Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия Школы совершенствования профессионального мастерства

Мастер-класс – одна из форм
эффективного профессионального обучения
педагогов. М.М. Поташник характеризует
Мастер-класс как ярко выраженную форму
ученичества у Мастера. То есть Мастер передает
ученикам опыт, мастерство, искусство в точном
смысле, чаще всего – путем прямого и
комментированного показа приемов работы.

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти
несколько значений слова «мастер»:

  • Квалифицированный работник в какой-нибудь
    производственной области;
  • Руководитель какого-нибудь производственного
    цеха в отдельной специальной области:
  • Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь
    делать;
  • Специалист, достигший высокого искусства в
    своем деле.

Ближе всего для педагога два последних
определения.

Мастерство трактуется Ожеговым как
высокое искусство в какой-нибудь отрасли.

Разные педагоги в разное время по-разному
пытались дать определение педагогическому
мастерству
. Так, например, А. Дистервег
считал, что педагог – мастер, и только он имеет
«Развитие познавательные способности,
совершенные знания учебного материала, как со
стороны содержания, так и формы, как его сущности,
так и метода преподавания. А.С. Макаренко отмечал,
что сущность педагогического мастерства
проявляется в знаниях и умениях. В современной
педагогической литературе в характеристику
понятия «педагогическое мастерство» включают
следующие компоненты:

  • Психологическую и этико-педагогическую
    эрудицию;
  • Профессиональные способности;
  • Педагогическую технику;
  • Определенные качества личности, необходимые
    для осуществления профессиональной
    деятельности.

В современных условиях педагог-мастер – это
педагог, обладающий исследовательскими навыками
и умениями, знающий особенности
экспериментальной работы, умеющий анализировать
инновационные педагогические технологии,
отбирать содержание и применять на практике,
умение прогнозировать итоги своей деятельности,
разрабатывать методические рекомендации.

Фундамент (основу) педагогического мастерства
охватывают следующие основные составляющие: личность
педагога, знания и педагогический опыт.
Учитель
учится всю жизнь, он находится в постоянном
развитии и всю трудовую жизнь является
исследователем. Мастерство, как правило,
связывают с большим опытом. Первым же шагом к
педагогическому мастерству является творчество.
Несмотря на массовый характер педагогической
профессии, подавляющее большинство учителей –
творческие личности, идущие к мастерству. В
мастерстве педагога можно выделить четыре
относительно самостоятельных элемента:

  • Мастерство организатора коллективной и
    индивидуальной деятельности детей;
  • Мастерство убеждения;
  • Мастерство передачи знаний и формирования
    опыта деятельности;
  • Мастерство владения педагогической техникой.

Педагогическая техника занимает особое место в
структуре мастерства учителя.

Педагогическая техника – это совокупность
навыков, которая необходима для эффективного
применения системы методов педагогического
воздействия на отдельных учащихся и коллектив в
целом (умение выбрать правильный стиль и тон в
общении, умение управлять вниманием, чувство
такта, навыки управления и др.).

Уровень педагогического мастерства
возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:

  • Стимулирование и мотивация личности ученика в
    процессе обучения;
  • Организация учебной деятельности учащегося;
  • Владение содержанием и дидактической
    организацией образования;
  • Организация и осуществление
    профессионально-педагогической деятельности в
    процессе обучения;
  • Структурно-композиционное построение
    урока (занятия или другой формы).

Т.о., мы рассматриваем мастерство учителя –
как синтез личностно-деловых качеств и свойств
личности, определяющий высокую эффективность
педагогического процесса.

Учителю-мастеру важно уметь эффективно
представлять свой опыт, транслировать его как
можно большему количеству коллег,
профессионально, таким образом, развиваясь.
Одной из форм трансляции педагогического
опыта является «Мастер-класс».

«Мастер-класс» – то разовая форма работы,
которая объединяет небольшие группы учителей.
Учитель-Мастер представляет собственную систему
работы, предполагающую:

  • комплекс методических приемов, педагогических
    действий, которые присущи именно этому педагогу;
  • оригинальные действия взаимосвязаны между
    собой и обеспечивают эффективное решение
    учебно-воспитательных задач;
  • Признаками системы работы учителя являются:
    целостность, оптимальность в определении места и
    времени применения каждого методического
    приема; разносторонность воздействия на
    учащихся с одновременной сосредоточенностью на
    развитии стержневых ведущих качеств личности;
    оригинальность методики.

«Мастер-класс» как форма обучения является
средством создания трех типов условий:

  • Обеспечивается формирование мотивации и
    познавательной потребности в конкретной
    деятельности;
  • Стимулируется познавательный интерес,
    отрабатываются условия по планированию,
    самоорганизации и самоконтролю педагогической
    деятельности;
  • Осуществляется индивидуальный поход по
    отношению к каждому участнику мастер-класса,
    отслеживают позитивные результаты
    учебно-познавательной деятельности каждого
    учителя.

Мастер-класс как педагогическая
технология
включает в себя следующие
взаимосвязанные блоки: цель научной идеи,
последовательные действия учителя и ученика,
критерии оценки и качественно новый результат.

Цель мастер-класса – создать условия
для профессионального самосовершенствования
учителя, при котором формируется опыт подготовки
к проектированию адаптивной образовательной
среды ученика, формируется индивидуальный стиль
творческой педагогической деятельности в
процессе опытно-экспериментальной работы.

Основные научные идеи
деятельностный, личностно-ориентированный,
исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий
пошаговый алгоритм изучения авторской системы
работы учителя-Мастера.

Критерии оценки – новый уровень
индивидуального стиля творческой
педагогической деятельности (имитационный,
конструктивный, творческий).

Качественно новый результат
умение моделировать урок в режиме технологии, в
которой эффективно работает мастер.

Структура проведения «Мастер-класса»:

1. Презентация педагогического опыта
педагога-мастера

  • Обоснование основных идей педагогической
    технологии, применяемой учителем
  • Характеристика творческой лаборатории
    педагога-мастера (описание достижений в опыте
    работы, источников, откуда педагог черпал свои
    разработки)
  • Определение проблем и перспектив в работе
    педагога-мастера
  • Описание системы уроков (занятий) в режиме
    эффективной педагогической технологии,
    представляемой педагогом

2. Представление урока (занятия), системы
уроков (занятий)

  • Рассказ педагога о проекте занятия
  • Определение основных приемов и методов работы,
    которые будут демонстрироваться
  • Краткая характеристика результативности
    используемой технологии
  • Вопросы педагогу по изложенному проекту

3. Урок (занятие) или имитационная игра со
слушателями с демонстрацией приемов эффективной
работы с учащимися (воспитанниками)

4. Моделирование

  • самостоятельная работа слушателей по
    разработке собственной модели урока (занятия) в
    режиме продемонстрированной педагогической
    технологии. Мастер исполняет роль консультанта,
    организует самостоятельную деятельность
    слушателей и управляет ею.
  • обсуждение авторских моделей урока (занятия)
    слушателями

5. Рефлексия

  • Дискуссия по результатам совместной
    деятельности Мастера и слушателей
  • Заключительное слово педагога-мастера по всем
    замечаниям и предложениям

Цель проведения конкретного урока
(занятия) определятся Мастером в зависимости от
того, что он будет показывать.

Варианты:

  • 1) Показ программы деятельности, элективного
    курса, факультатива и т.п.
  • 2) Показ отдельных форм работы, которые
    использует в своей деятельности педагог
  • 3) Показ отдельных методов работы
  • 4) Показ инновационных моментов деятельности

Формы:

  • Лекция
  • Практическое занятие
  • Интегрированное (лекционно-практическое)
    занятие

Результатом «мастер-класса» является
модель урока (занятия), которую разработал
«учитель-ученик» под руководством
«учителя-Мастера» с целью применения этой модели
в практике собственной деятельности.

Проведение «мастер-класса» – это показатель
зрелости учителя, демонстрация высокого уровня
профессионального мастерства.

Презентация «Технология проведения
«Мастер-класса» (Приложение 1).

Литература:

  1. Галицких Е. Заманчивей всего и
    бескорыстнее на свете: педагогическая
    мастерская для педагогов и школьников,
    посвященная игре/А.А.Галицких //Воспитание
    школьников. – 2003. – № 2. – С. 31–33.
  2. Гузова Л П. Развитие профессиональной
    культуры учителя – фактор успешной работы /Л.П.
    Гузова
    //Методист. – 2005. – № 2. – С. 34–37.
  3. Русских Г.А. Мастер-класс – технология
    подготовки учителя к творческой
    профессиональной деятельности /Г.А.Русских
    //Методист.– 2002. – № 1. С. 38–40.
  4. Русских Г.А. Педагогическая мастерская как
    средство подготовки учителя к проектированию
    адаптивной образовательной среды ученика /Г. А.
    Русских //Методист. – 2004. – № 2. – С. 25–28.
  5. Творческая школа «Мастер-класс»/Е.
    Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаев
    а и др. //Учитель.
    – 2003. – № 5. – С. 44–74.
  6. Комарь В. Д. Повышение профессионального
    мастерства педагогов- воспитателей / /
    Научно-методический журнал заместителя
    директора школы по воспитательной работе. – 2005.
    – № 1. – С.84–87.
  7. Положение о «мастер-классе» как форме
    профессионального обучения учителей //Практика
    административной работы в школе. – 2004. – № 5. – С.
    46.

Следующий: