Тема внеклассного мероприятия: Ключи от форта Боярд

Класс: 11

Год обучения: 4 год

Тема урока или внеклассного мероприятия:

Высокомолекулярные
соединения. Полимеры.

Тип:

закрепление и систематизация знаний

Форма проведения: игра

Цели:


- развивать химические способности,
сообразительность, любознательность, логическое
мышление, укреплять память учащихся;
- развивать и укреплять интерес к химии, повышать
познавательную активность учащихся;
- развивать коммуникативные возможности
учащихся в процессе проведения игры;
- закрепить и систематизировать полученные
знания.

Оборудование:

- карточки с заданиями, три черных ящика, ключи (3
набора), набор для выполнения практической части
– распознавание полимеров: пакетики с
полимерами, химические ножницы, спиртовка,
спички, латок; одна из башен форта Боярд, три
слова с закрытыми буквами, прикрепленные с
разных сторон башни форта, магнитофон и кассеты,
диски с веселой музыкой.

Ход мероприятия.


1. Организационный момент.
2. Основная часть (игра).
3. Подведение итогов. Награждение.

Учитель: В течение нескольких уроков мы с вами
изучали ВМС, их строение, свойства, методы
получения, применение. Сегодня мы обобщим
полученные знания о полимерах в ходе игры «Ключи
от форта Боярд». Командам предстоит пройти ряд
испытаний и покорить форт Боярд своими знаниями,
умениями и находчивостью. В нашей игре участвуют
три команды. Это команды – «Аналитики»,
«Эксперты», «Исследователи».

Задача каждой команды успешно пройти
испытания, в которых надо проявить все свои
знания и заработать как можно больше баллов и
ключей от форта. За каждый успешно и быстро
пройденный этап команды получают определенное
количество баллов, а победители этапов — ключи.
Чем больше ключей заработает команда, тем больше
букв она сможет открыть в засекреченных словах и
быстрее отгадать само слово. Победителем игры
становится команда, которая раньше других
правильно назовет засекреченное слово.

Помочь провести игру мы пригласили жюри (по
одному человеку от команды). Жюри должно быть
внимательным, чтобы сразу увидеть, какая из
команд быстрее справится с данным ей заданием.
Если ответ будет правильным, то этой команде
вручается ключ старцем форта (заранее
подготовленный ученик в костюме старца или
другого персонажа, в зависимости от времени
проведения и желания. В преддверии Нового года
это может быть и Дед Мороз).

В современном мире уже не обойтись без
высокомолекулярных синтетических и, конечно,
природных соединений – полимеров. Они настолько
вошли в нашу жизнь, что завладели и
производством, и бытом. Полиэтилен, пластмассы,
синтетические ткани, изделия из резины и т.д. – мы
уже не представляем свою жизнь без них. Но время
не стоит на месте и требует новых полимеров,
обладающих более высокими физико-химическими
характеристиками. А для этого требуются хорошие
теоретические и практические знания. Проверим
насколько сильны ваши знания в методах синтеза
полимеров.

1 этап. ХИМИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА.

Для каждой команды подготовлены карточки трех
видов. Первый вид – карточки с названием
процесса получения полимера. Например,
полимеризация, поликонденсация, сополимеризация
и т.д. Второй вид – карточки с названием полимера.
Например, полиэтилен, белок, капрон, ацетатное
волокно и т.д. Третий вид- карточки с названием
мономера (исходного вещества). Например, этилен,
аминокислота, аминогексановая кислота и т.д.
Задача каждой команды раньше других составить
соответствующие «триплеты» процесса получения,
полимера и мономера (полимеризация – полиэтилен-
этилен).

Команды начинают одновременно. На задание
отводится 1 минута. Побеждает команда
раньше других закончившая выполнение задания и
составившая наибольшее число правильных пар.

По итогам эстафеты победителю вручается первый
ключ от форта.

Учитель:

Молодцы, справились! Пока жюри
подводит первые итоги старец форта поведает вам
об одном интересном случае из истории химии.

Старец:

В середине 19 века популярна была игра
в бильярд. Бильярдные шары производили из
слоновой кости, что делало игру дорогим
удовольствием. Тем более, потребность в слоновой
кости значительно превышала предложение. В 1863
году два американских фабриканта устанавливают
премию в 10 млн.долларов за изобретение вещества,
способного заменить слоновую кость в
производстве бильярдных шаров.

Два брата – печатник Джон и Исайя У.Хайат из Нью
– Джерси решили выиграть этот приз и начали
экспериментировать. Однажды во время
изготовления шаров Джон порезал палец. Открыв
аптечку, он обнаружил опрокинутый пузырек с
коллоидом. Коллоид растекся и затвердел. Джон
сразу сообразил, что можно использовать его в
качестве клея для закрепления бильярдных шаров.
Когда они смешали раствор коллоида с камфарой и
поместили под пресс при подобранной ими
оптимальной температуре, получился пластик,
пригодный для изготовления бильярдных шаров.

Так, в 1870 г. смешением двух частей
нитроцеллюлозы с одной частью камфары, используя
спирт в качестве растворителя, братья изобрели
материал – целлулоид и получили обещанную
премию.

Учитель: Как видите, открытия в химии делали и
люди далекие от химии. А вы уже столько знаете!
Так что, все в ваших руках.

Кто же зарабатывает ключ в первом испытании?
(слово жюри, старец вручает ключ команде).

2 этап. ЧЕРНЫЙ ЯЩИК.

Каждой команде выносится черный ящик. В этом
ящике записки с отдельными словами из
определения и пустые бумажки. От команды
вызывается по 2 человека для вытягивания записок.
Возможность достать записку предоставляется 6
раз. В течение 1 минуты необходимо правильно
воспроизвести то, что было зашифровано в черном
ящике.

Например, учащиеся с закрытыми глазами
вытащили записки со словами: остатки а-
аминокислот, пептидная связь, полипептидная
цепь, поликонденсация, биополимер и пустая
бумажка. За 1 минуту команде необходимо
понять, о чем идет речь, дать определение,
используя максимум выбранных из ящика слов. В
данном случае, речь идет о белках.

Ответ: белки – биополимеры, структурную основу
которых составляют длинные полипептидные цепи,
построенные из остатков а- аминокислот,
соединенных между собой пептидными связями.

- жюри подводит итоги, победителю вручается
ключ.

Учитель:

А мы отправляемся дальше.

Старец:

Прежде чем отправиться дальше
послушайте индусскую притчу, которую любил
рассказывать известный русский режиссер К.С.
Станиславский.

Магараджа выбирал себе министра. Он объявил,
что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг
города с кувшином, доверху наполненным молоком, и
не прольет ни капли.

Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они
проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него
кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали.
Но он не пролил ни капли. «Ты слышал крики,
выстрелы?» — спросил его магараджа. – «Ты видел,
как тебя пугали?».



«Нет, повелитель, я смотрел на молоко».

Не слышать и не видеть ничего постороннего, вот
до какой степени может быть сосредоточено
внимание.

Учитель:

Теперь проверим, насколько
внимательны вы.

3 этап. КОНКУРС НА ВНИМАНИЕ

Командам выдаются «кластеры».

Старец форта называет полимеры (например,
капрон, хлопок, лавсан, натуральный шелк и т.д.).
Задача каждой команды правильно определить
положение полимера в «кластере» и записать в
соответствующем столбике. Выигрывает та команда,
которая даст больше правильных ответов.

- Жюри проверяет ответы, подводит итоги
конкурса. Старец вручает ключ победителю. Звучит
музыка.

Учитель:

А вы знаете, решать задачи, находить
нестандартное решение – это очень увлекательно,
интересно и, даже экономически выгодно. Вот,
американский микробиолог Л. Ингрэм из
Флоридского университета нашел оригинальный
способ решения утилизации макулатуры в этиловый
спирт. Для этой работы привлечены бактерии,
живущие в сточных водах бумажных фабрик. Сначала
макулатуру размельчают в кашицу, которую
обрабатывают разбавленными кислотами, чтобы
перевести в раствор целлюлозу и гемицеллюлозу –
сложные высокомолекулярные углеводы, из которых
состоит древесина и соответственно получаемая
из нее бумага. Затем в раствор вносят ферменты из
грибков, расщепляющие эти длинные молекулы на
более простые сахара. Их то бактерии и превращают
в сахар, а из него уже получают этиловый спирт.

Теперь вам предоставляется возможность
показать свои способности и нестандартное
мышление.

4 этап. Распознай полимер.

Каждой команде выдается по 1 пакетику, в котором
находится один из изученных полимеров. Путем
химического анализа, знания физических и
химических свойств необходимо за 5 минут
определить выданный полимер и обосновать свой
ответ.

Примеры полимеров:

  1. полиэтилен
  2. шелк (шерсть)
  3. капрон

Учитель:

С практическими знаниями у вас все в
порядке, просим жюри оценить ответы команд, а
старцу вручить заветные ключи.

Испытания подходят к концу, но как в любой игре
самое сложное и решающее испытание остается
напоследок. Итак, пятый этап.

5 этап. КТО БЫСТРЕЕ И ТОЧНЕЕ.

Каждой команде в течение 1 минуты будет
представлена возможность ответить на 10 вопросов,
показав все свои знания, находчивость, быстроту
реакции и заработать недостающие ключи. 4-6 верных
ответов дают вам право одного дополнительного
ключа, 7-8 ответов дают 2 ключа, 9-10 ответов – 3
ключа.

Команды, у вас еще все впереди! Есть хорошая
возможность отыграться и обогнать соперников.
Команды готовы? Тогда вперед.

- Командам по-очереди читается по 10 вопросов,
жюри отмечает количество правильных ответов.

Жюри подводит итоги конкурса и всех этапов.
Старец вручает последние ключи.

Учитель:

О полимерах, их свойствах и
применении можно узнать не только на уроках
химии и научной литературы, но и из
художественных произведений. Вот, что писал
Бердоносов в своей книге «Нехожеными тропами» о
синтетическом полимере – полиэтилене.

……Немногие синтетические материалы могут
соперничать в популярности с полиэтиленом. Он не
дорог, стоек во многих химических агрессивных
средах, не проводит ток. Не удивительно, что для
него есть множество применений.

Тончайшие пленки, в 10, 20, 50 микрон, из
полиэтилена заменяют марлевые бинты. Пленка не
прилипает к поверхности раны или месту ожога, и
это избавляет больных от страданий, испытываемых
при снятии повязки. Повязка из пленки не передает
тепло и влагу и полностью изолирует места
повреждения от возможности попадания инфекции, в
то время как марля даже в 10-15 слоев не является
надежной защитой.

- Многое о полиэтилене вы знаете и могли бы
добавить к вышесказанному, но вот о применении
полиэтилена в качестве медицинского бинта,
наверное, слышите впервые. Так, что, дорогие мои,
читайте больше книг! В них вы можете узнать
столько интересного, о чем не напишут не в одной
энциклопедии!

- А теперь результаты. Уважаемое жюри, какая же
из команд набрала наибольшее количество баллов и
ключей?

- Жюри оглашает результаты.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Команды сдают свои заработанные ключи старцу, и
взамен каждого ключа на зашифрованном слове
открывается любая буква по выбору команды.
Зашифрованное слово – слово, состоящее из
большого числа букв и соответствующее теме.
Например, макромолекула, политетрафторэтилен и
т.п. Задача каждой команды — быстрее другой
разгадать зашифрованное слово. Победителем игры
становится та команда, которая раньше других
разгадает слово.

Звучит музыка. Под звуки фанфар старец форта
Боярд награждает победителей игры дипломами
победителей и призеров интеллектуальной
химической игры «Ключи от форта Боярд» по теме
«Высокомолекулярные соединения. Полимеры».

Ответы на задание № 1 (7 баллов)


Поликондесация – Белок- Аминокислота
Поликондесация- Лавсан – Этиленгликоль и
терефталевая кислота
Поликондесация – Капрон — 6-аминогексановая
кислота
Полимеризация- Полиэтилен — Этилен
Полимеризация- Тефлон — Тетрафторэтилен
Полимеризация – Полистирол — Венилбензол
Сополимеризация — Бутадиеновый каучук -
1.3-бутадиен и стирол

Ответы на задание №2 (5 баллов)

1. Белки – биополимеры, структурную основу
которых составляют длинные полипептидные цепи,
построенные из остатков а-аминокислот,
соединенных между собой пептидными связями.

2. Волокно – ВМС, макромолекулы которого
состоят из мононити, строго линейной , частично
кристаллической структуры и имеют высокую
прочность на растяжение в одном направлении
(перерабатываются в пряжу).

3. Полимеры – высокомолекулярные вещества,
продукты соединения многих одинаковых молекул
одного и того же вещества (мономера) в одну
полимерную цепь с образованием макромолекулы в
результате реакций полимеризации.

Ответы на задание №3 (10баллов)

  1. вискоза – химическое, искусственное
  2. шелк – природное, животное
  3. натуральный каучук – природное, растительное
  4. целлюлоза- природное, растительное
  5. полиэтилен – химическое, искусственное
  6. хлопок – природное, растительное
  7. капрон – химическое, синтетическое
  8. полистирол – химическое, искусственное
  9. белок– природное, растительно-животное

Ответы на задание №4 (5баллов)

1. полиэтилен 2. шерсть 3. капрон

Зашифрованные слова:

- пластификатор;
- полинуклеотид;
- стеклопластик.




Следующий: