Технология самостоятельной учебно-научной и исследовательской деятельности

Проблема успешности обучения
старшеклассников, их адаптации к новым
дидактическим условиям и формам деятельности
связана не только с их психологической
подготовленностью, но и с неумением
самостоятельно работать: читать научные тексты,
слушать и записывать лекции, извлекать и
адекватно первоисточнику перерабатывать
значимую информацию и т.п.

До последнего времени необходимые способы и
приемы самостоятельной работы у учащегося
формировались в основном в результате их
индивидуальных усилий и поисков рациональных
методик в процессе самообразования. Школьные
программы по русскому языку и литературе не
предполагают системы обучения
приемам самостоятельного получения знаний и
формирования необходимых умений; не
ориентированы на совершенствование
самостоятельности и творческого поиска учащихся
в процессе изучения разных предметов. Это
приводит к тому, что некоторые учащиеся
испытывают затруднения в планировании,
организации и рефлексировании собственной
учебной деятельности; их
коммуникативно-познавательные умения остаются
неудовлетворительными, что свидетельствует о
несформированности у них образовательной
компетенции – совокупности взаимосвязанных
смысловых ориентаций, знаний, умений,
навыков и опыта деятельности ученика,
необходимых, чтобы осуществлять личностно и
социально-значимую продуктивную деятельность по
отношению к объектам реальной действительности.

Образовательная компетенция относится к
ключевым компетенциям и непосредственно связана
с информационной и коммуникативной, а
косвенно, опосредованно – с общекультурной,
личностного самосовершенствования,
социально-трудовой. Образовательная компетенция
обеспечивает формирование общеучебных знаний,
умений, способов деятельности, таких качеств
личности, как когнитивные, оргдеятельностные,
креативные, коммуникативные.

Принципы проекта:

  • активность обучающихся, их заинтересованность
    в результатах своего труда и установка на
    конечный результат, которая обеспечивается
    сознательностью освоения материала,
    системностью занятий;
  • соединение теории и практики.

Для реализации этих принципов необходимы
теоретические сведения об изучаемых жанрах
(конспекте, реферате, докладе, отзыве, резюме);
практический материал, направленный на
формирование умений анализировать и создавать
тексты данных жанров; дотекстовые вопросы,
актуализирующие имеющиеся у учащихся сведения
по теме; а самое главное, инструкцию –
технологию, обобщающую приемы, способы
деятельности, порядок того или иного вида
деятельности.

Цели и задачи:

  • повышение эффективности образовательного
    процесса за счет совершенствования у
    учащихся учебно-познавательной деятельности;
  • освоение основных общеучебных умений, что в
    результате обеспечивает функциональную
    грамотность;
  • развитие у школьников оргдеятельностных,
    коммуникативных, креативных качеств личности;
  • развитие навыков самостоятельного достижения
    намеченной цели, конструирования полученных
    знаний;
  • развитие навыков предвидения проблемы, которую
    предстоит решить;
  • формирование умения ориентироваться в
    информационном пространстве: находить
    источники, из которых можно почерпнуть
    информацию;
  • развитие навыков обработки информации;
  • формирование навыков проведения исследований;
  • формирование навыков передачи и презентации
    полученных знаний и опыта.

Типологические признаки проекта:

  • по продолжительности – 2 года (60 часов, 2010 – 2011,
    2011 – 2012 учебные годы);
  • по числу учащихся – групповое проектирование;
  • по предметным областям – межпредметный
    (формирование общеучебных знаний, умений);
  • по доминирующему методу – творческий.

Положительные факторы данной проектной
деятельности:

  • повышение мотивации;
  • развитие способности к активной практической
    деятельности;
  • создание условий для совместной творческой
    деятельности ученика и учителя.

Продукт проектной деятельности:

  • научно-методическое пособие «Технология
    самостоятельной учебно-научной и
    исследовательской деятельности»;

Технологическая карта
проекта




Этапы

Содержание

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

К-во часов

Ценностно-ориентационный Установочное занятие. Цели, задачи
проекта.
Осознание замысла, мотива деятельности,
значимости предстоящей работы.
Мотивация выбора проектной
деятельности, раскрытие его цели и значимости.
2
Планирование 1. Определение источников информации.

2.
Определение способов сбора и анализа информации.

3. Способы представления результатов (формы
отчета).

4. Установление процедур и критериев оценки
результатов и процесса.

Составление плана действий,
формирование задачи, гипотезы, идеи, выбор
средств деятельности.
Консультация по технологии выполнения
проекта (структурирование, общие и специфические
требования).
4
Поисково-исследовательский Сбор и анализ информации. Анализ, сопоставление теоретических и
исследовательских материалов.
Стимулирование поисковой деятельности
учащихся, подготовка памяток и алгоритмов по
организации самостоятельной работы.
12
Промежуточный отчет Представление материалов. Представление альтернатив, возникших в
ходе выполнения проекта, демонстрация
материалов, обсуждение.
Наблюдение, консультация,
корректировка.
4
Исполнительский Составление алгоритмов, технологий. Составление алгоритмов работы над
планом (простым, сложным, цитатным), тезисами,
конспектами, библиографией, аннотацией,
рефератом, технология подготовки доклада и
курсовой работы, исследования, резюме.
Стимулирование и консультирование. 14
Оформительский Паспорт проектной работы. Проектная
папка.
Оформление паспорта (титульный лист,
тип, цель, задачи, вопросы проекта, необходимое
оборудование и т.п.), оформление проектной папки
(план выполнения, промежуточный отчет, вся
собранная информация по теме, результаты анализа
и исследования, записи всех идей, гипотез и
решений, краткое описание проблем, с которыми
стакивались учащиеся, способы их преодоления);
оформление учебного пособия.
Организация деятельности по
оформлению, консультация о требованиях к
оформлению проекта и учебно-методического
пособия.
14
Оценочно-рефлексивный Анализ проделанной работы. Самооценка деятельности. Оценка:
  • креативности;
  • качества использованных материалов;
  • неиспользованных возможностей;
  • потенциал продолжения;
  • качество отчета.

Коррекция.

4
Презентативный Защита проекта. Проектирование формы презентации,
подготовка тезисов выступления и
демонстрационного материала,
учебно-методического пособия, подготовка
публичной защиты.
Подготовка рецензии, генеральная
репетиция публичной защиты проекта.
Доработка с учетом замечаний и предложений.

6




Следующий: