Тема войны в рассказах В. Астафьева


Цели урока:

  • знакомство учащихся с рассказами В. П. Астафьева
    о Великой Отечественной войне;
  • обучение анализу прозаических произведений;
  • развитие речи учащихся;
  • воспитание патриотизма, долга, нравственности.

Оборудование: портрет В. П. Астафьева,
выставка книг В. П. Астафьева, экран, компьютер,
мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Слово учителя



– Тема сегодняшнего урока «Тема войны в
рассказах В. П. Астафьева». Наш урок не случаен:
недавно мы отмечали 65-летие Победы в Великой
Отечественной войне. Сегодня мы с вами должны
узнать, какой показывает войну В. П. Астафьев, кто
герои его произведений, что хочет сказать нам
автор.
Чаще всего мы будем сегодня произносить слово
«война». Что оно обозначает? Если мы посмотрим в
толковый словарь, то прочитаем: «Война – это
вооруженная борьба между государствами;
враждебные отношения с кем или чем-нибудь». Это
лексическое значение данного слова, а в жизни?
Что происходит на войне?
– Погибают люди, разрушаются города, села. В
войне погибло целое поколение 1924-1926 годов
рождения. Из четырех человек этого поколения в
живых остался только один.
Остался в живых и солдат Великой Отечественной
войны Виктор Петрович Астафьев 1924 года рождения.
Имя этого писателя нам уже знакомо. Его рассказы
мы читали в 5-6 классах. Давайте их вспомним. («Васюткино
озеро», «Белогрудка», «Конь с розовой гривой».)

– А что мы знаем о писателе?

3. Сообщение учащегося о биографии В. П.
Астафьева

– Как вы думаете, мог ли Астафьев не писать
о войне?
– Не мог.

4. Чтение наизусть учеником отрывка из
рассказа «Пир после победы»

«Радовался, что живой вернулся с войны…» – так
написал Астафьев через много лет после войны в
рассказе «Пир после победы».
– Что вы прочитали к уроку?
«Пир после победы», «Сорока», «Ясным ли днем»,
«Старая лошадь», «Индия».
– Посмотрите, пожалуйста, на выставку. Здесь
представлены произведения В. П. Астафьева. Есть
на выставке роман, который называется «Прокляты
и убиты». Это одно из последних произведений
писателя, которое тоже рассказывает о войне, т. е.
тема войны проходит через все творчество В. П.
Астафьева.

5. Анализ прочитанных произведений

Вы все прочитали разные рассказы. Какие чувства
они у вас вызвали?
– «Если ныне случается редким заезжим людям
бывать в этом украинском хуторе и если они
поинтересуются, кто покоится при тихой сельской
дороге, хуторяне отвечают: солдат по фамилии Индия.
Фамилию эту странную хуторянам сказывал
повозочный, что доставлял к передовой боевые
припасы на старой лошади зимою сорок второго
года».
– О ком идет речь? Почему Индия?
– Писатель утверждает, что Индия не героически
воевала, а работала на войне. Как она работала?
– Обращение к тексту.
– Какую роль играет в рассказе страна Индия?
– Это мечты из мирной жизни.
– Можно ли назвать Сашу героем?
– Конечно.

Сделаем вывод: Саша – настоящий герой,
который своей повседневной работой приближала
победу.

– В рассказе «Старая лошадь» Астафьев
не описывает военных действий. Это рассказ о
лошади, которая вот уже три дня стоит на
нейтральной полосе. Почему она здесь оказалась? В
чем лошадь обвиняет людей? Прочитаем последний
эпизод рассказа.



6. Выразительное чтение отрывка учащимся



– Почему лошадь до сих пор снится Ванягину?
– Войну забыть невозможно.

Сделаем вывод: на войне испытывают
страдания и люди, и все живые существа.

– Обратимся к рассказу «Сорока». О чем
этот рассказ?

7. Сообщение ученика о сюжете рассказа

– Каким мы видим героя до войны? (Весельчак,
балагур, шутник)
А каким он уходит на фронт? (Печальный,
угрюмый, предчувствующий беду)
Почему так
изменился герой? (Война – это горе, беда,
страдание)

– Но конец рассказа не оставляет чувства горечи.
Почему?
– Жизнь продолжается, живет на земле сын дяди
Васи.
– Давайте сделаем вывод: несмотря ни на
какие войны, даже самые страшные, жизнь
продолжается.
– В каком из рассказов Астафьева герой,
прошедший через войну, переживает за то, что
происходит в современном мире? («Ясным ли
днем»
)

– Что вы можете рассказать о герое рассказа?

8. Сообщение ученика

– Какая мысль в рассказе главная?
– Герой не только вспоминает о прошедшей войне,
но и с болью говорит о войнах, идущих в
современном мире.

9. Чтение отрывка учителем

– А что нужно сделать, чтобы не было войн?
– Помнить о погибших, уважать ветеранов.
– Вы произнесли слово «память». Именно память
помогает задуматься над тем, чего не должен
делать человек, чтобы не приносить горе и боль
людям.

10. – Я хочу закончить урок словами
самого В. П. Астафьева: «Память войны. Счастлив
тот, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем
добрым людям: не знать ее никогда, не ведать, не
носить раскаленные угли в сердце, сжигающие его».

11. Домашнее задание: написать
сочинение-рассуждение «Какой рисует войну в
своих рассказах В. П. Астафьев?»




Следующий: