Технология обработки древесины. Выпиливание лобзиком. 5-й класс


Цели:

  • Познакомить учащихся с основными приемами выпиливания ручным лобзиком, со способами наладки и регулировки лобзика.
  • Научить выпиливать лобзиком и осуществлять окончательную обработку изделия шлифовальной шкуркой и надфилем.
  • Развивать техническое мышление и знания по обработке древесины.
  • Воспитывать бережливость в расходовании материалов, аккуратность и точность при выполнении работы.

Инструменты и оборудование: столярный верстак; лобзик; выпиловочный столик; струбцина; заготовки из фанеры; копировальная бумага; рисунок; надфиль; шлифовальная шкурка; карандаш; шило; изделия, выпиленные лобзиком.

Оформление доски: тема урока; новые слова (пилка, выпиловочный столик, рамка, верхний зажим, нижний зажим, ручка, надфиль); домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

«Труд избавляет человека от трёх зол – скуки, порока и нужды»
Вольтер

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Проверка домашнего задания.

  1. Для чего производится зачистка?
  2. Какие инструменты используют при зачистке?
  3. Как пользоваться шлифовальной шкуркой?
  4. Как выполняется зачистка деревянных изделий?
  5. Что такое клей?
  6. Перечислите виды клеев.
  7. Какие клеи используют для склеивания древесины?

IV. Новый материал.

1. Учитель: Мы уже изучили пиление древесины столярной ножовкой. Основная особенность пиления ножовкой состоит в том, что пропил получается прямолинейным и невозможно выпилить заготовку по криволинейной разметке.



Демонстрация изделий выполненных учащимися предыдущих лет с помощью лобзика (Приложение 1).

– Как вы думаете, с помощью какого инструмента выполняют криволинейное пиление? Существует специальный инструмент, который позволяет выполнить этот вид операции. Это – лобзик.

2. Устройство лобзика и подготовка его к работе:

Лобзик состоит из рамки, ручки, верхнего зажима, нижнего зажима, пилки (Приложение 2. Устройство лобзика). В рамке лобзика пилка закрепляется между концами дуги двумя зажимными винтами — верхним и нижним. Зубья пилки всегда должны быть обращены на внешнюю сторону рамки и направлены своими углами вниз к ручке.

Пилку необходимо закреплять с некоторым натяжением, так, чтобы при отводе ее в сторону прослушивался звон, в противном случае слабо натянутая пилка затрудняет выпиливание, произвольно уходит при работе от линии пропиливания (особенно при поворотах), оставляет нечеткий и извилистый пропил, что ухудшает внешний вид и качество изготовляемой вещи.

Для выпиливания внутренних контуров рисунка в фанере просверливается или прокалывается шилом отверстие, в которое вставляется освобожденный от верхнего зажима конец пилки. Чтобы ввести свободный конец пилки в подготовленное отверстие, необходимо сжать рамку лобзика в переднем зажиме верстака таким образом, чтобы лобзик занял вертикальное положение (дугой вниз), затем конец пилки пропускают в отверстие детали, продвигая ее до нижнего зажимного винта, и закрепляют пилку зажимом. После этого, придерживая фанеру левой рукой, поворачивают лобзик с деталью и помещают ее в горизонтальной плоскости на выпиловочном столике таким образом, чтобы пилка приняла вертикальное положение к плоскости фанеры.

Зачищают вырезанные участки заготовки шлифовальной шкуркой или надфилями. Надфиль – это небольшие напильники с мелкой насечкой. Они имеют различные профили в поперечном сечении: квадратные, треугольные, круглые и др.

3. Выполнение задания в рабочей тетради.

Схематично зарисовать и сделать обозначения основных частей лобзика.

4. Демонстрация подготовки рабочего места к работе и приёмов пиления.

  • Выполнить разметку рисунка с помощью копировальной бумаги.
  • Установка выпиловочного столика в заднем зажиме верстака. Заготовка должна находиться на уровне груди.
  • Придерживать заготовку левой рукой, а выпиливать правой.
  • В первую очередь выпилить внутренний контур.
  • Лобзик перемещать вверх и вниз без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать её.
  • В местах поворота заготовку плавно поворачивают, не прекращая движения лобзиком. На крутых поворотах, возможно, выполнить отверстие шилом или сверлом небольшого диаметра.
  • Зачистку выпиленного изделия производить с помощью шлифовальной шкурки и надфиля.

5. Правила безопасной работы при выпиливании.

  • Работать лобзиком и шилом с надёжно закреплёнными ручками.
  • Надёжно крепить выпиловочный столик к верстаку.
  • Надежно закрепляй пилку в рамке лобзика.
  • Выступающий из верхнего зажима конец пилки следует обломить.
  • Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклонятся низко над заготовкой.
  • Запрещается работать инструментом, имеющим повреждения на ручке.

V. Переход к практической работе.

Учитель: Ребята, вы уже поняли, что сегодня на уроке мы будем заниматься выпиливанием лобзиком, а вот, какое изделие мы изготовим, узнаете, отгадав загадку:

Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.

Учитель:



  1. У кого дома есть аквариум?
  2. Какие рыбки там живут?

– Я попрошу вас подойти ко мне и рассмотреть обитателей аквариума (работа с живыми объектами).

– Обратите внимание на тело рыбок и скажите, какую форму имеет туловище, плавники, хвост?

– Какую окраску имеют рыбки?

– От чего зависит окраска рыб?

Дети рассаживаются на места.

Учитель: Не у каждого есть возможность дома содержать аквариум, но место для декоративной доски найдётся у всех. Я предлагаю вам выполнить работу, которая называется «На морском дне» (Приложение 3).

VI. Практическая работа.

Работа по изготовлению декоративной доски выполняется группами по два человека.



  1. Выбрать подходящую заготовку из фанеры.
  2. Перенести на заготовку из фанеры с помощью копировальной бумаги контуры рисунка изделия (Приложение 4. Фигурки рыбок, водорослей, камней).
  3. Рассмотреть разметку, определить места поворота пилки, на крутых поворотах сделать проколы шилом.
  4. Установить выпиловочный столик в заднем зажиме верстака и закрепить пилку в лобзике.
  5. Выпилить контуры рыбок, водорослей и камней (Приложение 5).
  6. Зачистить изделие надфилями и шлифовальной шкуркой.

Во время выполнения работы учащимися учитель должен:

  1. Следить, чтобы учащиеся работали только исправными инструментами.
  2. Подсказывать и корректировать положение рук при выпиливании.
  3. Контролировать ход практической работы.

VII. Закрепление изученного на уроке.

  • Для чего используется лобзик?
  • Из каких частей состоит лобзик?
  • Как закрепляется пилка в лобзике?
  • Чем зачищают выпиленную деталь?

VIII. Домашние задание.

Разукрасить выпиленные фигурки рыбок, камней и водорослей. Подготовить их к сборке, которая будет проводиться на следующем уроке.

IX. Подведение итогов урока.

  1. Характеристика успехов и ошибок в работе.
  2. Оценка выполненных работ.
  3. Выставление оценок в журнал и дневники.

X. Уборка мастерской.




Следующий: