Техника выполнения счетных швов

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,65 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

совершенствовать навыки ручного вышивания на примере счетных швов.

Задачи:

  1. Ознакомление учащихся с многообразием счетных швов. Формирование навыков
    выполнения счетных швов. Обучение самоконтролю выполненной работы.
  2. Воспитание положительного и ответственного отношения к труду.
    Формирование интереса к культуре и искусству, эстетического вкуса.
  3. Развитие памяти, внимания, логического и образного мышления, мелкой
    моторики рук.

Объект труда:

сувенир, салфетка или игольница (по выбору
учащихся).

Материальное оснащение:

учебник, рабочая тетрадь,
канва, нитки мулине, иглы для вышивки крестом, игольница, ножницы для подрезания
нитей, пяльцы, схемы для вышивки; альбом с образцами вышивок, таблицы с
изображением техники выполнения швов, образцы вышитых изделий.

Оснащение:

компьютер, проектор, презентация “Счетные швы”.

План.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.
  3. Актуализация знаний.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Закрепление изученного материала. Практическая работа.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. (3–5 мин.)

Проверка учащихся по журналу; проверка готовности учащихся к уроку, наличия
необходимых для урока материалов, инструментов и приспособлений (см.
материальное оснащение урока). Дежурные раздают технологические карты счетных
швов.

2. Повторение. (5–7 мин.)

Учащимся предлагается разгадать кроссворд по теме предыдущего урока
< Презентация, слайд 2–13>. Разгадав кроссворд, вы узнаете тему
сегодняшнего урока.

1. Повторяющийся элемент в орнаменте.
2. Инструмент для вышивки.
3. Объединение элементов изображения в одно художественное целое единой формы и
содержания.
4. Одноглазая старушка узоры вышивает (загадка).
5. Нитки для вышивки.
6. На пальце одном ведерко вверх дном (загадка).
7. Последовательное повторение отдельных узоров или целой группы.
8. Световой тон, окраска чего-нибудь.
9. Место соединения деталей строчкой, способ вышивки (множественное число).
10в. Часть строчки между двумя проколами иглы.
10г. Швы, которыми выполняют рисунки, отсчитывая нити ткани.

3. Актуализация знаний. (3–5 мин.)

Итак, тема урока – “Счетные швы”. Учащиеся записывают тему и новый
термин в рабочие тетради. Учитель сообщает цель урока.

Для того чтобы работа доставляла удовольствие, нужно удобно расположиться на
рабочем месте, правильно и безопасно ее выполнять < Презентация, слайд 14–17>.

Подготовка к вышивке состоит из следующих этапов:

  • Подбор материалов, инструментов и оборудования.
  • Организация рабочего места. Посадка.
  • Перевод рисунка на ткань.
  • Заправка ткани в пяльцы.
  • Заправка нити в иглу.
  • Техника безопасности.

Для вышивки крестом подходит любая ткань с одинаковым количеством поперечных
и продольных нитей. Самый же распространенный вид ткани для вышивки крестом –
канва.

Льняная (хлопчатобумажная) ткань с равномерным переплетением нитей и
разряженной структурой также подходит для вышивки крестом. По такой ткани обычно
вышивают через две нити. Благодаря своей плотной структуре, лен хорошо подходит
для вышивок, где остается много незашитого фона.

Накладная канва

используется для вышивания по тканям, не имеющим
равномерную структуру. Обычно это предметы одежды из трикотажного полотна. Такая
канва грубее, чем обычная, и имеет разметку по 10 клеток, синей нитью. Канва
приметывается сверху, делается вышивка, канва удаляется.

Страмин

– это крупная, жесткая канва, использующаяся для вышивки
ковриков, подушек, сумок. На страмине вышивают гобелены, для вышивки используют
специальное шерстяное мулине. [1]

В счетной вышивке используют следующие нитки (учитель демонстрирует образцы,
дает краткую характеристику ниток).

Вышивальные нитки (мулине)

используются в различных техниках вышивания,
особенно для вышивки крестом и гладью.

Мягкие вышивальные хлопковые нитки

– толстая матовая нить. Как правило,
используются для вышивки на тяжелых тканях, например, для вышивания настенных
гобеленов, для выполнения шнурковых или сложных обмоточных стежков.

Мерсеризированные нитки

– крученная хлопковая нить с характерным сильным
блеском различной толщины в виде мотков и клубков.

Металлизированные вышивальные нитки

– нить, похожая на маленькую
блестящую проволочку. Применяется отдельно или в сочетании с хлопчатобумажными
или шерстяными нитками.

Шелковые и вискозные нитки

используются в вышивании для создания сильного
блеска и придания готовой вышивке мягкости и шелковистости.

Тонкая шерстяная пряжа

– нить в 2 сложения, широко применяющаяся в
вышивке шерстью по ткани как отдельно, так и в соединении с другими нитками.

Гобеленовая шерсть

– тяжелая пряжа, которой вышивают в целое сложение
гобелены по счетным схемам.

Учащиеся повторяют организацию рабочего места, технику безопасности при
работе с ручными инструментами и ВТО, способы перевода рисунка на ткань, посадку
при вышивании, правила заправки ткани в пяльцы и положение рук при вышивании.

4. Объяснение нового материала. (10–15 мин.)

Теперь вы знаете, что швы, которыми выполняют рисунки, отсчитывая нити ткани,
называют счетными швами. Учащиеся открывают учебники [1] на
странице 96, §15 “Счетные швы”.

К счетным швам относятся: косая стежка, набор, полукрест или “роспись”,
счетная гладь, “козлик”, крест, гобеленовый и другие. Учащиеся записывают
названия счетных швов в рабочие тетради < Презентация, слайд 18>.



Мотивы узоров и приемы выполнения счетных швов применяют для оформления
занавесей, диванных подушек, салфеток, панно, одежды.

Учитель дает краткую характеристику счетных швов, сопровождая рассказ
демонстрацией слайдов < Презентация, Слайды 19–26> и обращает внимание
учащихся на технологические карты счетных швов < Приложение,
Рисунки 1–12> и содержание учебника.

Набор (брань)

– двустороннее скорое шитье, напоминающее узорное
ткачество, выполняется стежками разной длины шва «вперед иголку» по счету нитей.
Прямыми стежками ведут непрерывную рабочую нить в одном направлении – вдоль (по
горизонтали) или поперек (по вертикали) узора, от одного конца до другого и
обратно. Узоры набора составляют параллельные ряды горизонтальных или
вертикальных стежков, уложенных на расстоянии одной или двух нитей. Особое место
занимает «набор» в древней технике народного вышивания орловский «спис», где
контур рисунка выполняется стебельчатым или тамбурным швом, а внутри – мелкими
стежками «набора» – «бранками». Таким же способом вышивают и «русскую гладь».
Основной цвет – красный с незначительным добавлением черного и синего < Рисунок 1, Рисунок 2>.

Шов «роспись» или «полукрест». Выполняется швом “вперед
иголку”. Сначала обводят контур узора, выполняя по пути мелкие детали,
расположенные с внешней стороны контура. Затем движением иглы в обратном
направлении заполняют пропущенные места и детали узора расположенные внутри
контура. Разновидности шва «роспись»: чешуйка; клетка; шашечка; кустики; птичка
< Рисунок5, Рисунок 6>.

Счетная гладь

бывает односторонняя (а) и двусторонняя (б, в). Вышивание
ведется по счету нитей ткани параллельными стежками, удаленными друг от друга на
одну нить. В прямой глади стежки кладутся вдоль ниток ткани по
горизонтали и вертикали, а в косой – с различным наклоном < Рисунок 3, Рисунок 4>.

Косая стежка

– глухой односторонний
счетный шов. Косой стежкой можно вышивать прямые (узкие и широкие) полосы,
отдельные фигуры или заполнять ею целые орнаментальные мотивы < Рисунок 7>.

Выполняется наклонными, плотно прилегающими друг к другу или отстоящими друг
от друга на некотором расстоянии стежками разного наклона и длины. Удлиненные
стежки выполняют на четном количестве нитей ткани, где количество нитей по
горизонтали (4–8–12) в два раза больше, чем по вертикали (2–4–6). Наклон
отдельных стежков и наклон всего ряда зависят от количества нитей ткани, взятых
под стежок, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях.

В народных вышивках Белоруссии, России, Украины косыми стежками выполнялись
двух- и трехрядные диагональные полосы, дополняющие узоры гладью, крестом,
выколом, вырезыванием. Иногда они носят местные названия – “куриный” или
“сорочий брод”.

Шов «козлик» или «бархатный»
выполняют слева направо. Игла при работе всегда повернута острым концом налево.
Нитку закрепляют в точке 1, делают стежок 2–3 на верхней линии, затем стежок 4–5
на нижней линии и т.д. < Рисунок 8, Рисунок 9>

Шов “крест” в один ход выполняется двумя перекрещивающимися стежками.
Первый стежок ложится из левого нижнего угла клетки в правый верхний или
наоборот. Перекрывает его стежок, проходящий из левого нижнего угла клетки в
правый верхний. Шов “крест” в два хода вышивается в горизонтальном,
вертикальном и диагональном направлениях в два приема. Следует помнить о том,
что все верхние стежки вышивки должны ложиться в одном направлении < Рисунок 11, Рисунок 12>.

Гобеленовым

швом вышивают по холсту, рогожке или канве. Выполняют слева
направо так, чтобы стежки ложились наискосок от левого нижнего угла к правому
верхнему. Высота стежка 2-4 нити ткани, а между стежками – 1 нить или
соответственно 1 или 2 нити канвы < Рисунок 10>.

Профессии, связанные с вышиванием: вышивальщица, художник-мастер по тканям.
Учитель дает краткую характеристику профессиям, называет правила ВТО вышитых
изделий.

5. Закрепление изученного материала. (30–40 мин.)

  1. Учащиеся, работая в парах, проверяют организацию рабочего места для
    выполнения ручных работ. Моют руки с мылом.
  2. Учитель проводит вводный инструктаж по выполнению практической работы,
    напоминает учащимся правила техники безопасности.
  3. Учащиеся выполняют практическую работу № 13, стр. 102 учебника.
  4. Пользуясь схемами в учебнике (или подобранными дома) и технологическими
    картами < Приложение, Рисунки 10–12>, учащиеся
    учатся выполнять шов “крест” и гобеленовый шов. Для скорого выполнения
    работы черные участки вышивки можно выполнить швом “крест”, а цветные –
    заполнить гобеленовым швом.
  5. Текущий инструктаж по соблюдению ТБ, правильности приемов работы.

6. Подведение итогов урока. (5–7 мин.)

  1. Контроль усвоения новых знаний в форме фронтальной беседы.
  2. Анализ типичных ошибок допущенных учащимися.
  3. Демонстрация лучших работ учащихся.
  4. Выставление оценок.
  5. Анализ учащимися достижения поставленной в начале урока цели

7. Домашнее задание. Уборка рабочих мест. (2–3 мин.)

  1. Прочитать §15 [1], с.96-104, уметь распознать и назвать счетные швы,
    знать их особенности. Закончить вышивку, выполнить ВТО. Принести рабочую
    коробку с инструментами материалами и принадлежностями, готовый образец
    вышивки. Заключительный инструктаж по выполнению домашнего задания.
  2. Уборка рабочих мест учащимися.

Литература.

  1. Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: Учебник для учащихся
    общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Д. Симоненко. – 3-е изд.,
    перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 208с.: ил.
  2. Программа для общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое
    обучение 1–4, 5–11 классы. – М.: “Просвещение”, 2007.

Интернет ресурсы:

  1. http://flystarlady.listbb.ru
  2. www.tambour.ru
  3. www.gal-il.liferus.ru
  4. www.pokanve.ru
  5. http://magic-work.ru



Следующий: