Технология изготовления деревьев в стиле бонсай

Тема: Бонсай Лимон.

Цель занятия:

  • Обучающая: закрепление знаний, умений и
    навыков на практике.
  • Развивающая: при обучении развивать у
    учащихся познавательный интерес к выполняемой
    работе, творческие способности, познавательные
    способности – память, внимание, воображение,
    восприятие.
  • Воспитывающая: воспитывать у учащихся
    нравственные качества личности, бережное
    отношение к природным ресурсам и средствам
    обучения.

Тип занятия: повторение, обобщение и
систематизация знаний, выработка умений по их
применению.

Метод занятия: наглядно-объяснительный,
практический.

Наглядные пособия: демонстрация
готовых изделий; специальная литература по
вязанию крючком; специальная литература Бонсай;
инструкционные карты.

Оборудование и инструменты: крючок №2,
пряжа хб, ножницы, проволока медная и
алюминиевая, пенопласт, клей «Мастер», клей ПВА,
бумага, канцелярский нож, кашпо, галька, бокарезы,
лак бесцветный.

Литература для учителя:

1. Гришина, С.В. Вязанные мелочи : альбом
моделей / С.В. Гришина М. : Шик, — 2004. – 142 с.
2. Джина Кристанини. Цветы вяжем крючком :
книга / Джина Кристанини. – Екатеренбург : Изд-во
Контэнт, 2006. – 215 с.
3. Ева Экснер. Цветы и фрукты круглый год :
книга / Ева Экснер. – М. : Арт – Родник, 2009. – 100 с.
4. Старостин, В.И. Природа в системе
эстетического воспитания : пособие для
дополнительного образования / В.И. Старостин. — М. :
Просвещение, 2007. – 56 с.
5. Ялина, А.Д. Организация кружковых занятий :
пособие для доп. образования / А.Д. Ялина. — М. :
Просвещение, 2004. — 192 с.

Литература для учащихся:

1. Маракаев, О.А. Первый букет.
Увлекательная энциклопедия о цветах: книга / О.А.
Маракаев. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 224
с.
2. Рабочая тетрадь для учащихся.
3. Тобольская, П.Б. Карликовые деревья:
пособие по дизайну ландшафтов / П.Б. Тобольская. –
Москва : Изд-во Рост, 2009. – 142 с.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

– заполнение журнала, проверка присутствующих;
– проверка готовности к занятию (наличие
материала и приспособлений);
– техника безопасности (опрос).

2. Вступительное слово педагога

– Сегодня на нашем занятии мы познакомимся со
стилем МОЙО-ГИ (неформальный вертикальный стиль).
В природе внешний вид деревьев формируется в
зависимости от их места произрастания и под
воздействием природных факторов. Ствол дерева,
растущего из-под камня, вначале изогнется,
повторяя его форму, и лишь выбравшись на свет,
пойдет прямо вверх. Форма дерева может быть
задана направлением преобладающих ветров.
Некоторые природные формы могут быть воссозданы
в бонсай в соответствии с различными стилями,
имеющими японские названия. Существую также
особые стили для ландшафтов и групп деревьев.
На первый взгляд может показаться странным, что
искусство, являющееся результатом традиционного
китайского и японского миропонимания,
заинтересовало современного человека, втянутого
в такой быстрый, а иногда стремительный темп
жизни, что почти не остается времени для
размышлений.
В той большей степени минуты спокойствия
становятся для всех нас совершенно необходимой
составной частью духовной гигиены.

Рисунок 1. Стиль МОЙО-ГИ

Подходит практически для всех видов деревьев.
Этот стиль широко встречается и в природе, и во
многих бонсай. Ствол дерева имеет ряд изгибов,
нижний из которых должен быть ярко выражен. Как и
в случае формального вертикального стиля, ствол
имеет коническую форму, ветви располагаются
симметрично, а крона соответствует толщине
ствола.

3. Объяснение новой темы

– При изготовлении изделия «Бонсай Лимон» вы
будете использовать те знания и умения, которые
вы получили на предыдущих занятиях: чтение схем и
вывязывание по схемам, изготовление и фиксация
дерева в кашпо, а также вам предстоят более
сложные задачи при изготовлении листвы,
Для этого мы будем использовать тонкую медную
проволоку и с помощью ее создадим эффект
естественного вида листа в приложении А.
Изготовление Лимона будет осуществляться
круговым вязанием и заполнением заготовок,
уплотняющим материалом, тем самым получится
объем и натуральный вид плода в Приложении
А
.
При изготовлении любых изделий необходимо
учитывать пропорции, а именно правильно
выполненная пропорция является основой
правдивого и выразительного изображения
предмета. Высота готового изделия составит,
примерна 25-30 см.

4. Вводный инструктаж

Правила поведения и техника безопасности на
занятии при выполнении практической работы.

5. Практическая часть

Изделие состоит из листьев на проволочной
конструкции количество заготовок неограниченно,
используется пряжа хб зеленого цвета марки
«Нарцисс».
Плоды Лимон с набивочным материалом пряжа хб
желтого или оранжевого цвета марки «Ирис»,
количество заготовок неограниченно.
Ствол дерева изготовлен на алюминиевой
конструкции для придания объема используется
бумажная основа, необходимо в точности передать
крону дерева в реальном виде.
Фиксируется изделие в кашпо при помощи
пенопласта, а для устойчивости используется
галька в Приложении Б.

Текущий инструктаж

Во время выполнения практической работы
педагог обходит рабочие места, контролирует
технику безопасности, правильно ли
организованно рабочее место, комментирует
встречающиеся ошибки, пути их исправления.

Лимонное дерево Citrus sp. Природные
характеристики

Рисунок 2. Лимонное дерево

Семейство: Рутовых.
Родина: Азия.
Это древовидное многолетнее растение с
овальными твердыми листьями ярко-зеленого цвета.
Прямой ствол, венчается четкой, шарообразной и
очень густой кроной. Весной дерево покрывается
маленькими белыми цветками, которые издают
сильное благоухание. После опыления они
превращаются в сочные привлекательные плоды
оранжевого или желтого цвета.
Место расположения: Для правильного
развития и плодоношения лимонному дереву
необходим солнечный свет. Оно не переносит
морозов, и в странах с холодным и ветреным
климатом его выращивают как комнатный бонсай.
Вокруг надземной части поддерживают сухую среду,
но это происходит не из-за нехватки воды в почве.

6. Заключительный инструктаж

– оценка качества изделия;
– отбор лучших работ на выставку;
– уборка рабочего места и помещения.

7. Домашнее задание

Принести на следующее занятие: рабочую тетрадь,
подготовить информацию для творческого проекта.
Материалы и приспособления.

Следующий: