Технология индивидуально-ориентированной системы обучения в учебной деятельности

Три года муниципальное общеобразовательное
учреждение “Гимназия 164” г. Зеленогорска
Красноярского края, являясь научно –
внедренческой лабораторией ИППУО КГПУ,
использует в практике своей работы
индивидуально-ориентированную систему обучения
(ИОСО) – психологическую систему, направленную
на разрешение основного противоречия
традиционной школы, связанного с групповой
формой организации учебных занятий и
индивидуальным характером усвоения знаний,
умений и навыков.

По словам автора данной технологии А.А. Ярулова,
кандидата психологических наук, “опираясь на
психологические закономерности организации
обучения, технология ИОСО создает условия для
развития и формирования позитивной субъектности
школьников в контексте учебной деятельности,
когда ученик, как субъект учебного процесса:

  • имеет ясные представления о целях своей учебной
    деятельности и ориентирует ее на решение задач,
    которые ставит перед ним школа;
  • осознает мотивы своей учебной деятельности;
  • планирует свою учебную деятельность;
  • оценивает последствия своей учебной
    деятельности;
  • при возникновении трудностей концентрирует
    свои психические и физические силы на достижении
    поставленных целей”.

Технология ИОСО предусматривает деление
учебного материала на два основных блока:

  • блок изучения нового материала (лекционный);
  • блок самостоятельной работы (лабораторный).

В основе – трехуровневая психологическая
закономерность организации обучения. Первый
уровень – понимание (осознание, осмысление,
обобщение), второй уровень – усвоение
(разнообразные виды повторения), третий –
применение (формирование и совершенствование
умений, стандартное и творческое их применение).

Учебный процесс по ИОСО в гимназии
предусматривает пятидневную учебную неделю с
дополнительным учебным днем для проведения
индивидуально-групповых консультаций, где
учитель-предметник консультирует и принимает
индивидуально-ориентированные планы (ИОПы) у
учащихся. Созданы условия для разновозрастного
образования.

Если ученик успевает выполнить свой план в
определенные ИОПом сроки, то консультации он
может не посещать. В последнюю неделю каждой
четверти на уроках не проводится изучение нового
материала, а организуются лабораторные занятия
по отработке тем ИОПа. Такое построение учебного
процесса позволяет на практике реализовать идею
досрочных недельных каникул для гимназистов,
своевременно выполнивших свой план.
Предусмотрено опережающее обучение, экстернат.

При подготовке календарно-тематического
планирования в условиях ИОСО учитель
руководствуется трехуровневой психологической
закономерностью организации обучения: вначале
обеспечивается понимание новых знаний и
способов решения учебных задач, затем учащиеся
включаются в деятельность по усвоению
изложенного материала и только потом
организовывается работа по применению усвоенных
знаний, при этом строго соблюдается соотношение
учебного времени.

Структура урока-лекции рекомендуется
следующая:

  • Психологический настрой на деятельность – 2
    мин.
  • Объяснение нового материала – 15 мин.
  • Закрепление нового материала – 5 мин.
  • Групповая работа по усвоению (повторению)
    нового учебного материала – 10 мин.
  • Индивидуальная работа по применению нового
    учебного материала – 10 мин.
  • Подведение итогов, комментирование
    дифференцированных заданий – 3 мин.

Урок-лекция в 8 классе

Предметная область: русский язык.

Учебный модуль: “Синтаксис”.

Тема урока: “Словосочетание. Простое
предложение”.

Тип урока: Объяснение нового
материала.

Вид урока: Урок-лекция.

Цели урока:

Образовательные

  • усвоение знаний о словосочетании (отличие от
    слова и предложения: строение, отношение между
    его компонентами, способы выражения в речи, виды
    в зависимости от главного слова);
  • формирование навыка вычленения словосочетания
    из предложения, подбора синонимичных
    словосочетаний как средства выразительности
    речи, обогащения ее; о видах связи слов в
    словосочетании;
  • о грамматическом значении предложения, закрепить
    сведения о делении предложений по цели
    высказывания, интонации, строению;

Развивающие

  • понимание связей и взаимосвязей между словом,
    словосочетанием и предложением;

Воспитательные

  • формирование ценностных ориентаций.

Педагогические задачи: заинтересовать
темой урока, координировать деятельность
учащихся.

Задачи учащихся:

  • получить знания о словосочетании и предложении
    согласно целям урока;
  • отрабатывать умение работать в группах, слушать
    и слышать.

Формы и методы:

  • по источнику получения знаний – лекция, беседа;
  • по уровню активности познавательной
    деятельности – проблемное изложение материала.

Оборудование:

  • Таблицы: “Словосочетание”, “Предложение”.
  • Текст И.С.Тургенева.

Ход урока

1. Психологический настрой.
Определение целей урока на языке учащихся с
корректировкой учителя.(2 мин.)

2. Лекция учителя. Алгоритм записан на
доске (15 мин.).

Словосочетания, их строение и
грамматическое значение.

  • Что такое словосочетание?
  • Чем оно отличается от слова?

Виды словосочетаний. Примеры (см. таблицу
“Словосочетания”).

Значение словосочетаний (глагольных и
именных).

Связь слов в словосочетании (согласование,
примыкание, управление). Примеры.

Использование словосочетаний в речи. Примеры.

Предложение как средство выражения мысли. Таблица
“Предложение”.

Строение предложения. Примеры. Виды
предложений по количеству главных членов и
количеству грамматических основ.

Грамматическое значение предложения.

Порядок слов в предложении. Логическое
ударение. Примеры.

3. Закрепление пройденного. (25 мин.)

Запись под диктовку текста с объяснением
выбора орфограмм.

Гроза проходила очень далеко, так что и грома не
было слышно; только на небе непрерывно
вспыхивали неяркие, длинные, словно
разветвленные, молнии. Они не столько вспыхивали,
сколько слабо трепетали и подергивались, как
крыло умирающей птицы, и не прекращались ни на
мгновенье.

С приближением утреннего солнца бледнели и
сокращались молнии. Они вздрагивали все реже и
исчезли наконец, затопленные отрезвляющим
светом возникавшего дня.

(C целью экономии времени текст можно дать
каждому учащемуся с последующим объяснением
орфограмм.)

4. Работа с текстом.

  • Озаглавьте текст, определите тип речи.– 1
    группа.
  • Какие слова несут в тексте основную смысловую
    нагрузку? (Глаголы).– 2 группа.
  • Сравните слова и словосочетания: трепетали –
    слабо трепетали, вспыхивали – непрерывно
    вспыхивали. Каков вывод? (Словосочетания
    конкретнее, образнее, точнее, чем слово, называют
    предметы, действия и признаки). – 3 группа.
  • Назовите словосочетания, с помощью которых
    писатель “рисует” молнии, передает движение,
    динамику грозы.– 4 группа.

Работа с таблицей “Cловосочетание”.

(Первая строчка – заголовок – закрыта,
открывается только после определения вида
словосочетаний (именные, глагольные).

Обращается внимание учащихся на то, что
словосочетания каждой колонки имеют
одинаковое строение и общее грамматическое
значение, которое зависит от морфологической
принадлежности каждого слова.

Запись под колонками:


Указывает на предмет и его
признак
Указывает на действие и его
признак
Указывает на действие и предмет,
на который оно направлено

Вывод:

  • Глагольные словосочетания помогают
    выразительно описать действия, движения; именные
    – “рисуют”, описывают предмет.

Какие средства выразительности использует
И.С.Тургенев при описании грозы? (Сравнения,
олицетворения). Найдите их в тексте. (1 и 2 гр.)

5. Продолжение работы с текстом.

  • Какие предложения по цели высказывания
    используются в тексте? (Повесть)
  • Какие еще знаете? Примеры.
  • По интонации? Примеры.
  • По наличию второстепенных членов предложения?
  • Виды предложений по осложненности?

6. Разбор 1 предложения 2 абзаца.
приближением…)

  • Какой порядок слов в предложении?
  • На что падает логическое ударение? Почему?

7. Подведение итогов урока. Рефлексивный
анализ урока.
Оценивание. (3 мин.)

  • Выполнили ли цели урока?
  • Что бы изменили в уроке?
  • Удалась ли работа в группах?….

Структура лабораторного урока:

  • Психологический настрой на деятельность– 2 мин.
  • Групповой контроль на выполнение обязательных
    практических заданий – 8 мин.
  • Групповое повторение ранее изученного – 10 мин.
  • Сдача тем по индивидуально – ориентированным
    учебным планам – 25 мин.

(Если уроки по 40 минут, то проводится
корректировка времени)

Структура ИОПа для учащихся предлагается
следующая (она может быть разной для каждой
возрастной группы):



При этом соблюдаются критерии содержания ИОПов
и критерии объема ИОПов. Планы выдаются каждому
ученику в печатном варианте, кроме того они
выставлены на гимназическом сервере. Выполнение
ИОПов учащимися осуществляется поэтапно,
последовательно. По каждой группе заданий
ученик сам выбирает уровень выполнения – на “3”,
на “4” или “5”. Соблюдение данного правила
позволяет учащимся самоопределиться в выборе.
При заниженном или завышенном уровне выбора
заданий учеником учитель может заключить с ним
контракт на выполнение заданий только
соответствующего уровня. Во время устного ответа
не рекомендуется перебивать его в течение 5 минут
(правило “пяти минут”) – ученик приобретает
вербальный опыт. Чередование восприятия и
воспроизведения способствуют закреплению
изученного в памяти. Постоянное воспроизведение
изученного способствует развитию внутренней
речи.

Учитель может привлекать к приему заданий
учащихся, создавая ситуации взаимного обучения,
стимулирование более успешной учебной
деятельности у слабых учащихся и повышения
уровня их самооценки.

Каждому ученику при неподтверждении оценки
ранее выбранного уровня разрешается повторная
сдача при определенных условиях контракта.

При ИОСО контроль направлен на знание, а не на
выявление уровня незнания.

В старших классах ученику на лабораторных
занятиях предоставляется возможность самому
регулировать свою учебную деятельность.

Каждый ученик, вне зависимости от уровня
усвоения учебного материала, имеет право на
опережающее изучение предмета.

Смысл учебной деятельности по ИОСО, как
развитой формы деятельности учителя и ученика,
заключен в деятельности по самообразованию и
самосовершенствованию. Самоконтроль
гимназиста является доминирующим в контрольно–
оценочной деятельности в условиях ИОСО, так как
меняется позиция ученика – из объекта контроля
он становится его субъектом. Для учителя важно
наличие у учащихся устойчивого познавательного
интереса, позитивная психологическая атмосфера
урока.

Критерий успешности – познавательная
динамика развития каждого ученика, которому по
окончании каждой четверти выдается Лист
успешности учащегося, а педагогу – Лист
успешности учителя (по окончании полугодия).

На уровне класса индекс успешности
определяется на основе Табло учета. Индекс
успешности ученика определяется на основе суммы
всех полученных оценок, поделенных на их
количество. Индекс успешности класса
складывается из суммы индексов каждого ученика,
поделенной на количество учащихся в классе.

Отслеживая результаты обучения каждую
четверть, учитель получает возможность
установить позитивные или негативные тенденции,
наметить пути совершенствования или коррекции
своей профессиональной и учебной деятельности
не только класса, но и каждого ученика.

Средствами оценивания учащихся при ИОСО
являются взаимное оценивание результатов
деятельности (ученик должен быть научен
алгоритму оценивания); взаимное
рецензирование
(при оценке письменных и
практических работ); групповое оценивание (сначала
вопросы задаются по цепочке, затем –
перекрестный опрос, далее – открытый опрос
желающих, на завершающем этапе – опрос учителя
отдельных участников группы. После этого каждый
ученик выставляет свои оценки участникам группы
на персональном бланке, обобщив данные, учитель
выставляет итоговую оценку; успешное
оценивание
(нет травмирующего эффекта
традиционного оценивания, отказ от “двойки”); самооценивание;
рубежное самооценивание (в рабочем журнале
учителя или Листе оценивания ставится
заявленная учеником оценка, сравниваемая затем с
текущим состоянием дел, выясняются причины
несовпадения и намечаются пути их устранения); прямое
частое оценивание
(учеников с заниженной
самооценкой).

Особое внимание уделяется безотметочному
преподаванию
в условиях ИОСО. С 1-8-е классы оно
используется в гимназии по следующим предметам:
физическая культура, ОБЖ, информатика, ИЗО,
музыка, трудовое обучение. В 1-х классах по всем
предметам безотметочное преподавание. За счет
отказа от оценки происходит рост познавательной
раскрепощенности учащихся, что влечет за собой
улучшение результатов занятий. При ИОСО возможно
использование приемов других образовательных
технологий.

Согласно заявленным в концепции модернизации
российского образования целям и задачам
образования и внедрением в практику школ
компетентного подхода организации
образовательного процесса в гимназии проходит
сложная работа по пересмотру критериев оценки
качества обучения, воспитания и развития.
Изменения в оценке эффективности
образовательного процесса осуществляется за
счет:

  • открытости требований к уровню подготовки
    обучающихся и процедур контроля для всех
    участников образовательного процесса –
    обучающихся, родителей, педагогов,
    общественности;
  • переориентации контроля на оценку способности
    применять полученные в процессе обучения знания
    и умения в различных жизненных ситуациях.

В гимназии введены дополнительно к
традиционным новые виды, формы, методы и средства
оценки динамики продвижения учащихся в учебном
процессе, способствующие повышению мотивации и
интереса к обучению, а также учитывающие
индивидуальные особенности учащихся.

Ежегодно проводится психолого-педагогическая
диагностика образовательного процесса (критериально- ориентированная диагностика –
КОД), где прежде всего рассматривается
психологическое благополучие и успешность
учебной деятельности гимназистов, поэтому
внимание концентрируется на отслеживании
успешности индивидуальной траектории ученика,
учителя, становлении собственного стиля учебной
деятельности ( КОД эффективности преподавания
предмета, КОД эффективности образовательной
технологии, КОД знаньево-уменьево-навыковой
самостоятельности учащихся по предмету, КОД
эффективности поощрений, используемых в работе с
учащимися и т.д.)

Особое внимание в гимназии уделяется работе
над овладением учащимися общеучебными умениями
и навыками. Составлен Гимназический норматив
(“сквозной” и “возрастной”) формирования
учебных умений и навыков (для каждого ученика,
класса, учителя), например:

Предмет русский язык

Класс 5 Б

ФИО учителя Ксиво А.А.

Перечень умений и
навыков
На начало года I полугодие II полугодие Контрольный срез
влад. не влад влад не влад влад не влад влад не
влад

Общеучебные умения
и навыки

Учебно-организационные
1. Организовать рабочее место.

2.
Вникать в смысл учебного задания.

3. Выполнять правила гигиены труда.

Учебно-интеллектуальные
1. Анализировать.

2. Сравнивать.

3. Выделять главное.

4. Делать выводы.

Учебно-информационные
1. Проводить библио-течный поиск.

2.
Пользоваться компьютером.

3. Использовать СМИ.

Предметные умения
и навыки

1. Работать со словарями.

2. Составлять
простой и сложный планы.

3. Работать с лингвистическим текстом.

4. Развивать навыки речи, письма.

Логические умения
и навыки

1. Выделять главное.

2. Делать текст
логически связным.

3. Раскрывать суть информации в сравнении.

Коммуникативные
умения

1. Выстраивать деловые отношения с
одноклассниками.

2. Самостоятельно планировать
работу.

3. Оценивать свои действия и действия
одноклассников.

4. Слушать и слышать объяснения учителя.

Педагоги надеются, что только путь на
успешность, только путь обогащения своего
собственного опыта позволит решать задачи,
поставленные перед гимназией.




Следующий: