Технология развития критического мышления в УМК Школа–2100 – ключ к формированию современной личности

Самое интересное в идеях — это
попробовать их на деле.
Р.Бах

Сегодня перед учителем начальных классов стоит
сложная методическая задача — формировать
современную личность, т.е. личность способную к
самосовершенствованию, саморазвитию,
самореализации. Личность готовую использовать
усвоенные знания, умения и способы деятельности
в реальной жизни для решения практических задач
и жизненно значимых ситуаций. Комбинаторность в
реализации технологии критического мышления в
УМК «Школа 2100″ становится средством подготовки
личности к жизни в обществе.

Управление развитием ученика можно
представить в схеме.

Схема1. Управление развитием ученика.

На схеме 1 обозначено, что для развития личности
необходимо создать комфортную развивающую среду
с атмосферой сотрудничества, содружества,
сотворчества, где ценностью будет являться
человек, а значит подход в обучении — личностно
ориентированный с субъектным взаимодействием.
Для реализации идеи мною была выбрана
общеобразовательная система «Школа 2100″:

  • это современная научно обоснованная и
    проверенная практикой образовательная система,
    рекомендованная Российской академией
    образования;
  • это развивающее образование для массовой школы;
  • это условие для функционально грамотной
    личности.

Дидактическая система УМК «Школа 2100″
строилась на теории деятельности исходя из
требований:

  • Системного тренинга коммуникативных
    способностей и видов деятельности во всей
    полноте.
  • Включения в новую систему обучения опыта
    традиционной школы.
  • Синтез идей ведущих педагогов.

Принципы в системе обучения в УМК «Школа 2100″:

  • Принцип деятельности.
  • Принцип непрерывности.
  • Принцип целостного представления о мире.
  • Принцип минимакса.
  • Принцип психологической комфортности.
  • Принцип вариативности.
  • Принцип творчества.

Отличительные особенности комплекта учебников
Образовательной системы «Школа 2100″:

  • Отвечают концепции вариативного развивающего
    образования.
  • Используются в разных типах школ.
  • Построены на общих дидактико-психологических
    принципах.
  • Единое содержание образования.
  • Обеспечивают преемственность всех ступеней
    образования.
  • Построены с учётом психологических
    особенностей.
  • Ориентированы на использование современных
    технологий обучения (Схема 2)

Схема 2. Современные технологии
обучения в УМК «Школа 2100″

Одной из самых современных технологий является
- технология развития критического мышления.
Опытным путём я увидела сочетаемость технологии
критического мышления с УМК «Школа 2100″, что
привело к хорошим результатам (таблица 1)

Таблица 1.

Сочетаемость приёмов
технологии критического мышления с УМК «Школа
2100″


Личностные функции (по
П.Е. Решетникову)
УМК «Школа 2100″ Технология
критического мышления (приёмы)
Форма работы Качества личности, которые
надо развить (по Дж.Халперну)
принципы ведущие технологии
1. Функция изобретательности
(способность к выбору)

(Схема3)

2.Функция бытийности

(поиск смысла жизни и творчества)

(Схема3)

3. Формирующая функция (формирование образа
«Я»)

(Схема 4)

4. Функция ответственности

(Схема 4)

5. Функция рефлексии (способность оценивать
свои достижения)

(Схема 5)

1.Принцип деятельности.

2.Принцип
творчества

3.Принцип непрерывности.

4.Принцип целостного представления о мире.

5.Принцип минимакса.

6.Принцип психологической комфортности.

7.Принцип вариативности.

1.Проблемный диалог

2.Технология формирования правильной
читательской деятельности

3.Технология оценивания образовательных
достижений.

Фишбоун

Перекрёстная дискуссия

Инсерт

Кластеры

Чтение с остановками

Бортовой журнал

Дневники

Таблица «З-Х-У»

Таблицы вопросов

Синквейн

Групповая

В парах

Готовность к планированию

Гибкость.

Настойчивость

Готовность исправлять ошибки.

Осознание

Поиск компромиссных решений.

Комбинаторность УМК «Школа 2100″ с технологией
критического мышления

Схема 3. Функции бытийности,
изобретательности

Схема 4. Функции бытийности,
ответственности, формирующая

Схема 5. Функция рефлексии

Как видно из таблицы 1, приёмы технологии
критического мышления органично сочетается с
образовательными технологиями, используемыми
мною на уроках УМК «Школа 2100″ в целях
формирования современной личности:


Педагогическая технология Приёмы технологии
критического мышления
Новые качества личности
учащихся
1. Информационно-коммуникативные Кластеры

Инсерт

Повышение мотивации к обучению
2. Проблемное обучение Кластеры

Фишбоун

Чтение с остановками

Развитие познавательной
самостоятельности приобретения ЗУНов
3. Игровые технологии Бортовой журнал

Кластеры

Коммуникативные способности,
общительность, развитие творческой деятельности
4. УДЕ Кластеры

Таблица вопросов

Достижение целостности знаний по
предмету
6. Педагогика сотрудничества Кластеры

Бортовой журнал

Таблица «З-У-Х»

Само- и взаимодеятельность,
саморазвитие, коммуникативные способности
7. Обучение в диалоге Кластеры

Фишбоун

Таблица «З-У-Х»

Формирование коммуникативной и
дискуссионной культуры
8. Уровневая дифференциация Бортовые журналы

Инсерт

Уверенность в себе, создание ситуации
успеха
9. Портфолио Дневники Активизация познавательной
деятельности, саморазвитие, развитие творческих,
коммуникативных способностей
10. Видеотехнологии Кластер

Дневник

Бортовой журнал

Таблица вопросов

Развитие познавательной активности,
формирование интереса к обучению

Следующий: