Технология игровой деятельности

Цели:

  • расширение представлений учащихся об основных
    особенностях игровой деятельности человека;
  • знакомство учащихся со структурой игровой
    деятельности человека;
  • развивать умение использовать игровые методы в
    профессиональной деятельности человека;
  • прививать качества аккуратности и собранности;
  • Методы:

    словесный; наглядный;

    Межпредметные связи

    : математика -
    построение таблицы; литература — выразительный
    рассказ, русский язык — правописание слов.

    Оборудование и материалы: — Схемы
    «Структура игровой деятельности человека»,
    «Функции игры», «Типовая характеристика игр»,
    «Процесс игровой деятельности».

    Ход урока

    1. Организационная часть — 5 мин.

    Контроль посещаемости;

    Проверка готовности к занятию;

    Повторение пройденного материала — 7 мин.

    (Повторение пройденного материала в виде
    кроссворда)

    1. Познавательная деятельность: (Смотри
    «Рисунок 1).


    По горизонтали:

    4. Отражение и
    воспроизведение в сознании человека объективной
    действительности.

    5. Форма чувственного познания, 6. Метод
    теоретического познания.

    По вертикали:

    1. Соответствие знания познаваемому объекту.

    2. Форма рационального познания.

    3. Метод эмпирического познания.

    2. Трудовая деятельность.

    (Смотри «Рисунок 2)


    Кроссворд «Технология трудовой
    деятельности»

    По горизонтали:

    2. Побуждение к деятельности.

    3. Орудие производства.

    5. Процесс, совершающийся между человеком и
    природой.

    6. Предмет труда.

    По вертикали:

    1. Продукт труда, произведенный для обмена или
    продажи.

    4. Орудие производства.

    3. Объяснение нового материала:

    В жизни большинства взрослых людей профессия
    играет значительную роль. Профессия позволяет не
    только существовать в экономических условиях
    государства, но также дает возможность важных
    социальных контактов и часто является
    существенным источником личностного
    саморазвития. Большое значение в
    профессиональной деятельности имеет выбор
    профессии, а, следовательно, и успешный жизненный
    выбор.

    Один из видов деятельности, с помощью которой в
    условно-воображаемой образно-эмоциональной
    форме воспроизводится и усваивается реальная
    действительность.

    В игре как особом исторически возникшем виде
    общественной практики воспроизводятся нормы
    человеческой жизни и отношений с миром,
    соблюдение которых обеспечивает познание и
    усвоение предметной и социальной деятельности,
    интеллектуальное, эмоциональное и нравственное
    развитие личности.

    Двуплановость — характерная особенность игры.
    Играющий, с одной стороны, реально действует,
    решая конкретные, часто нестандартные задачи. С
    другой стороны, ряд моментов этой деятельности
    носит условный характер, позволяющий отвлечься
    от реальной ситуации с ее конкретными
    обстоятельствами. Двуплановость обусловливает
    развивающий эффект игры.

    В играх принимают участие люди всех возрастов.
    У детей дошкольного возраста игра — ведущий тип
    деятельности. Для детей младшего школьного
    возраста игра — способ овладения учебными
    навыками. В подростковом и раннем юношеском
    возрасте игра — средство самопознания и
    самоопределения.

    Игра способствует разностороннему развитию,
    обучению и воспитанию ребенка. Каков ребенок в
    игре, таков во многом он будет и в жизни, когда
    вырастет. В игре проявляются и формируются
    интересы и склонности детей, развиваются
    чувства, фантазия, смекалка, трудолюбие,
    коллективизм и другие качества личности.

    Взрослым игра помогает отдыхать,
    психологически и профессионально развиваться. В
    игре происходит формирование произвольного
    поведения человека, его социализация. Кроме того,
    игра помогает общению, сохранению душевного
    равновесия, доставляет людям радость,
    удовольствие от напряжения умственных,
    физических сил и достигаемых успехов.

    В каждой игре есть такие элементы, как роль,
    сюжет и содержание.

    Роль — единица игры и в то же время центральный
    момент, объединяющий все ее аспекты, то есть
    необходимые действия в определенных
    обстоятельствах. Исполнение роли предполагает
    знание участником условий (правил) и сюжета игры.

    Сюжет игры — это последовательность развития
    событий, действий и поступков играющих.

    Содержание игры — изложение смысла того, что
    воспроизводится ее участниками по условиям
    (сюжету) игры.

    Основные типы игр представлены в таблице 3.

    Таблица 3 Типовая характеристика игр


    Типы игр Цели, виды, особенности,
    средства игр
    1. Подвижные Развитие движений, физическое
    воспитание. Игры с мячом, скакалкой, обручем и др.
    2. Дидактические Формирование умственной деятельности.
    Виды: предметные игры с дидактическими игрушками
    и материалами: словесные (загадки,
    игры-предложения, игрушки-слова и др.),
    настольно-печатные (ребусы, кроссворды,
    разрезные картинки и др.)
    3. Сюжетно-ролевые Воспитание положительных моральных
    качеств по образу ролей («Репка»,
    «Айболит», «Семья», «Город
    мастеров», «Больница», «Школа»,
    «Детский мир» и др.)
    4. Профориентационные Подготовка к профессиональному
    самоопределению. Виды: игры в профессии,
    игры-соревнования, профессиографические
    конкурсы, кроссворды и др.
    5. Компьютерные Разновидность дидактических игр.
    Развитие скорости реакции, внимательности,
    сообразительности, смекалки.
    6. Деловые Воссоздание предметного и социального
    содержания профессиональной деятельности,
    моделирование систем отношений, характерных для
    данного вида практики. Виды: учебные,
    исследовательские, управленческие,
    аттестационные.

    Все игры можно подразделить на две группы:

    • организованные (под руководством педагога,
      воспитателя, родителей и т.д.);
    • неорганизованные (стихийные игры на основе
      предшествующего опыта и своей фантазии).

    Большая роль в игре отводится игрушкам. Игрушка
    - это предмет, специально созданный для игр.
    Игрушка не копия, а условный, художественный
    образ реального предмета, материальная основа
    игры.



    Виды игрушек:

    • моторные — для развития движений (мячи, обручи,
      скакалки, каталки, городки, теннис и др.);
    • сюжетные или образные — для воспитания черт
      характера (куклы, посуда, мебель, одежда,
      постельное белье и др.);
    • технические — для развития интереса к технике
      (транспортные средства, военная техника,
      средства связи, оружие и др.);
    • дидактические — для умственного развития
      (геометрические фигуры, шашки, шахматы, мозаика,
      головоломки и др.);
    • строительные — для развития творческого
      воображения и пространственного представления
      (кубики, кирпичики, сборные домики, мосты,
      башенки, наборы «Архитектор», «Городок»
      и др.);
    • игрушки-забавы — для развития
      любознательности, чувства юмора (неваляшки,
      волчки, народные игрушки, сказочные герои и др.);
    • музыкальные — для развития музыкального слуха
      и чувства ритма (музыкальные инструменты);
    • театральные — для развития художественного
      воображения (клоуны, куклы, персонажи сказок и
      др.).

    Педагогическое руководство игрой заключается
    в следующем:

    • подборе игр, исходя из их педагогической
      значимости, а также интересов и возможностей
      играющих;
    • проектировании цели и хода развития игры;
    • побуждении к участию в игре;
    • обучении приемам игры в соответствии с опытом
      играющих;
    • создании новых игровых ситуаций с целью
      развития игры;
    • стимулировании активности играющих, включении
      в игру новых ролей;
    • наблюдении за играющими, оценке их интересов,
      способностей и уровней развития;
    • подведении итогов игры.

    Условия эффективности игры:

    • доступность игры. Нельзя включать в игру людей,
      если у них отсутствует минимум знаний и
      жизненного опыта для понимания возникающих в
      ходе игры проблем;
    • добровольность включения в игру; распределение
      ролей с учетом желаний и индивидуальных
      особенностей личности;
    • обеспечение свободного, творческого,
      демократического стиля общения и проведения
      игры;
    • поощрение игровой самодеятельности; постоянный
      контроль за нравственной атмосферой игры;
      создание в процессе игры нестандартных ситуаций;
      предоставление каждому участнику игры
      возможности выразить себя, проявить свои
      интересы и способности;
    • глубокое знание руководителем игры сферы,
      избранной для имитации; умение аргументировано
      строить доказательства, используя жизненные
      факты; стремление опосредованно руководить
      игрой, не применяя авторитарных приемов и не
      разрушая игру неумелой корректировкой;
    • соответствие содержания игры достижениям и
      требованиям научно-технического прогресса.

    4. Практическая работа. Театр-зкспромт.
    «Красная ягодка» (смотри Рисунок 3) — 10 мин.

    4.1. Вводный инструктаж — представление
    действующих лиц: Красная ягодка, Могучий дуб,
    ветер, Комарики (2 чел.), Шмель, Медведь, Заяц;

    4.2. Текущий инструктаж —

    4.3. Заключительный инструктаж — 5 мин. Анализ
    характерных ошибок, подведение итогов.

    5. Домашнее задание — 5 мин.

    Подготовить примеры основных типов игры.

    Литература:

  • Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 1989.
  • Овчарова Р.В. Справочная книга школьного
    психолога.-2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение»,
    «Учебная литература», 1996.
  • Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии:
    Учеб. пособие для 8-11 кл. общеобразоват.
    Учреждений.-М.: Просвещение, 1995
  • Пряжников Н.С. Профориетрация в школе: игры,
    упражнения, опросники (8-11 классы).- М .: ВАКО, 2005.
  • Рогов Е.И. Настольная книга практического
    психолога: Учеб. пособие: В2 кн.-М.: Изд-во
    ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  • Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное
    развитие.Тренинг готовности к экзаменам (9-11
    класс): Практическое руководство для классных
    руководителей и школьных психологов/ Под науч.
    ред. Л.А. Обуховой.- М.:ВАКО, 2005.
  • Черникова Т.В. Профориентационная поддержка
    старшеклассников: учеб.-метод. пособие. — М.:
    Глобус, 2006.



  • Следующий: