Технология построения объяснительных моделей для ряда небесных явлений в курсе Окружающий мир

  1. Опишите небесное явление. Потребуйте
    объяснения природы явления.
  2. С помощью фонарика и мячика пронаблюдайте, как
    отражает свет мячик. ( — Что само светит, а что
    отражает свет?)
  3. Вырежьте круги из бумаги. Обозначьте планеты и
    звезды буквами. “С” Солнце, “З” — Земля, “Л” -
    Луна. На одном краю Земли нарисуйте наблюдателя.

  1. Разместите на доске произвольно модели
    небесных тел.
  2. Определите “освещенную” зону, приложив две
    линейки к Солнцу и Земле. (Луне) Проверьте,
    попадет ли точка с наблюдателем в “освещенную”
    зону.

- Как располагаются солнечные лучи?

- Какая часть планеты оказалась в тени?

  1. Используйте дополнительный набор моделей для
    фиксации “освещенной” зоны и тени.

  1. Поставьте проблемный вопрос: Как должны
    двигаться Солнце и Земля, (С-Л-З), чтобы…
  • наблюдать смену дня и ночи;
  • с Земли наблюдать фазы Луны;
  • солнечное и лунное затмения.
  1. Организуйте работу детей в группах по
    выдвижению гипотез, составлению объяснительных
    схем. (Гипотезы выкладываются в виде схем
    взаимного движения на бумаге (доске))
  2. Вынесите схемы на доску для обсуждения.
    Выясните:
  • все ли понимают, что изображено на схемах;
  • уточните, что хотели показать;
  • помогите сделать точно;
  • уберите одинаковые схемы, оставьте только те,
    которые нужно оценить;

Правильная схема располагается последней.

  1. Выберите критерии оценки схем.
    - Какой должна быть схема, чтобы мы сказали, что
    она правильная?
  2. Оцените и выберите правильную гипотезу. Любую
    схему нужно материализовать в конструкцию.
  3. Выведите детей на “живые модели”.
  4. - Как будем определять правильность схемы?
    Только смотреть на схемы и пытаться понять как…?
    есть ли…?



Уточните роль и работу каждого участника.

- Кто отвечает за сообщение о том, светло или
темно?

  1. Выбор правильной схемы.
  2. Оценка схем в рабочей тетради в парах
    (Закрепление). Для развернутого моделирования
    использовать модели из конструктора, фонарики и
    мячики.



Следующий: