» к тем местам, в которых они смогли
побывать. Так, ученицу 7-го класса Добросельскую
Машу интересовал уход за аквариумными рыбками.
Много информации по своему вопросу она нашла в
специальной литературе, а те места, которые были
заявлены в экспедицию, в плане образовательного
интереса мало чем ей помогли. Но, побывав в
краеведческом музее, Маша узнала о женском
костюме. И тогда девочка придумала (не без
участия тьютора) свою форму отчёта: она
изобразила женское платье, «разукрасив» его
существующими видами аквариумных рыбок.

Одно из важнейших открытий, которое сделали
ребята в путешествии, это открытие в себе умения
переживать радость от увиденного и услышанного.
Думается, именно в этом и заключается смысл
эффективного образовательного путешествия.

Рисунок 6



В этом учебном году (21 сентября 2004 года)
состоялась очередная презентация работы Клуба
образовательных путешествий с целью привлечения
новых участников в это объединение.

На презентацию в качестве зрителей были
приглашены ребята из 7-8-х классов. Презентация
состояла из двух серий: путешествие в прошлое и
путешествие в будущее. В первой серии ведущий
знакомил учащихся с особенностями и
возможностями образовательных путешествий,
совместно выявляли отличия экспедиций от
обычных экскурсий. Кроме того, постоянный
участник Клуба Филичев Артём, ученик 9-го класса,
рассказал собравшимся о том, где ему удалось
побывать в прошлом учебном году – особенно
эмоциональным получился рассказ об отделении
пожарной охраны Володарского района, где Артёму
и другим ребятам предоставили возможность
спуститься с пожарной трубы, а также облачиться в
настоящий костюм пожарника.

Ученицы 9-го класса Князева Анна и Балакина
Виктория познакомили ребят с наиболее удачными
«продуктами» экспедиционных исследований:
газетами «Однажды в Клубе», «История женского
костюма», «Уход за домашними животными в
условиях городской квартиры», «Нужен ли учитель
в цирке?».

Во второй серии презентации вниманию ребят
была представлена реклама тех образовательных
маршрутов, по которым им предстоит отправиться
уже в этом учебном году: клуб байкеров,
кондитерская фабрика, исторический музей в г.
Трубчевске, союз дизайнеров и др.

Ребятам также была дана возможность
самостоятельно делать заявку (через менеджера
Клуба) в те места, которые им необходимы для
выполнения различных учебных проектов.

Подводя итоги презентации, ведущий попросил
ребят поднять руки, кому интересна работа Клуба и
кто желает стать его участником. Из
присутствующих откликнулось двадцать человек.
Они остались в актовом зале для первой встречи с
педагогами-тьюторами. Путём голосования было
определено, что в первую очередь большинство
учащихся желает побывать в союзе дизайнеров.
Туда и решили отправиться. Экспедиция состоялась
11 октября 2004 г.


Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 13

Рисунок 14

Рисунок 15

Рисунок 16

Нас очень любезно встретил председатель
брянского союза дизайнеров – Панченко А. С.
Встреча закончилась дружеским чаепитием.
Отрадно и то, что все образовательные экспедиции
для ребят являются бесплатными. Мне, как
менеджеру Клуба, приходится организовывать
различные встречи для наших учащихся. В
большинстве случаев отказов от принимающих
сторон мы не встречали. Радует то, что взрослые
понимают, насколько это важно для ребят,
терпеливо выслушивают их, отвечают на вопросы.
Хотя, конечно, не всегда удаётся доступно
объяснить объекту исследования, зачем ребятам
нужно посетить именно эту организацию, а не
какую-либо другую. Но в ходе встречи всё встаёт на
свои места.

И последнее. Взрослые, строя путешествие для
детей, не должны забывать о том, что увлечь
чем-либо может только заинтересованный взрослый.
Именно поэтому, составляя образовательные
маршруты, мы думаем и о том, чтобы на нём
встретились открытия и для нас, учителей.




Следующий: