Тестовый контроль на уроках технологии в системе профессионального образования

Тестовый контроль на уроках технологии в системе профессионального образования

Мастеру производственного обучения и преподавателю в системе профессионального образования необходимо обеспечивать постоянный интерес и эстетическое удовлетворение от процесса обучения каждому учащемуся, сделать учебу для будущего рабочего естественной, неотъемлемой частью рабочего процесса. Причём создание условий эффективного обучения касается организации любого вида деятельности учащегося в течение рабочего процесса: в процессе теоретического обучения на уроках, в процессе освоения техники, при выполнении технологического процесса, при овладении навыками и приёмами работы с инструментами и материалами в процессе производственной практики в мастерской.

Имея сорокалетний опыт преподавания специальных и общетехнических дисциплин в Строительном колледже системы профессионального образования города Москвы, уделяю большое внимание методам активизации познавательной активности учащихся на уроках. Провожу на уроках так называемые обучающие игры, которые при грамотной организации становятся средством развития личности учащегося, его интеллекта, мыслительной деятельности.

В качестве контрольного среза знаний учащихся по определенным терминам и понятиям использую на уроке тесты и кроссворды.  Часто учащиеся самостоятельно составляют тесты и кроссворды по пройденной теме. Составляю тестовые задания и по производственному, и по теоретическому  обучению.

Применяя в своей практической деятельности тестовый контроль не один год, могу отметить его преимущества:

  • тестовые задания позволяют выявить факт усвоения непосредственно на уроке объяснения нового материала и повторно на уроке контроля усвоения знаний, умений и навыков;
  • тест состоит из заданий на деятельность данного уровня;
  • тестовый контроль нужен для объективной оценки знаний и умений, учащихся по разным уровням усвоения учебного материала.

Для проведения контроля знаний по производственному обучению в мастерской необходимо подготовить рабочие места, на которых будут разложены задания.
По каждой теме теоретического обучения мною составлены задания трёх уровней сложности. В идеале группа заданий I уровня должна  выполняться всеми учащимися отдельно. После выполнения заданий I уровня все учащиеся приступают к выполнению тестовых заданий II уровня сложности. Тестовые задания III уровня выполняются учащимися по желанию. Но на практике учащимся сложно выполнять эти условия, поэтому им предлагается выполнять тестовые задания, следуя не то простого к сложному, а в разнобой. В этом случае проверка и оценка работ должна вестись с учётом уровня выполненного задания.
Вашему вниманию предлагаю для группы учащихся, обучающихся по строительной специальности: «Мастер отделочных строительных работ», один вариант тестов трёх уровней усвоения учебного материала по учебному предмету «Технология» по теме: «Высококачественное оштукатуривание».

Вариант I

I уровень

1. Штукатурка, состоящая из трёх слоев, является  высококачественной?

 а)  да                      б) нет

2. Слой обрызга относится к  высококачественной штукатурке?



а)  да                      б) нет

3. Является ли грунт основным слоем высококачественной штукатурке?

а) является            б) не является

4. Накрывка является первым слоем высококачественной штукатурки?

а)  является           б) не является

5. Какова толщина высококачественной штукатурки?

а) 12 мм                б) 15 мм            в) 30 мм        г) 20 мм

6.Минимальная толщина каждого слоя грунта равна:

а) 5 мм                  б) 6 мм               в)7мм            г) 10 мм

7. Сколько  слоев включает в себя высококачественная  штукатурка?

а) 1                        б)  2                    в)  3                г)  4

8. Для провешивания потолка используется следующий инструмент

а) уровень;       б) ватерпас;        в)угольник ;        г)водяной уровень

II уровень

1. Перечислите все слои высококачественной штукатурки

2. Укажите недостающие операции в технологической цепочке высококачественного оштукатуривания

а) …………………нанесение обрызга, нанесение грунта, разравнивание грунта
б)………………… затирка, проверка качества.

3. Чему равно расстояние между маяками и марками в метрах?

4. Дайте определение обрызгу.

III уровень

  1. При  высококачественном оштукатуривании  на поверхности стен устраивают гипсовые маяки. После нанесения и разравнивания грунта гипсовые маяки вырубают. (Обоснуйте выполнение этой операции или поясните, чем это вызвано.)
  2. При высококачественном оштукатуривании на поверхности стен и потолков устраивают  марки и маяки. (Поясните, чем это вызвано.)
  3. При оштукатуривании поверхностей перед нанесением раствора поверхности придают шероховатость. (Обоснуйте  выполнением этой   операции.)

Эталоны ответов для варианта I

I уровень

  1. а
  2. в
  3. а
  4. в
  5. 20 мм
  6. в
  7. в
  8. г

II уровень

  1. обрызг, грунт, накрывка
  2. а) устройство марок; б) накрывка
  3. 1 – 3 м
  4. обрызг – это первый слой штукатурки, толщина которого 3-5 мм, наносится для лучшего сцепления последующих слоев штукатурки, придавая поверхности шероховатость. Подвижность раствора 8-10 см/

III уровень

  1. Высококачественное оштукатуривание выполняется цементными растворами. Гипсовый и цементный раствор имеют различные вяжущие: гипс и цемент. Растворы разнородные, время твердения  и прочность различные, поэтому штукатурка будет трескаться по маякам, а это дефект штукатурки.
  2. Марки и маяки дают определенную толщину  нанесения раствора, соблюдается эта толщина по всей стене, отсюда точность и качество выполненной штукатурки
  3. Придание шероховатости важная часть операции «подготовка поверхности». Выполняется для лучшего сцепления наносимых слоев штукатурки. Это прочность штукатурки и её качество.

Критерии оценивания тестового задания:

  • «3» выставляется  за правильно выполненные задания I уровня;
  • «4» выставляется, если  выполнены задания I и II уровней;
  • «5» — за выполненные грамотно задания всех трёх уровней сложности.



Следующий: