Технология обучения ручному ковроткачеству

Ход урока:

  • Оргмомент
  • Инсценировка судебного разбирательства. (Удар
    молотка — Встать суд идёт! Входят судьи и
    присяжные. Приглашаются в зал подсудимые. Диалог
    судьи с подсудимыми. На судебном заседании
    рассматривается дело неумеек)

  • Вопрос: Подсудимая Непошивкина, в чём вы
    обвиняетесь?

    Ответ: В том, что не умею шить.

    Вопрос: Подсудимая Невышивалкина, в чём вы
    обвиняетесь?

    Ответ: В том, что не умею вышивать.

    Вопрос: Подсудимая Невязалкина, в чём вы
    обвиняетесь?

    Ответ: В том, что не умею вязать.

    Вопрос: Подсудимая Шкуркина, в чём вы
    обвиняетесь?

    Ответ: В том, что не умею делать поделки из меха
    и кожи.

    Вопрос: Подсудимая Лоскуткина, в чём вы
    обвиняетесь?

    Ответ: В том, что не умею делать поделки из
    лоскутков.

    Вопрос: Подсудимая Плетёнкина, в чём вы
    обвиняетесь?

    Ответ: В том, что не умею плести салфетки на
    пяльцах.

    Вопрос: Подсудимая Макромешкина, в чём вы
    обвиняетесь?

    Ответ: В том, что не умею плести макраме.

    Вопрос: Подсудимая Батикова, в чём вы
    обвиняетесь?

    Ответ: В том, что не умею рисовать на шёлке.


    Идёт совещание судей и присяжных. Судья
    объявляет решение.

    Суд постановил: взять подсудимых на
    поруки. Суд обязует подсудимых научиться всем
    видам художественного творчества в течение всей
    учёбы средней школы № 8. Суд обязует всех неумеек
    начать обучение старинному виду прикладного
    искусства — ручному ковроткачеству, в течение
    учёбы в школе полностью овладеть техникой этого
    вида творчества.

  • История декоративно- прикладного творчества.

  • На протяжении всей истории
    человечества народное искусство было
    неотъемлемой частью национальной культуры.
    История подтверждает, что вышивка одежды,
    плетение, роспись, ковроткачество и другие виды
    творчества были знакомы людям далёкого прошлого.
    Декоративно-прикладное искусство — это умение
    выполнять изделие своими руками. Одна из
    особенностей художественного творчества
    представляет собой целостную систему,
    неразрывно связанную с национальной культурой,
    местными традициями. Виды
    декоративно-пркладного творчества очень
    разнообразны: это лепка, роспись по дереву и
    шёлку, вышивка, плетение кружев, изготовление
    игрушек, ткачество, работа с соломкой и природным
    материалом. На Руси вышивкой украшали одежду,
    жилище, расписывали избы, из глины и теста лепили
    игрушки, вытканными коврами украшали комнату.

    Показ изделий, выполненных в технике ручного
    ковроткачества — это предметы быта: прихватки,
    картины сумки, панно.

    Показ видеозаписи различных выставок учащихся
    школы.

  • Рассказ учителя о цветовом спектре, о тёплых и
    холодных тонах, о видах ниток и ткани, которые
    можно использовать в работе, о приспособлениях и
    инструментах, необходимых для ручного
    ковроткачества.
  • Практическая часть урока.

    Учитель:

    Сегодня мы совершим путешествие в
    страну ковроткачества.

    Ой, вы, девушки, девицы!
    Красавицы и мастерицы!
    Будете ли вы трудиться?
    Мастерить, да вышивать?
    Дом родимый украшать!
    Будете?
    (Да, да, да!)

    Обучение учащихся переводу рисунка на ткань
    (перевод сердечка).

    Обучение заправке нити в иглу. Показ
    техники простых стежков по контуру. Заполнение
    стежками рисунка.

    Подведение итогов урока.

    Вопросы учителя к учащимся. Понравился
    ли вид творчества “Ручное

    ковроткачество”? Будут ли дальше
    продолжать обучение?

    Предложение учителя выучить песне о
    мастерицах и об изученном виде творчества.

    Текст песни:

    Мы отложим другие дела,
    И давай с тобой напрополую,
    Окунемся, была не была,
    В ковроткачество наше родное!

    Ты меня позови на каток,
    Я не стану с тобою встречаться.
    Буду ткать, буду ткать, ткать,
    Мне так нравится это занятие!

    Список оборудования использованного для
    открытого урока.

  • Ткацкие рамки 40х40 см.
  • Иглы специальные
  • Ткань хлопчатобумажная, льняная, бортовка.
  • Кнопки.
  • Телевизор, видеомагнитофон.
  • Нитки синтетические, шерстяные.
  • Цветовой круг.
  • Калька, копировальная бумага.
  • Виды изделий различного назначения.
  • Выставка учащихся и учителя.
  • Литература:

    1. А.Р.Липкина. Полная энциклопедия женских
      рукоделий. Ташкент, изд. Литература и искусство
      им. Гуляма, 1992г.
    2. В.А.Барадулина, О.В. Танкус. “Основы
      художественного мастерства”. Москва,
      Просвещение, 1978г.

    Следующий: