Технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся

Идущая модернизация системы образования
направлена на устранение противоречий между
традиционно сложившейся системой образования и
теми требованиями, которые предъявляются
обществом к выпускникам общеобразовательных
учреждений.

Меняются цели и задачи обучения, и,
соответственно, меняются образовательные
стандарты, учебные планы, идет процесс
дифференциация образовательного процесса по
профилям и уровням обучения. Процесс обучения
предполагает наличие результатов обучения. О
соответствии целей и результатов можно говорить,
когда имеются необходимые механизмы и
инструменты измерения достижения этих целей и
результатов, оценки степени близости
достигнутого к планируемому. Сами же
измерительные инструменты во многом зависят от
характера критериев, применяемых оценочных шкал.
Возникла необходимость создания такой
универсальной многофакторной технологии оценки
качества обучения, которая позволила бы
контролировать и оценивать процесс обучения и
его результаты на различных этапах учебно –
воспитательного процесса.

Школьная система бальных оценок (абсолютная
количественная шкала) не всегда отражает
качественное изменение учащегося в процессе
обучения, в ней фиксируя лишь результат учебного
процесса.

Система предпрофильной и профильной
подготовки учащихся требует совершенно других
методов формирования и развития у них учебной
мотивации, учитывающей личностные запросы
учащихся по данному предмету или в определенной
образовательной области.

Но в профильном образовании существует и целый
ряд проблем. Возникает проблема, как изменяя
учебную мотивацию стимулировать учебную
деятельность по тем предметам, которые не
являются профильными и при этом не снизить
качество знаний по профильным предметам?

В 2004 году в МОУ средняя общеобразовательная
школа № 70 обратились представители Ижевской
государственной медицинской академии. Доцентом
кафедры военной и экстремальной медицины
кандидатом педагогических наук А.Н. Калиниченко
и его соавторами было предложено апробировать
методику оценки учебной успешности студентов на
кафедре военной и экстремальной медицины. При
этом преследовались следующие цели: определение
возможности применения этой методики на предмет
эффективности в условиях общеобразовательной
школы и создания преемственных оценочных систем.
Использование этой рейтинговой оценочной
технологии по непрофильном предмету (биологии) в
течение третьей и четвертой четвертей в 2004 – 2005
учебном году в 9 Б классе показала следующее: у
учащихся качественно меняется учебная
мотивация, значительно повышается успеваемость
по предмету, повышается уровень
коммуникабельности между субъектами процесса
обучения. Изменилось само отношение к учебе,
которое можно выразить следующим образом:
“Важно не только то, какую оценку получил, но и
то, что было сделано для этого. На каком уровне
успешности я находился, нахожусь на данном этапе
и буду находиться в дальнейшем”. Перейдя в
десятый класс, они оказались более
подготовленными к обучению в старшей профильной
школе. Но предложенная методика имела и ряд
недостатков, так была предназначена для
использования в высшем профессиональном
образовательном звене и не учитывала
особенности школьной системы обучения.

Поэтому нами, при методической поддержке выше
указанного преподавателя ИГМА, разработана
методика оценивания учебной успешности для
общеобразовательной школы системы
предпрофильного и профильного обучения. В своей
работе мы сохранили принцип технологии
рейтинговой оценки, предложенной А.Н.
Калиниченко и его соавторами. Данная методика
напрямую связана с темой нашего проекта.

Целью нашей работы является: разработка и
апробирование технологии рейтинговой оценки
учебной успешности учащихся для объективизации
контроля качества знаний обучаемых и усиления их
мотивации на более высокие результаты в условиях
предпрофильной и профильной подготовки в
условиях общеобразовательного учреждения,
создание проекта по ее применению.

Задачи, решаемые ходе реализации проекта:

– объективизация контроля качества знаний
учащихся, определение степени включенности
обучаемых в познавательных процесс, унификация
методики оценки учебной успешности;
– использование расширенного оценочного
диапазона при сохранении традиционной системы
оценки учебной успешности учащихся, получение
возможности детализированного анализа учебной
успешности учащихся по ряду критериев
учебно-воспитательного процесса, повышение
информационной активности учащихся, повышение
уровня коммуникативной культуры учащихся;
– коррекция используемой методики.

Технология рейтинговой оценки разработанная
на теоретических основах модульного
принципа обучения (элементы применения которой
имеются в любой педагогической технологии) и
рейтинговой системы контроля знаний,
представлена звеньями гармонично сочетающихся
между собой алгоритмов, функционально
направленных на рейтинговую оценку учебной
деятельности учебной успешности учащихся.

“Технологии рейтинговой оценки учебной
успешности учащихся” представляет собой
многофакторную технологию оценки обучения, в
которой успешность, кроме успеваемости,
оценивается по следующим оценочным критериям:
домашнее задание (его наличие, соответствие
заданному объему), информационная активность
(сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.),
участие в изучении нового материала и
закреплении изученного материала, дисциплина
(замечания, диструктивный конфликт), пропуски
уроков и опоздания (без уважительной причины).
Для каждого из оценочного критерия разработана
шкала оценивания в Ре. Таким образом, мы получаем
возможность оценить все стороны
учебно-воспитательного процесса.

В ней используется как пятибалльная система
оценок, так и рейтинговая шкала учебной
успешности. Балльная система оценок
соответствует пятибалльной системе учебной
успеваемости. Использование традиционной
пятибалльной системы оценивания знаний, умений и
навыков учащихся основано на том, что
выставление оценок в аттестат, классный журнал
соответствует требованиям действующих
нормативных документов по оценке знаний, умений
и навыков учащихся по отдельным предметам и
предметным областям. Рейтинговая шкала учебной
успешности использует единицы успешности – Ре
(рейтинговые единицы). Предусмотрена система
перевода оценочных баллов в единицы успешности.
В зависимости от уровня успеваемости выделяют
следующие уровни успеваемости наивысший, высший,
высокий, средний, низкий, крайне низкий,
чрезвычайно низкий.

Предусмотрена система начисления
поощрительных и штрафных баллов, которая, при
соблюдении требований учебно-воспитательного
процесса, позволит либо повысить уровень учебной
успешности, либо понизить, если учащийся, нарушая
требования учебно-воспитательного процесса, их
получает.

Выведенная итоговая рейтинговая оценка
учебной успешности покажет преподавателю и
учащемуся действительную картину состояния
процесса обучения, что позволит произвести
коррекцию процесса обучения, прогнозировать
результаты обучения, соотносить состояние
учебной успешности в начале обучения и на выходе.

Предлагаемая авторами методика определения
уровня учебной успешности учащихся

обеспечивает возможность контроля качества
обучения на отдельных этапах урока, уроке, по
теме, разделу, курсу. Но алгоритм выведения
учебной успешности един, т. е сам процесс
определения учебной успешности технологичен.

Первоначально необходимо определение уровня
успешности учащегося на каждом отдельном уроке.
Алгоритм выполняемых действий рассматривается в
Таблице № 7.

Начальное звено (Таблица
№ 1
), в последовательно выполняемых
действиях, представлено системой знаков, которые
используют преподаватели на каждом уроке для
заполнения поурочной учебно-методической карты (Таблица № 2)
определения рейтинга учебной успешности. Эти
знаки отражают соответствующие явления
учебно-воспитательного процесса, как
положительные, так и отрицательные, а так же их
соотношение, обусловленное учебной активностью
учащихся, предопределяет их
качественно-количественную характеристику, т.е.
учебную успешность. Необходимо, чтобы учащиеся
были ознакомлены с этой системой знаков, четко
представляли себе критерии выставляемых
оценочных баллов как в традиционной пятибальной
системе, соответствующих действующим
нормативным требованиям по оценке знаний, умений
и навыков учащихся по отдельным учебным
предметам и образовательным областям, так и в
предлагаемой авторами системе знаков.

Второе звено (Таблица
№ 4
)представлено рейтинговым
модулем № 1
оценки учебной успешности
учащихся, включающим в себя и успеваемость по
предмету. Рейтинговый модуль оценивает учебную
успешности учащихся по основным критериям
учебно – воспитательного процесса:
успеваемость, информационная активность,
активность при изучении нового материала,
выполняемость домашнего задания, дисциплина,
пропуски уроков и опоздания на них без
уважительной причине. В модуле сто рейтинговых
единиц (далее Ре) учебной успешности,
распределенных по выше названным семи оценочным
критериям, которые обучаемый может либо
сохранить, либо, в меньшей или большей степени,
потерять, что и определяет его соответствующий
уровень успешности.

Основная доля Ре единиц приходится на
успеваемость – 50 Ре. В “Рейтинговом модуле
оценки учебной успешности учащихся (с
успеваемости)” предлагается система подсчета
оценочных баллов в зависимости от количества
полученных оценок, исходя из 10 оценок, как
наиболее удобное число для расчетов. Оценочными
баллами являются те баллы, полученные учащимися
по традиционной пятибальной системе.
Предполагается, что на одном уроке учащийся
может получить несколько оценок: за домашнее
задание – обсуждение домашнего задания,
проверочную работу по домашнему заданию; в ходе
изучения нового материала – за участие в
интерактивной беседе, лекции, решении задачи,
проблемной ситуации, защите доклада и т. д.;
закреплении – обобщение, решение задачи,
применении изученного материала в новой
ситуации и т. д.. Но возможен и другой способ
подсчета среднего балла успеваемости. Этот
способ достаточно часто используется в
практической деятельности для определения
среднего балла. Оценки суммируются, и эта сумма
делится на количество оценок. Получившееся
частное умножается на 10. Цифра 10 выступает в
качестве коэффициента расчета.

Хср = ( (Х1 + Х2 + Х3 …) / N) 10 , где

Хср – средний балл успеваемости учащегося за
урок,
– сумма
оценок полученных на уроке,
Х1 – оценка по порядку,
N – количество оценок полученных на уроке,
10 –. коэффициент расчета.

Далее полученный средний балл успеваемости
необходимо перевести в рейтинговые единицы,
используя ту же самую таблицу. В зависимости от
количество Ре, полученных только за учебную
деятельность, можно определить на каком уровне
учебной успеваемости находится данный учащийся
на этом уроке. Выделяются следующие уровни
успешной успеваемости – наивысший, высший,
высокий, средний, низкий, крайне низкий,
чрезвычайно низкий. Уровень учебной
успеваемости показывает насколько качественно
работал ученик по изучаемому материалу. Но
процесс обучения не только несет в себе
обучающую нагрузку, но и воспитательную. Поэтому
для определения общей учебной успешности
необходимо проделать следующее:

а) определить количество Ре по оценочным
критериям за пропуски, опоздания, нарушения
дисциплины, информационную активность,
активность при изучении нового материала,
наличие домашнего задания.

б) посчитать сумму Ре по оценочным критериям
вместе с Ре баллами учебной успеваемости

Ре об = Ре пр + Ре оп + Ре дс + Ре иа+ Ре нв + Ре дз + Реусть, где



Ре об – общая учебная успешность,
Ре нв –
сумма Ре за участие в изучении нового материала,
Р пр –
сумма Ре за пропуски,
Ре дз –
сумма Ре за подготовленность домашнего задания,
Ре оп –
сумма Ре за опоздания,
Реусть –
сумма Ре за успеваемость,
Ре дс –
сумма Ре за дисциплину,
Ре иа –
сумма Ре за информационную активность.

в) Используя итоговую шкалу общей учебной
успешности определить уровень успешности
ученика.

Третье звено технологической цепи
представлено поуровневым распределением
поощрительных и штрафных баллов на основе
использования рейтингового модуля № 2
оценки учебной успешности учащихся без учебной
успеваемости (Таблица
№ 5
). Введение этого модуля необходимо
для большей объективности при выставлении
итоговой оценки за урок. Начисление
дополнительных баллов к оценке за учебную
активность позволяет обучаемому повысить
итоговую оценку за урок или может привести к
понижению итоговой оценки после вычитания
штрафных баллов. В модуле 2 (Таблица № 5)
как и в модуле № 1 используется 100 Ре. Начисление
поощрительных или штрафных баллов возможно за те
же оценочные критерии учебной успешности, кроме
успеваемости – информационная активность,
активность при изучении нового материала,
выполняемость домашнего задания, дисциплина,
пропуски уроков и опоздания на них без
уважительной причине.

Ре об = Ре пр + Ре оп + Ре дс + Ре иа + Ре нв + Ре дз, где

Ре об – общая учебная успешность без
успеваемости,
Ре иа –
сумма Ре за информационную активность,
Ре пр –
сумма Ре за пропуски,
Ре нв –
сумма Ре за участие в изучении нового материала,
Ре оп –
сумма Ре за опоздания,
Ре дз –
сумма Ре за подготовленность домашнего задания,
Ре дс –
сумма Ре за дисциплину.

Имеется и шкала определения уровней оценки
учебной успешности учащихся без учета
успеваемости. В зависимости от того, сколько Ре
баллов набрал ученик, в данном случае, будет
зависеть и количество поощрительных или
штрафных баллов. Само количество этих баллов
определяется по Таблице
№ 6
.
Далее вычисление итогового балла
осуществляется по формуле:

Иб = Ср успть + Пб, где

Иб – итоговый балл,
Срусспть – срдний балл успеваемости за урок,
Пб – поощрительный балл,

Или же:

Иб = Ср успть – Шб, где

Иб – итоговый балл,
Срусспть – срдний балл успеваемости за урок,
Шб – штрафной балл.

Поощрительные баллы могут так же даваться
участие и победу в олимпиадах различного уровня,
научно – практических конференциях, конкурсах,
спортивных соревнованиях, творческих проектах:
школьный уровень – по 0,1 б за участие, еще 0,1 за
попадание в пятерку победителей, районный и
городской уровень – по 0,1 б за участие и 0,2 за
попадание в пятерку победителей,
республиканский уровень – по 0,2 за участие и 0,3 за
попадание в пятерку победителей.

Выведенный итоговый балл более объективен, так
как выставлен с учетом множества оценочных
критериев, показывает уровень общей учебной
успешности учителю и обучаемому в понятной и
привычной для них традиционной форме и по
уровням успешности.

После того как завершено изучение темы , тоже
возникает необходимость определения учебной
успешности по этой пройденной теме (четвертое
звено
). Для этого предлагается два
варианта анализа учебной успешности учащихся.

Первый вариант (Таблица
№ 3
) более детальный, он позволяет вести
мониторинг по каждому учащемуся по учебной
успеваемости и по уровням общей учебной
успешности по мере прохождения темы и по ее
итогам. В тематическую учебно-методическую карту
проставляется средний балл успеваемости по
урокам соответственно номерам урока.
Высчитывается средний бал успеваемости по теме
по формуле

Yср = (Хср1 + Хср2 + Хср3 …) / N , где

Yср – средний показатель успеваемости
учащегося по теме,
Хср1 – средний бал успеваемости учащегося за
урок, –
сумма Хср полученных за N уроков,
N – число уроков в теме.

Следующий шаг – вычисление среднего балла
успеваемости по теме, если по итогам темы
проводится зачет, контрольная работа и т.д.

Z = Yср + Бкр, где

Z – средний балл по теме с учетом тематической
контрольной работы,
Yср – средний показатель успеваемости учащегося
по теме.

Далее уже по известной схеме осуществляется
определение уровня учебной успешности с учетом и
без учета успеваемости начисление поощрительных
и штрафных баллов, итогового балла и определение
общего уровня успешности.

Второй вариант (Таблица
№ 3.1
) представляет собой более
упрощенную систему определения учебной
успешности, но в тоже время более удобную.

В тематическую учебно-методическую карту
проставляется средний балл успешности по урокам
соответственно номерам урока. Высчитывается
средний бал успешности по теме по формуле

Tср = (О1 + О2 + О3 …) / N, где

Tср – средний показатель успешности в РЕ
учащегося по теме,
О1 – средний бал успешности учащегося за урок,
– сумма
полученных Ре за N уроков,
N – число уроков в теме.

Далее, если нет особой необходимости в
определении учебной успешности с учетом
успеваемости и без нее, можно просчитать общую
учебную успешность как в Ре, так и в баллах,
выявить уровни успешности по каждому ученику,
определив его успешность в теме по Таблице № 8 – пятое
звено
.

Аналогично (по варианту 2) определяется уровень
учебной успеваемости и учебной успешности по
всему предметному курсу.

Для усиления мотивации в качестве поощрения
предлагается следующее: если учащиеся находятся
на наивысшем и высшем уровне учебной успешности,
то они освобождаются от тематической
контрольной работы, получая при этом задание
связанное либо с информационной активностью,
либо проблемного характера; учащиеся,
значительно повысившие по мере изучения
предмета свой рейтинговый уровень и при этом
подтверждают его регулярно – получают задания,
которые позволят ими еще более поднять свой
рейтинговый уровень, а так же в при наличии
спорной оценки за четверть – оценка выводится в
пользу учащегося.

Для для реализации данной методики нам необходимо
следующее:

Во-первых, наличие разработанной методики
оценки учебной успешности учащихся. Во-вторых,
контингент учащиеся предпрофильных и профильных
классов – на первом этапе реализации проекта –
9Б, на втором – 9А, 10А, 10В, далее в зависимости от
комплектования. В-третьих, предметы. Так как
новый вариант методики оценки учебной
успешности учащихся еще не проходил апробацию,
то на учебный период с января по май 2005–2006
учебного года, предлагаем один из непрофильных
предметов – биологию. Далее предполагается
расширение перечня преподаваемых предметов.
В-четвертых, исходных уровень учебной
успеваемости учащихся этих классов как по
отдельным учащимся, так и по классу целиком. Этот
уровень успеваемости, который будет являться
контрольным при дальнейшем анализе уровней
успеваемости и успешности по итогом обучения в 9,
10, 11-м классах, соответственно. В-пятых, ведение
мониторинга за уровнем успешности и
успеваемостью. В-шестых, осуществление контроля
за изменением качества обучения в виде
проверочных работ, предусмотренных рабочей
программой по предмету и административными
контрольными работами. В-седьмых,
диагностическое анкетирования учащихся на входе
и выходе, и анализ результатов школьными
психологами и администрацией. В-восьмых, наличие
материально – технической базы: ксерокса,
принтера, компьютера. В-девятых, рабочие
программы и поурочные планы, с указанием форм
работ, типов работ, количества заданий.

В ходе реализации проекта мы ожидаем следующие
результаты:

1. Повышение качества знаний по непрофильным
предметам, предметным областям вследствие
усиления учебной мотивации учащихся, и, как
следствие, повышение общеобразовательного
уровня учащихся среднего и старшего школьного
звена.
2. При переходе из системы предпрофильной
подготовки в профильную наличие контингента
учащихся более мотивированных на обучение на
следующей ступени обучения.
3. Повышение коммуникационной культуры в
результате совместного сотрудничества
преподавателей и учащихся.
4. Наличие апробированной методики по
рейтинговой оценки учебной успешности учащихся,
направленной на усиление учебной мотивации в
условиях предпрофильной и профильной подготовки
учащихся.

В процессе реализации проекта авторы
предполагают использование следующих
методов:

  • анкетирование;
  • математический – для расчета уровней
    успеваемости и успешности;
  • статистический – при наличии количественных
    показателей, полученных в ходе реализации
    проекта;
  • метод прогнозирования (в частности метод
    экстраполяции) – при перенесении предполагаемой
    проанализированной ситуации изменения
    мотивации и учебной успешности на будущее время,
  • метод моделирования.

Сроки реализации проекта: 2005–2009 год. Срок
реализации проекта достаточно реален, так как
сама система оценивания учебной успешности
предполагает ее использование в течение
достаточно длительного времени, что и является
одним из условий реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

I. Январь – май 2005 года – апробирование
методики рейтинговой оценки учебной успешности
А. Н. Калиниченко, доцента ИГМА, кандидата
педагогических наук; анализ результатов,
выяснение ее недостатков.

II. Сентябрь – декабрь 2005–2006 учебного года,
методическая работа по созданию методики оценки
учебной успешности учащихся классов системы
предпрофильного и профильного обучения.

III. Январь 2005–2006 учебного года:

А) определение контрольного исходного уровня
успеваемости;
Б) диагностическое анкетирование и его анализ;
В) ознакомление учащихся с оценочной системой их
учебной успешности.

IV. Февраль – май 2005–2006 учебного года:

А) по мере прохождения курса по темам
определение уровня успеваемости и уровня
успешности;
Б) мониторинг уровня успеваемости и уровня
успешности по темам;
В) определение уровня успеваемости и успешности
по итогам года;
Г) диагностическое анкетирование и его анализ;
Д) определения недочетов в методике оценивания
успешности учащихся и их устранение.

V. Сентябрь – май 2006–2007 учебного года:

А) упорядочение рабочих програм в соответствии
с требованиями по применеению технолгии;
Б) определение исходного уровня успеваемости
учащихся, перешедших в 9 класс;
В) включение в эксперименталльную работу 9
предпрофильных классов;
Г) по мере прохождения курса по темам определение
уровня успеваемости и уровня успешности (9, 10, 11-е
классы);
Д) мониторинг уровня успеваемости и уровня
успешности по темам;
Е) определение уровня успеваемости и успешности
по итогам года и сравнение с результами
предыдущего учебного года;
Ж) диагностическое анкетирование и его анализ;
З) определения недочетов в методике оценивания
успешности учащихся и их устранение.

VI. 2007–2008 учебный год: применение методики
оценивания учебной успешности с 9 – 11 классы и
адаптация ее к восьмым предпрофильным классам.

VII. 2008–2009 учебный год: использование
отработанной методики с восьмой по одиннадцатый
класс.

Предлагаемая авторами методика оценки учебной
успешности, реализуемая проектом, применима
практически к любому предмету образовательной
области, может иметь локальный характер,
применима как к одному классу, так и параллели, и
к системе предпрофильного и профильного
обучения одного общеобразовательного
учреждения; а так же в систем образовательных
учреждений “школа – школа”, “школа –
техникум”, “школа – вуз”. Проект может быть
реализован на других уровнях: региональном и
федеральном
.




Следующий: