Технология подготовки урока в современной образовательной среде


Сегодня учебный процесс направлен на создание
опыта работы с информацией, её целесообразного
применения, обеспечивающего саморазвитие и
самоактуализацию учащегося. Во главу угла
ставится развитие умений самостоятельного
приобретения и применения знаний в соответствии
с личностными целями и потребностями, в связи с
этим учитель должен определить дозу
педагогической помощи или своё место в зоне
ближайшего развития ученика по отношению к
актуальной зоне: чем ниже уровень обучаемости
ученика, тем больше доза педагогической помощи,
тем “ближе” к ученику должен находиться
учитель. Уровень обучаемости можно разделить на
четыре группы:

- творческий уровень, наиболее высокий
(способность самостоятельно интегрировать новые
знания в систему, умение проектировать новые
способы решения).

-прикладной уровень (способность активно
использовать приобретённые знания в знакомой
ситуации).

- репродуктивный ( способность запоминать новую
информацию, применять её по алгоритму).

- группа учебного риска (ученик не может на
уроках данного предмета проявить даже
минимальные возможности).

Определить уровень обучаемости своих учеников
учитель может с помощью самостоятельной работы,
в ходе которой учащиеся отвечают на пять
вопросов:

1. Напишите, что вы узнали нового на уроке?

2. Ответьте на вопрос по содержанию нового
материала.

3. Выполните задание по образцу.

4. Выполните задание в изменённой ситуации.

5. Примените полученные знания в новой ситуации,
найдите их связь с реальной жизнью, с другими
учебными предметами.

Если правильно выполнены все задания — это
творческий уровень обучаемости.

Если правильно выполнены четыре задания – это
прикладной уровень обучаемости.

Если правильно выполнены три задания – это
репродуктивный уровень обучаемости. Таким
образом, определив уровень обучаемости своих
учеников, учитель, при планировании процесса
обучения предпочтение отдаёт таким методам
обучения, которые помогают освоить
универсальные способы деятельности каждой
группе учащихся.

Важно подчеркнуть, что в новой информационной
образовательной среде, педагог становится
рефлексирующим профессионалом, способным к
проектированию и перепроектированию, в
зависимости от потребности учебного процесса и
каждого отдельного ученика.

Пример текста контрольно-методического среза
на определение обучаемости учащихся на уроках
биологии.

Тема: “Ткани растений” (6 кл).

О чём вы узнали на уроке?

Напишите определение ткани так, как вы его
запомнили.

а) Выберите из списка типы тканей растений:

основная, покровная, мышечная, проводящая,
нервная, механическая, образовательная,
соединительная.

б) Соедините свойства и названия типа ткани:

Вставьте пропущенные слова (обозначение типа
ткани):


Сосуды – это …………… ….ткань.
Кожица листа – это ……… …ткань.
Мякоть арбуза – это ……… ….ткань.
Корневой чехлик – это …… ….ткань.

6. У растений, в отличие от животных, нет
мышечной и нервной ткани.

За счёт чего же растения закрывают и открывают
лепестки, поворачивают листья за солнцем?
Выскажите свои предположения.

Сущность учебной деятельности на каждом уровне
будет разной. На репродуктивном уровне учащийся
действует по заданному образцу, алгоритму.
Побудительными силами учебной деятельности
школьников в этом случае, как правило, являются
внешние причины: сообщение учителя или
определённый учебный текст, который нужно
запомнить.



Например: при изучении темы: “Внешнее строение
листа” (6 кл.) учащимся данной группы даётся
задание: Прочитайте параграф 23, выпишите слова
выделенные курсивом и дайте им определение.

На прикладном уровне учащиеся действуют по
самостоятельно выбранному варианту алгоритма.
Им можно предложить следующее задание:
Прочитайте §23, составьте на выбор план, таблицу
или схему по данной информации.

Побудительными силами учебной деятельности
учащихся здесь являются как внешние причины
(слово учителя) так и внутренние (проявляющийся
интерес к процессу деятельности).

Творческий уровень предполагает
самостоятельное планирование и свободное
выполнение деятельности. Побудительными силами
учебной деятельности являются в основном
внутренние причины: потребность
самостоятельного поиска и открытия новых знаний.
Данной группе учащихся можно предложить
следующее задание: Прочитайте параграф 23 и
предложите пути освоения данного материала
(проект, знаковую систему и т. д.)

В ходе подготовки урока учитель должен
учитывать модальность учащихся — это наиболее
комфортный для ребёнка канал приёма информации,
для учителя это очень важный параметр,
определяющий способ подачи материала и формы
самостоятельной работы ученика. Модальность
выявляется чётче всего в специальных опытах,
однако, наблюдение педагога позволяет выявить
наиболее ярких представителей.

Методы определения ведущей модальности.


Ведущая модальность при
приёме информации
Результаты наблюдения за
учеником
Визуальная Часто смотрит вверх, когда учитель
рассказывает, как будто представляет всё Когда
учитель читает текст в учебнике, всегда следит по
тексту. Её (его) тетрадь очень аккуратная, записи
чистые, исправлений нет,( обязательно замазывает
ошибки).Придаёт большое значение своему внешнему
виду и порядку на парте. Хорошо воспринимает
схемы, рисунки, видеофрагменты. На уроке чаще
спокоен, в конфликты не вступает.
Аудиальная Когда читает текст, для лучшего
понимания проговаривает текст про себя. Гораздо
чаще отвлекается, чем его визуальные соседи.
Обычно -хороший имитатор, может повторить слово в
слово, что говорил учитель, даже если, казалось
что не слушал. Хуже вычисляет в уме, ему нужно
проговорить вслух, чтобы осознать вопрос. Лучше
работает сам, когда в классе тишина, или когда он
сидит отдельно от других. В письменных работах
может страдать слог и пунктуация. Он лучше
расскажет, чем напишет.
Кинестетическая Он постоянно ищет возможность
прикоснуться к разным вещам на парте, к соседу.
Если за одной партой сидят два кинестетика, то за
урок будет минимум две потасовки. Хорошо
работает с моделями, составляет системы из
карточек, предложения из слов. Всегда готов
включится в игру, в которой правила осваиваются
через движения.

Определив модальность своих учеников, учитель
отбирает и методы обучения:

  • Для кинестетов – вербальные, наглядные,
    практические методы обучения.
  • Для визуалов – объяснительно-иллюстративные,
    проблемно-развивающие методы обучения.
  • Для аудиалов – аналитико-синтетический,
    индуктивный, дедуктивный методы обучении, метод
    телеконференций, просмотр и прослушивания
    диафильмов и кинофильмов, метод аудирования.

Следует учитывать, что выбор методов обучения
зависит в первую очередь от планируемых
образовательных результатов, от возрастных
особенностей учащихся, от уровня их развития, а
также от предполагаемого набора средств
обучения.




Следующий: