Тема урока Жидкое состояние вещества

Цель: Расширить знания учащихся об
особенностях жидкого состояния веществ.

Задачи:

  1. Углубить знания учащихся о роли воды в природе и
    жесткости природных вод.
  2. Развивать логическое мышление, умение
    устанавливать закономерности, сравнивать,
    делать выводы, выделять главное.
  3. Формировать экологическую грамотность,
    ответственность, умение объективно оценивать
    себя и других.

Оборудование:

ПК, презентация с
материалами урока, Периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева, учебник.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности класса к
уроку.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим
знакомство с агрегатными состояниями веществ. На
этом уроке мы познакомимся с жидким состоянием
вещества.

Откройте тетради и запишите число и тему урока
со слайда № 1.

II. Постановка целей.

Сегодня на уроке мы с вами выясним, чем
отличается жидкое состояние вещества от
газообразного и узнаем, почему вода бывает
“жесткой”. (Слайд № 2)

III. Проверка домашнего задания и
актуализация знаний.

1. Давайте вспомним , что мы учили на прошлом
уроке. Выполните задания со слайда № 3: допишите
предложения, вставьте пропущенные слова.

  1. Основной закон, описывающий состояние газов,
    называется законом___________ .
  2. 1 Моль любого газа занимает объём __________ .

3. Атмосферный воздух в основном состоит из ______
и ____.

4. Аллотропной модификацией кислорода является
_______ .

5. Самый легкий газ _______ получают в аппарате
Кипа.

6. Углекислый газ получают в промышленности
обжигом__________ .

7. Аммиак распознают по изменению окраски
влажной лакмусовой бумажки с красного на _________ .

Теперь осуществим взаимопроверку : поменяйтесь
тетрадями с соседом по парте,возьмите ручку
другого цвета. Сверьте ваши ответы с ответами на
слайде № 4, за каждый правильный ответ ставьте
один балл.

Ответы: 1. Авогадро. 2. 22,4 л. 3.
Азот и кислород. 4. Озон. 5. Водород. 6. Известняка. 7.
Синий.

2. А сейчас выполним задание по вариантам. На
слайде № 5 вы видите 2 варианта задач разной
степени сложности. Выберите и решите одну задачу
своего варианта. На решение задачи отводится 2
минуты.Сравните ваши ответы с ответами на слайде
№6 и запишите заработанные вами балы.

IV. Изучение нового материала.

Знакомство учащихся с планом изучения нового
материала. (Слайд № 7)

1. Вначале мы изучим основные отличия
жидкого состояния от газообразного
. (Слайд № 8)

Прочитайте 1 предложение и ответьте на вопрос: Какая
главная мысль данного предложения?

Ответ учащегося: Жидкости – малосжимаемы.

Что главного в предложении №2?

Ответ учащегося: Жидкости текучи, т.е. не
имеют формы.

Какая основная мысль предложения 3?

Ответ: Капли жидкости круглые.

Запищите в тетрадь основные свойства
жидкостей.

2. Рассмотрим состояние воды в
природе
: Прочитайте слайд № 9.

Беседа по вопросам:

1. Почему, изучая жидкости, мы говорим в первую
очередь о воде?

Ответ: Т.к. вода является самой
распространенной жидкостью на Земле, покрывает
2/3 поверхности Земли.

2. Почему Экзюперри сказал о воде “…Ты сама
жизнь”?

Ответ: Животные, растения и человек на 70-80 %
состоят из воды, потеря 15-20% массы тела приводит к
гибели человека от обезвоживания.

3. Почему запасы воды неисчерпаемы?

Ответ: Потому что, постоянно происходит
процесс круговорота воды в природе: испарение и
конденсация.

3.

Перейдем к изучению физических свойств
воды.

Слайд № 10 прочитайте и запишите в тетрадь
структурную формулу воды и величину угла НОН.

Посчитайте молекулярные массы водородных
соединений элементов главной подгруппы VI группы.
Сравните ваши результаты с записями на слайде №
11.

1. Какую закономерность вы наблюдаете?

Ответ: Молекулярные массы возрастают.

2. Как изменяются температуры кипения от
сероводорода до теллуроводорода?

Ответ: Температуры кипения возрастают.

3. Какой можно сделать вывод?

Ответ: С возрастанием молекулярной массы
температуры кипения тоже возрастают.

Сверить вывод, сделанный вами, с правильным
выводом. (Для этого на сайде открывается скрытый
вывод). Запишите этот вывод в тетрадь.

4. Почему молекулярная масса воды низкая , а
температура кипения очень высокая в сравнении с
другими гидридами главной подгруппы VI группы?



Ответ: причина в межмолекулярных водородных
связях.

Открываю ответ, сверяем ответы учеников с
выводом на слайде, записываем в тетради.

Зарисуйте схему образования водородной связи
между молекулами воды в тетради.

5. Рассмотрим ещё одно аномальное свойство воды
(слайд № 12).

Прочитайте текст слайда и ответьте на вопросы.

5.1. Какая плотность льда?

Ответ: Плотность льда 0,92 г/см3.

5.2. Какое биологическое значение имеет низкая
плотность льда?

Ответ: Водоемы не промерзают до самого дна и
возможна жизнь в водоемах зимой.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!

Сядьте ровно, расправьте плечи, вдохните и с
расправленными плечами выдохнули.

Закрыли глазки и посчитали до 10.

4.

Переходим к последнему разделу урока,
познакомимся с жесткостью воды. Рассмотрите
слайд 13. Прочитайте предложения и найдите в
каждом из них главную мысль.

Со слайда № 14 запишите в тетрадь виды
жесткости: постоянную и временную.

Для дальнейшего знакомства с видами жесткости,
рассмотрите слайд № 15 и запишите в тетрадь:
карбонатная и некарбонатная жесткости.

Вопрос: Сравните формулы гидрокарбонтов
(кислых солей) и средних солей.

Почему гидрокарбонаты называют кислыми солями?

Ученики высказывают предположения, которые
потом проверяем на слайде № 15 и записываем
определение в тетрадь.

Рассматриваем слайд № 16. “Что такое жесткая
вода?”, по тексту слайда проводим беседу.

На слайде № 17 “Устранение жесткости”
рассматриваем с учениками способы устранения
жесткости, ученики записывают в тетрадь
уравнение реакции разложения гидрокарбоната
кальция Са(НСО3)2 = Са СО3 + СО2
+ Н2О.

V. Проверка понимания нового материала.

Вот мы и рассмотрели новый материал, теперь
выполните тест по вариантам для проверки
понимания вами изученного материала. Тест вы
получите на карточках. На вопросы теста
отвечайте в тетради.

I вариант

1. При комнатной температуре вода находится в:

а) газообразном,

б) жидком,

в) твердом,

г) жидкокристаллическом состоянии.

2. Содержание воды в живых организмах:

а) 20 %, б) 70-80 %, в) 50%, г) 90-95 %.

3. Аномальные физические свойства воды
объясняются:

а) её химическим составом,

б) её цветом,

в) наличием межмолекулярных водородных связей,

г) полярностью её молекул.

4.Формула кислой соли:

а) Са(НСО3 )2, б)СаСО3, в)Мg OHCI, г)
NaCI.

5. Реакция разложения веществ водой называется:

а) гидратацией,

б) гидролизом,

в) гидрированием,

г) растворением.

II вариант

1. Температура плавления и кипения воды равны
соответственно:

а) 0о и 100о С , б) -80о С и 0о С,

в) 100о С и 0о С, г) -130 о С и 20о
С.

2. Плотность воды при 4 °С и льда при -2 °С
соответственно равны (г/см3):

а) 0,92 и 1,0,

б) 1,0 и 0,92,

в) 1,0 и1,0,

г) 0,92 и 0,92.

3.Формула кислой соли:

а) Na2CO3 ,

б) BaSO4,

в) MgCI2,

г) NaHCO3.

4. Для устранения жесткости воды нельзя
применять:

а) кипячение, б) действие мыла, в) действие
ионитов, г) действие соды.

5. Жесткость воды обусловлена содержанием в
воде ионов:

а) Са2+ и Mg2+ б)Na+ и Ca2+

в) Li+ и CI- г) SO42- и Na+
.

Теперь поменяйтесь с соседом тетрадями и
проведите взаимопроверку по ключу на слайде № 18.


1 2 3 4 5
1 вариант Б Б В А Б
2 вариант А Б Г Б А

VI. Подведение итогов урока.

Посчитайте баллы, полученные вами за задания в
начале урока и тест, и поставьте себе оценку:

Если вы набрали 12-11 баллов — ваша оценка “5”;

Если ваш балл 10-9, оценка “4”;

Если вы набрали 8-6 баллов — оценка “3”:

Ну а если меньше 6 баллов , вам нужно поработать
еще.

VII. Домашнее задание.

Те, кто получил за урок “пять” § 9, упр.11, Решить
кроссворд.

Если ваша оценка “ четыре” § 9, упр. 7, 10;

Если вы получили “ три” учите § 9, упр1, 3, повт.§
8.

Если вы потерпели неудачу — учите § 5, 8, 9.




Следующий: