Тема «Выражение позиции героя. Л. Н. Толстой. Отрочество. Глава II – Гроза» анализ художественного текста


Цели:

  • научить воспринимать художественный текст и
    создавать свой связный текст;
  • углубить знания учащихся о смысловой и
    грамматической цельности текста, его строении,
    выявить выразительную функцию лексических
    средств связи, морфологических,
    образно-выразительных;
  • анализ повествовательного текста от первого
    лица соотносится с написанием собственного
    рассказа от первого лица.

Девиз:


Каждое художественное слово…
тем-то и отличается от нехудожественного, что
вызывает бесчисленное множество мыслей,
представлений, объяснений.

Л.Н.Толстой.


Ход урока

Учитель: На сегодняшнем уроке нам
предстоит рассмотреть текст главы II “Гроза”
повести Л.Н.Толстого “Отрочество”. Особое
внимание обратим на средства выражения позиции
героя – повествователя и их роль в
художественно-образном строе текста. Чтобы
работа была интересной и творческой, вам были
даны вопросы для домашней подготовки. Анализ
текста в классе мы будем проводить с опорой на
эти вопросы, но в тоже время эта работа
предполагает решение новых задач с целью более
детального рассмотрения текста.

Вопросы:

  1. Определите тему текста и её отражение в
    название главы.
  2. С чьей точки зрения представлена, как это
    выражено грамматически.
  3. Как отражается развитие происходящего в тесте
    во времени: что было сначала, потом и наконец.
  4. На какие части можно разделить текст. Выделите
    микротему каждой части. И ключевые образы.
  5. Как можно представить композицию
    повествования.
  6. Выделите в тексте слова и фразы, выражающие
    позицию героя повествователя, его чувства и
    оценку происходящего. Какими средствами
    создаётся описание (эпитеты, сравнение,
    метафоры).

Анализ текста в классе

Вопрос 1. Комментарий. Тема главы –
гроза – отражена в названии, однако текст
представляет художественный образ грозы в
соотношении с чувствами главного героя, с его
восприятием и оценкой.

Вопрос 2. Комментарий. Повествование
ведется с точки зрения главного героя –
Николеньки и представляет собой воспоминания о
своем детстве. Грамматически выражено формой
первого лица, местоимений Я и Мы.

Вопрос 3. Комментарий. Гроза даётся во
временном развитии: сначала – томительное
ожидание грозы под палящим солнцем;

Затем – появление первых признаков грозы, её
назревание и развитие, и события, случившиеся во
время грозы: поломка брички и появление нищего;

Наконец – завершение грозы и радость
маленького Николеньки.

Вопрос 4. Комментарий. Можно разделить
на пять частей:

  • 1 часть (первый абзац) – “Предчувствие грозы”;
    микротема – соотношение мира и человека в
    ожидании грозы; ключевые образы: солнце, пыль,
    страх, томление.
  • 2 часть (второй абзац) – “Гроза надвигается”
    (гнев Божий); микротема – начало грозы, ключевые
    образы – туча, мрак, движение, тревога, трепет,
    молния, гром.
  • 3 часть (третий, четвертый, пятый абзацы) –
    “Бричка сломалась”, ключевые образы – бричка,
    остановка, страх и ожидание “общей погибели”.
  • 4 часть (от слов “Тревожные чувства тоски и
    страха < …>до слов < …> за равномерным шумом
    дождя” – абзацы 6, 7, 8, 9, 10) – “Гроза в разгаре”,
    ключевые образы – нищий, молния, гром, ветер,
    дождь, страх, холодный ужас.
  • 5 часть (заключительная от слов “Но вот дождь
    становится мельче < …> до конца), ее микротема
    – конец грозы и смена чувства страха радостью.
    Эту часть можно озаглавить “Повеселевшая
    природа”, ключевые образы – солнце, свежий
    воздух, блеск и радость, счастье жизни, простор,
    лес, птицы, звуки, черёмуха.

Вопрос 5. Комментарий. В композиции
выделяем завязку (часть 1), развитие действия
(вторая, третья часть), кульминация (часть 4),
развязка (часть 5).

Попробуем проанализировать описание,
развёртывающиеся в выделенных частях; определим
направленность описаний и средства
художественной образности. В каждой части
обратим внимание на выражение чувств героя –
повествователя, его внутреннего состояния и
оценки окружающего.

Вопрос 6. Комментарий. Состояние
окружающего мира в первой части передается через
восприятие героя:

“Солнце < …> невыносимо жгло мне
шею и щеки; невозможно было дотронуться
до раскаленных краёв брички”; “зловещие
чёрные тени”; “мрачная туча”.

В соотношении с состоянием природы находится
настроение Николеньки: описание жаркого солнца
и пыльного неподвижного воздуха
заканчивается фразой: “Я не знал куда деваться”.



Нетерпения в ожидании конца пути и
предчувствие грозы косвенно отражается в фразе:
“Всё моё внимание было обращено на верстовые
столбы, которые я замечал издалека, и на облака
< …>”;

Этим же состояние завершается первая часть:

“Изредка прогромыхал дальний гром. Это
последнее обстоятельство более всего усиливало
моё нетерпение скорее приехать на постоялый
двор. Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое
чувство тоски и страха”.

Как видим, состояние природы и человека
передаются с самого начала главы в
непосредственной соотнесённости.

  • Какими средствами создаются ключевые образы в
    первой части? (Солнце, пыль, томление, страх)

За счёт эпитетов: косые жаркие лучи, густая
пыль, чёрное солнце, чёрные тени, большая мрачная
туча.

Для отражения впечатления нарастающей угрозы,
тревоги, важно образное соотношение облаков и
тучи: “ < ….> облака, прежде рассыпанные по
небосклону < ….>, приняв зловещие чёрные тени,
теперь собирались в одну большую, мрачную тучу”.

Так формируется микротема первой части –
“Предчувствие грозы”.

Посмотрим, как эти образы развиваются во второй
части текста.

  • Какое состояние природы передаётся в этой
    части?
  • За счёт чего пейзаж становится динамичным?

Во второй части мрак и тяжелая тьма, которые
несёт грозовая туча, представленные в
соотношении с солнцем и светом, отражено
противоборство тьмы и света: “ < ….> большая
тёмно- лиловая туча”, “Солнце освещает её
мрачную фигуру”, “но вот передовые облака уже
начинают закрывать солнце, вот оно выглянуло в
последний раз, осветило страшно – мрачную
сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность
вдруг изменяется принимает мрачный характер”.

В дальнейшем описании свет уже будет грозовым
– светом молнии: “Молния вспыхивает как будто в
самой бричке, ослепляет зрение и на одно
мгновение освещает < ….>”.

Изображение грозы требует динамизма: в природе
проявляется и в противоборстве света и тьмы, и в
убыстрении движения брички (“бричка скорее
катит по пыльной дороге”) и жизненных токов в
человеке ( “ < ….> я чувствую, как кровь быстрее
обращается в моих жилах”), в разнообразном
движении деревьев, травы, птиц, и самого звука
грома.

Передача динамики в природе и человеке
осуществляется за счёт активизации глаголов
плюс указательной частицы вот, которая
подчеркивает динамизм.

“ Но вот передовые облака уже начинают
закрывать солнце; вот оно выглянуло < ….>,
осветило < ….> и скрылось”; “Вот задрожала
осиновая роща”, “листья шумят и вертятся”,
“макушки < ….> начинают раскачиваться”,
“пучки сухой травы летят через дорогу”, “стрижи
и ласточки реют < ….> и пролетают”, “галки
летают по ветру”.

В живописном представлении движения особую
роль играют эпитеты, создающие образ: “< ….>
окрестность вдруг изменяется”, “галки < ….>
как то боком летают по ветру”, “края кожаного
фартука начинают < ….>, размахиваясь, биться
< ….>”.

Характер происходящего “как бы на глазах у
читателя” передается активизацией форм
глаголов настоящего времени.

Понаблюдаем динамику в изображении грозового
грома. Каким он (гром ) изображается в начале
части и в конце? Какой приём позволяет создать
выразительный и точный образ грома, определяющий
оценочную фразу повествователя.

Вначале части и в конце гром соотнесён с
молнией, звук представлен в развитии: “< ….>
слабый гул, постепенно усиливающийся,
приближающийся и переходящий в прерывистые
раскаты, обнимающий весь небосклон”.

Но сначала гром и молния – “вдалеке”, то в
конце части звук грома раздается “в туже секунду
над самой головой”.

В конце части выразительный образ грозовой
грома создается за счет нарастания звука (приём
градации): “< ….> величественный гул < ….>,
как будто поднимаясь всё выше и выше, шире и шире
по огромной спиральной линии, постепенно
усиливается и переходит в оглушительный треск,
невольно заставляющий трепетать и сдерживать
дыхание”.

Как видим, динамизм развертывающийся в природе
грозовой стихии захватывает и душу человека:
надвигается туча – “и бричка скорее катит по
пыльной дороге”- мне становится жутко, и я
чувствую, как кровь быстрее обращается в моих
жилах”; переживание грома заставляет
“трепетать и сдерживать дыхание”.

Найдём в тексте второй части слова и выражения,
передающие оценочный план героя повествователя,
отражающие образы природы в соотношении с ним
самим.

Это различные определения и характеристики:
туча, “взявшаяся бог знает откуда”, мрачная
фигура тучи. Особую роль играют слова с
неопределенным значением: “листья становятся, какого
то
бело-мутного цвета”, галки “как то
боком летают по ветру”, а также сравнения:
“стрижи и белогрудые ласточки, как будто
с намерением остановить нас, реют вокруг
брички”.

Такое представление грозы обуславливает
завершающую характеристику, отражающую народное
определение: “гнев божий”.

Это характеристика отнесена повествователю и
сопровождается его оценкой: “как много поэзии в
этой простонародной мысли!”

Третья часть начинается с развертывания
образа, убыстряющегося движения,
представленного во второй части. Однако ее
микротема (остановка в движении) определяет
принцип соотношения с предыдущей частью –
контраст.

Он подчеркивается передачей неожиданной смены
быстрого движения – неподвижностью (за счет
междометия “Тпру”, а также смены форм глаголов
настоящего времени, формами прошедшего времени).

  • Как передано в этой части состояние героя
    повествователя?

Его состояние обобщено состоянием окружающих:
“< ….> я замечаю, что они боятся”; “Я боюсь
пошевелиться и с минуты на минуту ожидаю нашей
общей погибели”.

В этих фразах выражается восприятие маленького
мальчика.

  • Почему четвёртую часть можно назвать
    кульминационной?
  • Как отражено в ней предельное напряжение
    состояния природы и человека?
  • Какую роль в этом играет образ нищего?
  • Какими средствами и для чего создается его
    портрет?

В четвёртой части напряжение состояния
человека и природы достигает предела
(“Тревожные чувства тоски и страха
увеличивались во мне вместе с усилием грозы, но
когда пришла величественная минута безмолвия,
обыкновенно предшествующая раздражению грозы,
чувства эти дошли до такой степени, что,
продолжись это состояние ещё четверть часа, я
уверен, что умер бы от волнения”).

Появление нищего еще более усиливает чувство
страха Николеньки; прежде чем передать своё
состояние словами, герой повествователь даёт
портрет нищего, в котором мальчик подчеркивает
детали, его поразившие. Употребление местоимения
с неопределенным значением.



Жуткая внешность калеки и “болезненный голос”
возбуждают в мальчике чувство, которое трудно
передать словами:

“Не могу выразить чувство холодного ужаса
охватившего мою душу в эту минуту….”.

Кроме того, нищий усиливает впечатление
беззащитности и жалости человека перед грозной
стихией.

Мощная власть грозы передается образами молнии
и грома, для выражения которых важны слова со
значением интенсивности: “< ….> ослепительная
молния сопровождалась таким оглушительным
треском грома, что, кажется, весь свод небес
рушится над нами”.

Вывод: Сравнение, завершающее этот
фрагмент, гиперболизирует образ страшного
грозового разряда и одновременно соотносит
происходящее в природе с человеком, заостряет
точку зрения героя.

Это и есть кульминация всей главы, поскольку
передается наивысшее, предельное напряжение в
состоянии всего мира.



Какими средствами изображается дождь?

Характер дождя передается, прежде всего,
определениями (“косой дождь”), его сила выражена
фразеологизмом: “лил как из ведра”.

Изображение окружающего в дожде отражает
взгляд мальчика. Это он видит перед собой, это он
пристально наблюдает.

Рассмотрим развитие образа грозы в последней, в
пятой части текста.

  • Как эта часть соединена с предыдущей?
  • Какие образы выступают ключевыми в этой части?
  • Какими средствами передаются настроения
    героев?

Комментарий. Пятая часть
присоединяется к предыдущей союзом и частицей
(“Но вот”), за счет чего подчеркивается движение,
изменение в изображаемом.

Развитие образа грозы осуществляется в
обратном (зеркальном порядке по отношению к
началу текста: если там облака сбиваются в тучу, а
туча закрывает солнце, то здесь наоборот – “туча
начинает разделяться на волнистые облака…”

Однако если в начале главы солнце палящее,
знойное, то после грозы доминирует не столько
свет, сколько блеск; блеск и свежесть в природе
контрастны предгрозовому зною; луч “блестит в
лужах…”; “освеженный душистый воздух”; поле
“блестит мокрой зеленью и землю”; птицы “в
мокрых кустах”.

Обновление и оживление природы передается
изображением чистых светлых красок.

Перед героем открывается простор ожившей,
освеженной земли. Герой не может усидеть на
месте, соскакивает с брички и бежит к
распустившейся черёмухе и затем к карете –
поделиться радостью освобождения души от гнёта и
страха. Именно отклик души на “повеселевшую”,
обновленную природу отражен в оценках
Николеньки: “Упиваюсь их чудным запахом”,
“Посмотри, как хорошо!”, “Да ты понюхай, как
пахнет”.

Безусловно, последняя часть контрастна всем
частям по настроению, и по характеру образов.

Заключение

Гроза как властная, грозная стихия, в тоже время
освещающая весь мир и человека. Эта динамика
проявляется в передачи состояния природы
настроению человека – от тоски и страха к
чувству надежды и радости. Направление, развитие
текста задается позицией героя; характер образа
грозы отражает его восприятие, определяется его
точка зрения.

Домашнее задание

Написать сочинение:

  1. Гроза как атмосферное явление и описание грозы
    в повести.
  2. Сочинение-описание “За моим окном гроза….”



Следующий: