Технология. 5-й класс, раздел Обработка ткани, тема урока Моделирование фартука

Цель урока

: Дать представление о
моделировании швейных изделий, ознакомить с
различными видами отделки, познакомить учащихся
с профессией “художник-модельер”, обучить
приемам моделирования на примере фартука.

Задачи

:

образовательные:

  • ознакомить с видами фартуков различного
    назначения и их отделкой;
  • с применение приемов моделирования при
    изготовлении новых моделей фартуков;
  • ознакомить с источником творчества — русским
    народным костюмом;
  • закрепить материал предыдущего урока.
  • применять полученные на предыдущих уроках
    знания;
  • работать с инструкционными картами или
    карточками-заданиями;

развивающие:

  • развивать умение самокритично относиться к
    выполненной работе;
  • приобретать навыки самоконтроля в процессе её
    выполнения;
  • развивать понимание необходимости
    технологической последовательности обработки
    изделия;
  • развивать стремление к анализу и оценки своей
    работы;
  • формировать знания и умения об основных приемах
    моделирования;
  • развивать способность применять полученные
    знания в творческой деятельности;
  • развивать умения логически мыслить;
  • развивать общеучебные умения,
    наглядно-образное мышление, память,
    самостоятельность, навыки правильной
    организации рабочего места.

воспитательные:

  • воспитывать требовательность к качеству
    выполнения своей работы;
  • творческое отношение к труду;
  • культуру труда;
  • коллективизм, чувство взаимопомощи;
  • усидчивость;
  • воспитывать чувство требовательности к себе;
  • ответственности за свою работу;
  • художественный вкус;
  • стремление доводить свою работу до конца.

профориентационные:

  • формировать знания о профессии художника –
    модельера.

Тип урока

: комбинированный
представляет собой как бы соединение элементов
теоретического и практического занятий.

Перечень изделий:

транспоранты
“Модели фартуков”, “Виды отделок”, цветовой
круг, таблички с новыми терминами, эскизы моделей
фартуков, эскизы карманов и нагрудников, карточки-задания.

Технические сведения:

  • получить знания о том, как создаются новые
    модели одежды;
  • познакомиться с профессией модельера;
  • научиться моделировать фартук и самим
    выступить в роли художника-модельера;
  • соблюдать правила безопасности труда при
    работе с ножницами;
  • правильно организовать своё рабочее место.

Наглядность, оборудование урока:

  • компьютер;
  • образцы моделей фартуков;
  • линейки, лекало, карандаши, цветная бумага,
    различного вида отделка (тесьма, аппликация,
    кружево) ножницы, клей;
  • рабочая форма.

Практическая работа

  • разработка различных моделей фартуков с
    применением различного вида отделок.

Методы и формы обучения:

  • игра и беседа для повторения пройденного
    материала;
  • объяснительно-иллюстрированный инструктаж;
  • демонстрация презентации.

Межпредметные связи:

  • рисование, математика, черчение.

Словарная работа:

  • “моделирование”, “модель”, “аппликация”,
    “эскиз”

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

(класс
разделить на бригады по образцу)

Бланк подсчета результатов опроса

Бригада № 1 “Глюкозки”


№ Игрока № Стола Фамилия игрока № задания Сумма баллов Оценка за урок
1 2 3 4 5
1 1 Бригадир:
2
3
4
5

Презентация

Объявление темы урока, постановка целей и задач
(сопровождается слайдом № 1-7)

2. Повторение пройденного материала:


(Прежде чем дать определение, что такое
моделирование – повторим прошлый урок)

Устный опрос (сопровождается слайдом №
8-12)

а) как называлась тема прошлого урока?
(построение чертежа фартука)

б) как называется процесс построения чертежа
фартука? (конструирование )

в) что нам необходимо чтобы построить чертёж?
(мерки)

г) какие мерки необходимо снять, чтобы
построить чертёж фартука? (Сб, Ст, Дн, Днч)

Задание № 1

Задание на бригаду – заполнить таблицу

:
(сопровождается слайдом № 13-14)

На бригаду даётся таблица – кто быстро и
правильно восстановить текст.

Условие: каждый игрок, получивший карточку
должен самостоятельно определить место её
расположения в таблице.


Название мерок Обозначемерок Назначение мерок Порядок снятия мерок
Длина нагрудника Дн От линии талии вверх до желаемой длины
Длина нижней части Днч Определение длины нижней части фартука
Полуобхват талии Ст По самому тонкому месту туловищ
Полуобхват бёдер Сб Горизонтальновокруг бедер


Определение длины нагрудника Определение длины пляса Определение ширины нижней части
фартука
От линии талии вниз до желаемой длины


Длина нагрудника Дн Определение длины нагрудника От линии талии вверх до желаемой длины
Длина нижней части Днч Определение длины

нижней части
фартука

От линии талии вниз до желаемой длины
Полуобхват талии Ст Определение длины пояса По самому тонкому месту туловища
Полуобхват бёдер Сб Определение ширины нижней части
фартука
Горизонтально вокруг бедер

Вспомнив, что мы изучали на предыдущих уроках,
можно сделать вывод – чтобы сшить фартук –
сначала измеряют фигуру человека, согласно
мерок, по специальным расчетам – строим чертёж
выкройки и этот процесс называется –
конструирование.

Чтобы дать определение и понять, что такое моделирование
– давайте внимательно посмотрим на ряд
моделей (предлагаю рассмотреть 10 фасонов
фартуков – гармошка с куклами)

(сопровождается слайдом №15)

Рис. № 1

Задание № 2 (сопровождается
слайдом №16)

Заполнить таблицу:

-1 и 3 бригады находят сходные черты;

- 2 и 4 бригады находят различия.

Время выполнения – 1 мин.


Сходство Различия
1. У каждого фартука есть нагрудник. 1. Есть фартуки отрезные и не отрезные по
линии талии.
2. У каждого фартука есть нижняя часть 2. Карманы имеют разную форму.
3. У всех фартуков ест карманы. 3. Фартуки различаются по цвету.
4. У всех фартуков есть бретели 4. Отделка у фартуков разная.
5.У всех фартуков есть отделка. 5. У фартуков различная форма нижней
части.

Рис. № 2



Представители групп по очереди называют
выявленные признаки сходства и различия.

Я заношу их в таблицу на слайде,


(сопровождается слайдом №16)

Подвожу учащихся к выводу, что модели фартуков
отличаются друг от друга формой, цветом
и отделкой
. То, чем одна модель отличается
от другой, называется фасоном, (записать в
тетрадь.

А моделирование – это изменение формы
деталей одежды и подбор различных видов отделки
(запись в тетрадь)),

Можно выделить несколько способов
моделирования фартука:

(запись в тетрадь) (сопровождается слайдом №20)

- изменение геометрических размеров и формы
отдельных деталей фартука.

- применение художественной отделки.

- моделирование цветом.

Естественно, что при разработке новой модели
можно применять сразу несколько способов
моделирования.

И чуть подробнее о каждом разделе:

Самый простой способ моделирования фартука –
изменение геометрической формы деталей, но надо
помнить, если мы уже изменили форму какой — либо
детали, надо обязательно применить эту форму для
другой, хотя бы одной детали фартука

Задание №3 (сопровождается
слайдом №21)

Подберите к нижней части фартука карман,
нагрудник, подходящие по форме.

Рис. № 3

Отделка и цвет:

здесь можно говорить
очень много и долго, (сопровождается слайдом
№22-26)

Мода на цветовые сочетания в ней меняется
гораздо чаще, чем на формы и детали костюма. Это
говорит о том, что цвет занимает очень важное
место в общей композиции. То же самое можно
сказать и о декоративной отделке. Современные
модельеры используют разнообразные её виды: ткань
другого цвета или фактуры, вышивку, декоративные
строчки, тесьму, кружева
, аппликацию.
Правило здесь одно: соблюдение чувства меры.

Как подобрать гармоничный цвет отделки? Проще
всего сделать это с помощью цветового круга,
который строится на четырех основных цветах:
красный – зеленый, желтый – синий. Они в круге
расположены на протии друг друга и называются контрастными.
Цвета, которые расположены рядом с ними, имеют
название родственных цветов. Добиться
гармоничного цветового сочетания можно, если
использовать в отделке тот же цвет, что
присутствует в основной ткани изделия (ткань с
рисунком) или же цвет отделки контрастный
основному фону.

( Радуга. Разноцветная дуга на небосводе. Она
возникает, когда солнце освещает завесу дождя,
расположенную на противоположной от него
стороне неба. Тогда солнечный свет преломляется,
отражается в дождевых каплях, и возникают все
семь цветов радуги: фиолетовый, синий, голубой,
зеленый, желтый, оранжевый и красный.)

(сопровождается слайдом №28)

Рис. № 4

Задания № 3, 4, 5

(сопровождается слайдом №29-31)

1. Подберите к фартуку из красной ткани отделку
родственного
цвета с помощью цветового круга.

2. Подберите к фартуку из синей ткани отделку контрастного
цвета.

3. Какой цвет отделки подойдёт для фартука
из белой ткани в мелкий синий горох?

Время выполнения – 5 мин.

(варианты предлагаются)

Отделка.

(сопровождается слайдом № 22-26)

(Предлагается плакат с различными видами
отделки, варианты аппликаций).

Тот, кто занимается созданием новых моделей
одежды, называют

Художник-модельер,

(новые слова написаны на
доске)

Модельер должен хорошо знать человеческую
фигуру, её пропорции и пластику, законы и правила
гармоничного сочетания цвета, хорошо
разбираться в дополнениях и украшениях, а также в
технологии швейного дела. (Каких модельеров
нашей страны или нашего города вы знаете,
назовите фамилии).

Задание №6

(сопровождается слайдом №32)

Каждая учащаяся получает чёнро-белый эскиз
модели фартука. Нужно придумать для неё цветовое
решение и подобрать отделку.

Время выполнения — 5 мин.

Самостоятельная практическая работа учащихся
с текущим инструктажем.

Предлагаю учащимся представить, что каждый из
них художник – модельер, работающий в составе
творческой группы.

Работаем с большим плакатом: задание №7
(задание на бригаду) Время выполнения 2-3 мин.

- Подберите к нижней части фартука по форме
нагрудник и карман.

- Подберите к нижней части фартука по форме и
отделке нагрудник и карман.

Задание №8 (задание на бригаду)

Время выполнения 2-3 мин.

4 конверта, в каждом различные варианты форм
нижней части фартука и несколько вариантов
карманов и нагрудников, подобрать и объяснить.

Задание №9 (сопровождается
слайдом № 33-34)

Время выполнения 10-15 мин.

Работа с технологической картой (карта
прилагается).

Индивидуальная работа: для кого – для чего – из
чего.


№ п.п. Последовательность
операций
Чертеж Инструменты и
приспособления
ТБ
1. Обведите лекало (шаблон-выкройку
основы) фартука на альбомный лист.

Альбомный лист, лекало фартука,
карандаш.
2 Нанесите фасонные линии изменения
формы деталей, создайте эскиз задуманной модели.

Фигурное лекало, линейка, карандаш.
3. Лист цветной бумаги перегните на ширину
фартука, лицевой стороной вовнутрь, приложите
лекало фартука вплотную к сгибу и обведите.

Цветная бумага, карандаш, лекало
фартука.
4. На цветной бумаге повторите фасонные
линии создаваемой модели, вырежьте полученный
чертёж, приклейте на альбомный лист рядом с
эскизом.

Цветная бумага, фигурное лекало,
карандаш, ножницы, клей, альбомный лист.
ТБ
ножницы
5. Для задуманной модели фартука
подберите цветовое решение отделки.

Различные варианты отделок, аппликации,
клей, ножницы.
ТБ
ножницы

Рис. № 5 Технологическая карта.
“Моделирование фартука”

Раздаю листочки и лекало – в конструировании
это готовые выкройки, как и чертеж, выполнены в
половинном размере.

Сначала выполнить эскиз (сделанный от руки
рисунок с соблюдение пропорций). Цветную бумагу
перегибаем лицевой стороной во внутрь на ширину
фартука, обводим лекало, наносим фасонные линии,
вырезаем (с соблюдением всех правил ТБ),
придумываем отделку, подбираем её по цвету,
наклеиваем на придуманную модель,

Готовый вариант наклеиваем на лист рядом с
эскизом.

Предлагаю: “Объясните свой выбор”.

Или: поиграем – “Одень куклу”, придумай ей
фартук по назначению.

Задание №10 - дополнительное
(сопровождается слайдом № 35)

Для тех, кто всё выполнил.

Предлагаю несколько вариантов готовых
фартуков.

Задание: рассмотреть фартуки, описать их и
раскрасить цветными карандашами.

Вопросы для закрепления:

(сопровождается слайдом № 36)

1. Какие способы моделирования вы знаете?

2. Какие виды отделки можно применить при
моделировании фартука.

3. Рисунок, выполненный от руки, с соблюдением
всех пропорций, как называется?

4. Как называется человек, занимающийся
моделированием одежды?

Заключительный инструктаж.

*

На завершающем этапе занятия демонстрирую
наиболее удачные работы.

* Предлагаю учащимся ответить, чему они
научились и как полученные знания и умения могут
быть ими использованы.

*Проводим анализ допущенных ошибок.

*Выставляю текущие оценки и вношу их в таблицу
(помогают подвести итоги урока – бригадиры).

Подсчитаем расход количества ткани по формуле:

Дн + Днч + 10 см + 60 см (на косынку) = примерно 150 см.

Домашнее задание: принести выкройку, ткань,
рабочую коробку.




Следующий: