Тема урока Зональность географической оболочки. 7-й класс


Цель урока: сформулировать закон
географической зональности

Задачи:

  • обучающие: закрепить понятие “природные
    зоны”, показать смену природных зон от экватора
    к полюсам и смену высотных поясов в горах.
  • развивающие: продолжить формирование
    познавательной активности учащихся, умения
    самостоятельно добывать знания, расширить
    кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры,
    формирование умений работать с картой,
    анализировать, делать выводы.
  • воспитательные: воспитывать чувство
    ответственности к окружающему миру, развивать
    интерес к географии.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Опрос домашнего задания

Два уровня заданий (по выбору учащихся)

1 уровень

Географическая оболочка – целая и непрерывная
оболочка Земли, включающая … .

В географической оболочке вещества находятся в
трех состояниях … .

Большинство процессов, происходящих в
географической оболочке происходят за счет
энергии … .

Природный комплекс – это территория, в
пределах границ которой существует определенное
закономерное сочетание … .

Компоненты природного комплекса … .

Крупнейший природный комплекс планеты Земля …
.

Свойства географической оболочки … .

2 уровень




Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например,
демонстрация)
Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 1 демонстрация Выполнение заданий 3 мин

3. Изучение нового материала

Слайд 3

Василий Васильевич Докучаев – русский ученый,
почвовед.

Установил закон географической зональности.

Слайд 4

Суть закона: Компоненты природного комплекса и
природные комплексы, закономерно изменяются от
экватора к полюсам, ……

Почему происходит смена природных комплексов
от экватора к полюсам?


Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например,
демонстрация)
Деятельность ученика Время
(в мин.)
2 3 2 демонстрация анализ 3 мин

Слайд 5

Наша планета имеет шарообразную форму.
Солнечные лучи попадают на земную поверхность
под разным углом. Значит и количество солнечного
тепла и света получаемое поверхностью земного
шара различное. Следовательно и климатические
условия разные, т.о количество тепла и влаги
закономерно изменяется от экватора к полюсам.

От климата зависят и растительность, животный
мир, почвы и реки и озера , т.е все компоненты
природного комплекса. Таким образом вся природа
нашей планеты подчиняется закону географической
зональности.

Давайте сформулируем закон географической
зональности.

Слайд 6

Слайд 7

Мы знаем, что температуры и количество осадков
изменяется от экватора к полюсам, то есть
меняется климат, поэтому именно с климатическими
условиями связана и смена самых крупных
природных комплексов — географических поясов.

13 географических поясов: Экваториальный пояс,
тропический, умеренный, арктический и т.д.

Вам знакомы эти названия? С чем ассоциируются
эти названия?


Этап урока Название используемых
ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например,
демонстрация)
Деятельность ученика Время
(в мин.)
3 3 3 демонстрация анализ 3 мин

Слайд 8

Облик природы географических поясов
определяется климатом

По размерам менее крупными зональными
природными комплексами являются природные зоны.

Слайд

9 Определение природная зона
записывают в тетради.


Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например,
демонстрация)
Деятельность ученика Время
(в мин.)
4 3 4 Демонстрация Запись определения в тетрадь 2 мин

Слайд 10

Природные зоны выделяются в пределах
географического пояса.

Привожу пример. Умеренный пояс Зона лесов,
степей, полупустынь и пустынь.

Почему в пределах одного географического пояса
разные природные зоны?

Географическая зональность свойственна всем
компонентам природного комплекса, наиболее
четко она проявляется в изменении
растительности. И поэтому природные зоны чаще
всего называют по характеру преобладающей
растительности зоны пустынь, экваториальных
лесов и т. д.

Начинаем свое путешествие по природным зонам.
Проследите, как проявляется закономерность
закона географической зональности.


Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например,
демонстрация)
Деятельность ученика Время
(в мин.)
5 3 5 демонстрация Анализ, сравнение. 5 мин

Природные зоны жаркого пояса.

  • Экваториальные леса
  • Саванны
  • Тропические пустыни
  • Жестколистные леса и кустарники

Природные зоны умеренного пояса.

  • Пустыни и полупустыни
  • Степи
  • Леса

Природные зоны холодного пояса.

  • Тундры
  • Арктические пустыни

Какую закономерность мы проследили,
путешествуя по природным зонам?



Слайд 11 Закон географической зональности

Вывод: Природные зоны закономерно сменяют друг
друга от экватора к полюсам по мере уменьшения
солнечного тепла и неравномерного увлажнения.
Таким образом вся природа подчиняется закону
географической зональности.

Но не бывает правил без исключения. Есть на
планете такие места, где свои законы. Это горы.


Этап урока Название используемых
ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например,
демонстрация)
Деятельность ученика Время
(в мин.)
6 3 6 Демонстрация Анализ 2 мин

Почему в горах действует другой закон?

Изменяются климатические условия, а значит,
происходит и изменение природных зон.

Закон высотной поясности

— смена природных
зон (высотных поясов) в горах.

Но в горах смена происходит гораздо быстрее. На
каждые 1000 км, температура понижается на 6 С.
Первый этаж гор – это та природная зона, где
расположены горы.

Слайд 11

. Альпийские луга

Чем выше горы и чем они ближе к экватору, тем
больше высотных поясов.

В каких горах будет больше высотных поясов Урал
или Гималаи?

4. Закрепление

Слайд 12.

  1. Сформулируйте закон географической
    зональности.
  2. Что такое природная зона?
  3. Каковы закономерности размещения природных зон
    на поверхности Земли?
  4. Что такое высотная поясность?
  5. В каких горах будет больше высотных поясов
    Уральских или Кавказ? Почему?

Слайд 13.

Домашнее задание

Слайд 14

Презентация



Приложение 1

Приложение 2




Следующий: