Технология коллективного обучения на уроках экологии. Рациональное природопользование и охрана экосистем Республики Башкортостан

Введение.

Преподаватель заранее делит группу на несколько подгрупп, в каждой подгруппе
выбирается лидер. Как правило, это студенты, проявившие склонность к предмету,
умеющие работать с текстовыми материалами, картой, схемами. Лидеры — это
помощники преподавателя, вместе с ними преподаватель заранее готовит все
необходимое к новому уроку: карточки для каждой подгруппы, где могут быть
теоретические и практические задания, проблемы, задачи, тренировочные упражнения
по карте, оборудование к уроку, необходимый раздаточный материал. Руководители
подгрупп могут знать ответы на поставленные вопросы и подходы к решению той или
иной проблемы, поэтому во время урока контролировать работу и оценивать ответы
подгрупп можно поручить им.

Так, при изучении темы «Рациональное природопользование и охрана экосистем
Республики Башкортостан» преподаватель использует учебник «Экология
Башкортостана», автор Миркин Б.М., и вместе с лидерами готовит задания для
групповой работы.

Студенты, получив задание, приступают к работе, читают самостоятельно
текстовый материал, работают по карте, составляют диаграммы, советуются, делают
записи в рабочие тетради и представители подгрупп по очереди выступают. Лидер
предлагает задавать вопросы отвечающим, а также продумать вопросы для второй
подгруппы, последняя готовит вопросы для третьей. Если какая-то из подгрупп
затрудняется или неверно отвечает, то дает пояснения, дополнения задающая
вопросы группа. Лидер, а не преподаватель решает, какая из подгрупп будет
отвечать или задавать вопросы. Этим вносится соревновательный интерес.

Удачным считается применение КСО на уроках обобщения. В этом случае студенты,
отвечая, проговаривают известные им сведения, у них развивается логика суждений,
способность выделять главное, делать выводы. На обобщающих уроках можно
предложить группам задания по решению социальных, технологических,
экономических, экологических проблем.

Желательно преподавателю заранее предупреждать студентов о том, что на
следующем занятии они будут работать в группах или парах, чтобы решили, с кем
они будут работать, кто лидер в группе.

Применение КСО на уроках экологии помогает преподавателю добиваться
поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди
студентов. Свободная форма общения способствует меньшей их утомляемости,
повышает работоспособность, воспитывает навыки взаимоконтроля, самоконтроля,
готовит к практической трудовой деятельности.

Учебно-воспитательные цели:

  1. Изучить естественные экосистемы Республики Башкортостан.
  2. Ознакомить широким спектром вопросов рационального использования
    экосистем.
  3. Продолжить формировать умения и навыки анализировать текстовые
    материалы, составлять схемы, таблицы, диаграммы, давать характеристику
    экосистемам. Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать и обобщать,
    слушать, рецензировать, составлять аннотации.
  4. Закреплять навыки работы студентов в группе, оформлять в виде единого
    ответа.

Формы и методы учебной деятельности: изучение нового материала,
первичное закрепление, коллективная работа.

Практическая работа: выделение основных нарушений экосистем и поиск
путей решения экологических проблем.

Алгоритм хода урока:

  1. Мотивация.
  2. Повторение.
  3. Обсуждение группой.
  4. Первичное закрепление.
  5. Отчет группы/ контроль.
  6. Коррекция.
  7. Иллюстративные материалы растительного мира экосистем.
  8. Подведение итогов.
  9. Итог урока.
  10. Задание на дом.

Алгоритм работы группы 1.

  1. Знакомство с целью, поставленной перед группой.
  2. Повторение необходимых понятий и терминов.
  3. Выполнение заданий по изучению нового материала.
  4. Первичное закрепление (заполнение таблицы, формулировка вывода).
  5. Отчет группы.

Группа 1. Тема «Лесные экосистемы»

Цели: Изучить значение лесных экосистем. Выявить спектр экологических
нарушений и отразить результаты в виде таблицы. Прогнозировать рациональное
природопользование в РБ.

Название учебных элементов Источники информации
1. Повторите термины экосистема, сукцессия. Учебник, с.45, 56
2. Дайте краткую характеристику лесным экосистемам,
выявите их значение в биосфере.

Ответьте на вопрос: чем отличаются главное и побочное
лесопользование?

Составьте диаграмму «Породный состав лесов» и подберите
иллюстрационный материал.

Какие группы лесов по режиму использования вы знаете?

Найдите и покажите на карте Уфимское плато.

Учебник,

с 71-74,

Иллюстративный материал.

Атлас РБ. Настенная карта Башкортостана.

3. Заполните таблицу «Нарушения лесных экосистем в РБ». Образец таблицы.
4. Первичное закрепление.

Сделайте общий вывод
группой.

Предложите способы рационального использования лесных ресурсов.

Учебник,

с 71-74.

5. Выберите выступающего с результатами вашей работы и
заключительными выводами.
Конспект.

Таблица (образец)

Нарушения лесных экосистем Последствия экологических
нарушений
1
2
3
4
5
6
7
8

Алгоритм работы группы 2.



  1. Знакомство с целью, поставленной перед группой.
  2. Повторение необходимых понятий и терминов.
  3. Выполнение заданий по изучению нового материала.
  4. Первичное закрепление (заполнение таблицы, формулировка вывода).
  5. Отчет группы.

Группа 2. Тема «Естественные кормовые угодья»

Цели: Изучить значение степных и луговых экосистем. Выявить спектр
экологических нарушений и отразить результаты в виде таблицы. Прогнозировать
рациональное природопользование в РБ.

Название учебных элементов Источники информации
1. Повторите термины экосистема, сукцессия, пастбищная
дигрессия.
Учебники, с.45, 56, 188.
2. Выявите отличительные черты степных и луговых
экосистем.

Дайте характеристику степям Башкортостана. Приведите
примеры растительного мира степной зоны.

Назовите и покажите на карте степные районы Башкортостана.

Дайте характеристику луговой экосистемы Башкортостана. Приведите
примеры растительного мира луга.

Назовите и покажите на карте распространение пойменных,
суходольных и низинных лугов на территории Башкортостана.

Учебники,

с.74-77.

Атлас РБ.

Настенная карта Башкортостана.

Иллюстративный материал

3. Заполните таблицу «Нарушение степных и луговых
экосистем Башкортостана».
Образец таблицы.
4. Первичное закрепление.

Сделайте общий вывод
группой.

Предложите способы рационального использования степей и лугов.

Учебники,

с.74-77.

5. Выберите выступающего с результатами вашей работы и
заключительными выводами.
Конспект.

Таблица (образец)

Название экосистемы Экологические нарушения Пути восстановления степей и
лугов.
1.
2.

Алгоритм работы группы 3.

  1. Знакомство с целью, поставленной перед группой.
  2. Повторение необходимых понятий и терминов.
  3. Выполнение заданий по изучению нового материала.
  4. Первичное закрепление (заполнение таблицы, формулировка вывода).
  5. Отчет группы.

Группа 3. Тема «Водные, болотные и горные экосистемы»

Цели: Изучить значение экосистем. Выявить спектр экологических
нарушений и отразить результаты в виде таблицы. Прогнозировать рациональное
природопользование в Башкортостане.

Название учебных элементов Источники информации
1. Повторите термины экосистема, сукцессия. Учебники,

с.45, 56.

2. Назовите и покажите на карте крупные реки, озера и
водохранилища Башкортостана (отметьте на контурных картах)

Выявите
значение водных экосистем для населения.

Ответьте на вопрос «Почему болотные экосистемы необходимо
охранять?».

Назовите три типа болот и дайте им краткую характеристику.

Назовите и покажите на карте главные хребты системы Уральских
гор.

Ответьте на вопрос «В чем состоит своеобразие горных экосистем?».

Нужно ли превратить все горные территории Башкортостана в
национальные парки как в развитых странах мира?

Учебники,

с.78-81.

Атлас РБ. Настенная карта Башкортостана.

Иллюстративный материал

3. Заполните таблицу «Нарушение водных, болотных и
горных экосистем Башкортостана».
Образец таблицы.
4. Первичное закрепление.

Сделайте общий вывод
группой.

Предложите способы рационального использования водных, болотных и
горных экосистем.

Учебники,

с. 78-81.

5. Выберите выступающего с результатами вашей работы и
заключительными выводами.
Конспект.

Таблица (образец)

Название экосистемы Экологические нарушения Основные направления охраны
экосистем
1.
2.
3.

Домашняя работа: стр.71-81. Творческое задание «Экосистемы
Башкортостана» (написать рассказ, эссе, сказку, стихотворение; нарисовать
фрагмент любой экосистемы).

Литература:

  1. Душина И.В. Педагогические технологии обучения географии. //География в
    школе. 2001. № 3.
  2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Ибатуллин У.Г. Экология Башкортостана:
    Учебник для средних профессиональных учебных заведений. Уфа, 2002. 200стр.



Следующий: