Технический труд. Выполнение изделия для украшения быта. Конструирование модели Бабочка

Задачи:

  1. Выявить способ изготовления изделия нового вида, освоить прием сборки
    модели “Бабочка”. Закрепить умение чтения простейших эскизов. Формировать
    практические умения точного выполнения работы по алгоритму.
  2. Развивать наблюдательность , техническое мышление, воображение.
  3. Способствовать воспитанию самостоятельности, аккуратности.

Объект труда

: изготовление поделки “Бабочка”.

Опыты, наблюдения:

анализ и установление алгоритма конструирования
объекта

Упражнения

: резание ножницами, элементы конструирования, нанизывание на
проволоку мелких по размеру деталей, закручивание проволоки перевивом.

Ход урока

1-й этап. Организационный момент. Этап самоопределения к деятельности

Долгожданный дан звонок
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.

2 этап. Актуализация знаний и мотивация.

– Ребята, вы любите слушать сказки? (Слайд.) В некотором царстве, в некотором
государстве был город Художников. Обнесен этот город был высокой стеной, а
единственные ворота охранял Цыпленок, который любил признаваться в любви, но не
всем. Он не пускал в город детей, живущих по соседству и требовал пропуск.
Пропуском служили подарки, но не всякие, а выполненные своими руками по
определенным условиям.

Презентацию можно взять у автора статьи.

– Ребята, когда людям дарят подарки? (Праздник и хорошее настроение.)
Цыпленок отвечал за хорошее настроение и никого с плохим настроением в город не
пускал.

– Какой подарок считается самым дорогим? (Сделанный своими руками.)

– Художники часто любовались природой. Как вы понимаете слово “любоваться”?
(Восхищаться, наслаждаться ее красотой.)

Художники любили копировать (повторять) природу, фиксировать (сохранять) ее
характерные черты в своих изделиях, в творчестве. Люди часто хотят быть похожими
на художников и отображают в своих изделиях то, что они видят в природе. Их
изделия дают нам представление о том, что человека восхитило и удивило в жизни.

– Что такое наслаждение? Чем можно наслаждаться в жизни? (Теплом, прохладой,
светом, цветом, звуком, запахом, прикосновением и т. д..)

– Вот вы лежите на солнышке, а мимо пролетают …, …, …., …. Какой из
пролетающих объектов для вас самый удивительный и привлекательный?

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла. (А.А. Фет)

– Включайте свои видеокамеры. Записываем. (Презентация бабочки, компьютер,
проектор.)

Ого, какие кадры вы записали!!! Вот это красота!

Какие чувства вы испытываете, глядя на бабочку.

– Бабочка – символ легкости, красоты, изящества, мысли, души.

– Ребята , а хотите побыть художниками? Готовы ли вы изготовить своими руками
такую красоту?

3-й этап. Постановка учебной задачи.

Давайте откроем художественную мастерскую, где изготовим красивых бабочек.

– Какой материал нам больше всего подходит? (Картон.)

– Итак, мы будем сгибать, вырезать. Мы это умеем? (Да.)

– Тогда за дело. Вот образец работы. Вам нужно вырезать и собрать бабочку. С
чего начнем? Давайте сделаем пробу. Дети вырезают , но собрать не могут.
(Сгибать умеем, вырезать умеем, а как скреплять не знаем.)

– Где и почему возникло затруднение? (При сборке бабочки с проволокой не
получается скрепления.)

– Что нужно сделать для преодоления затруднения? (Проанализировать, научиться
выполнять новый прием.)

– Как назовем новый прием? (Скрепление соединение проволокой.)

– Ребята, тема нашего урока “Конструирование. Скрепление проволокой.

– Значит, какова цель нашего урока

? (Освоить новый прием конструирования
– скрепления проволокой.)

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Встрепенулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.

4-й этап. “Открытие” детьми нового знания. Строим новый способ действий.

– Рассмотрите изображение бабочки. Что вы можете сказать о ней?

– Есть ли в изделии линия симметрии? (Да.)

– Проанализируйте, из каких деталей состоит бабочка? (Картонная деталь –
образ бабочки с двумя отверстиями, проволока, бусинки.)

– Давайте понаблюдаем каким образом у нее появилось такое удивительно
красивое брюшко?

(Проволока прошла через проколы, бусинки нанизаны на проволоку, проволока
закреплена перевивом-закрутим.)

– В какой последовательности выполняется бабочка?

  1. Вырезать
  2. Найти проколы
  3. Протянуть проволоку,
  4. Нанизать бусинки,
  5. Закрутить проволоку,
  6. На усиках закрепить бусинки).

– Расскажи по рисункам, как выполняется этот прием?

(Один говорит – все показывают движением.) (Проволока проходит через
отверстие в картоне снизу вверх и закрепляется перевивом. Остаток проволоки –
усики.)

5-й этап. Первичное закрепление. Решение типовых заданий. Новый способ
фиксируется в речи.

– Расскажи по рисункам, как выполняется этот прием?

– Дайте определение каким образом нужно при сборке продеть проволоку.
Сделайте вывод. (Проволока проходит через отверстие в картоне снизу вверх и
закрепляется перевивом. Остаток проволоки – усики.)

Один проговаривает, затем хором.

6-й этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (инструкционной
карте). (4–5 минут.)

Учащиеся самостоятельно выполняют задания на новый способ действий и
убеждаются, что новый способ действий ими освоен.

Проведем такую операцию с кругом.

7-й этап. Включение в систему знаний и повторение.

Пора включать новый способ в систему знаний. Сборка бабочки. Ребята,
художники рисуют мелом, углем, красками, гуашью, а вы нанесите рисунок по
своему желанию (аппликация, фломастер).

8-й этап. Рефлексия деятельности (итог урока).

– Что нового узнали? (Можно пользоваться проволокой.)

– С каким приемом познакомились?

– Где можно использовать такой прием? (Изготовление открытки, поделки.)

– Что можно еще сделать, овладев этим приемом? (Спрятать заплатку, дырку в
стене, украсить гардины прикрутить оторванную пуговицу.)

– Каковы результаты класса, ваши собственные?

Хлопните в ладоши, если вы оценили свою работу на самый высокий балл.

Щелкните пальцами, если вы считаете, что могли бы сделать эту работу лучше.

Топните, если вы считаете, что у вас ничего не получилось и вам нужно
вернуться к закреплению нового приема.

Презентация

  1. У павлиньего глаза глазчатые пятна служат для устрашения хищников.
  2. Некоторые личинки голубянки живут прямо в муравейнике. Они подкармливают
    муравьев своим сладким соком и получают защиту от врагов.
  3. Крапивница часто залетает в помещение, чтобы впасть в зимнюю спячку. Это
    бабочки, которые обитают в Кемеровской области.
  4. А вот парусник – бабочка тропиков. Некоторые их них откладывают личинки
    на апельсиновых деревьях и появившиеся гусенички пахнут апельсином.

Следующий: