Тема урока: Здоровье северян. 6-й класс

ЦЕЛЬ УРОКА: НАУЧИТЬ УЧАЩИХСЯ КРАТКО
РАССКАЗЫВАТЬ ОБ ОСНОВАХ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
СЕВЕРЯН;

СОПУТСТВУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

1) ПРАКТИКОВАТЬ УЧАЩИХСЯ В ЧТЕНИИ, ЦЕЛЬ КОТОРОГО
ИЗВЛЕЧЕНИЕ ПОЛНОЙ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ТЕКСТА;

2) АВТОМАТИЗАЦИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПО ТЕМЕ В
КОКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ;

3) РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПЕРЕВОДА С РУССКОГО НА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК;

4) РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ НА OCНОВЕ
ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА;

5) РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ;

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА: РАСШИРИТЬ
ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ О ЗНАЧЕНИИ ТРАДИЦИОННОЙ ПИЩИ
СЕВЕРЯН;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА:
СПОСОБСТВОВАТЬ ПРИВИТИЮ ЛЮБВИ К КРАЮ, В КОТОРОМ
ЖИВЁШЬ.

Подготовка к данному уроку проводится на трёх
предыдущих уроках, как часть их содержания,
когда, вместе с изучением программного материала
учебника по теме “Здоровье” (учебник Кузовлев
В.П., Лапа Н.М. для 6-го класса) и введения
настоящего совершённого времени, учащиеся

а) осваивают новые лексические единицы, которые
потом встретятся в тексте (слова были разбиты на
определённые смысловые группы);

б) в процессе изучения и автоматизации новых
лексических единиц (конечно, кроме лексическим
единиц, которые предлагает Кузовлев по теме
“Здоровье”, были дополнительно взяты слова,
связанные с северной тематикой) на
предшествующих уроках учитель предлагает
учащимся перевести с русского на английский ряд
предложений, которые потом встретятся в тексте о
здоровой пище северян;

с) непосредственно на предыдущем уроке
происходит знакомство со всем текстом в качестве
информационного материала (т.е. как бы нового
параграфа учебника): в первой половине
последнего предыдущего урока отрабатывается
введённое время глагола, а во второй части урока -
чтение текста вслух; текст учащимся на дом не
даётся, но им предлагается перевести 7
специальных вопросов, которые учитель на уроке
даёт на русском языке (вопросы связаны с
информационным содержанием текста), но только
перевести, а не отвечать на них.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

ТЕМА УРОКА “THE HEALTH OF NORTHERN PEOPLE”; картинки с
изображением оленей, северной рыбы, северных
ягод и Ямальской природы; также на доске написаны
три вопроса:

а) THE FOOD OF NORTHERN PEOPLE (FISH; MEAT; FOREST PLANTS; SEA PLANTS; ECOLOGY): IS
IT HEALTHY OR NOT
?

б) DOES PEOPLE CHARACTER DEPEND ON NATURE?

e) WHY ARE THE ABORIGINES… (название черт характера
вывешивается на доску и закрывается картинкой
для того, чтобы открыть эту карточку, когда
придёт время)

Учащиеся на предыдущем уроке распределяются по
группам (обычно состав групп меняется на
различных уроках), но им сообщается только №
группы, а не её название
; парты расставлены
для четырёх групп, на которых стоят таблички с
указателями:

1) “Рыба”,

2) “Мясо”;.

3) “Растения”,

4) “Природа и экология”. Т.е. входя в класс перед
уроком, ребята занимают места согласно № своей
группы.

ХОД УРОКА

1. Учитель сообщает учащимся план и
цель работы на уроке.

2. Все учащиеся получают текст, им
даётся несколько минут (учитель сам определяет
сколько времени дать ребятам, согласно их
языковой подготовке) для того, чтобы в
предложенном тексте найти информацию согласно
тематике их группы (во время выполнения задания
можно включить кассету с голосами птиц).

ТЕКСТ: THE FOOD OF NORTHERN PEOPLE IS THE PART OF NATURE (текст
основан на одной из глав книги)

What is food for people? Food helps them to live and to be healthy. In the North people
need more food than in the south. WHY? Because it’s very cold in the north, the days are
short but the nights are long. So people need more calories to be energetic. The health of
people depends on them, but nature helps them to survive. Northern animals and plants have
much vital energy. And they can give their energy to people.

Many years ago Northern people began to eat meat and fish. They ate raw fish and raw
meat. Meat was usually warm. They killed a deer and ate it at once. They also drank the
warm blood of deer. It was very healthy for them, because it had a lot of vitamins.

Now people in the North eat raw meat too. In winter they eat frozen meat or fish -stroganina.
Also the aborigines of the North like to eat animal fat. It helps them to be strong, when
they are hunting during many days.

Today our scientists say that venison (the meat of deer) has more vitamins С than any
other sorts of meat, they also think that warm deer blood is very useful for everybody.)

And what about fish? People ate fish many years ago, they liked it very much, and today
they like it too. British scientists say that people, who eat fish, have no headache.
Eskimoes eat fatty fish, that is why their hearts don’t hurt. Also scientists think that
fish helps people to be clever. It’s interesting to know that the quiet character of
Northern people depends on eating fish too. Another wonderful fact is fish helps people to
be strong. British scientists say that eating fish also helps people when they are very
tired.

Many years ago Northern people began to give small pieces of raw meat and raw fish to
their children, when they were babies. Today Northern people also like to eat fish, and
not only the aborigines, but also the people, who came to the North from other parts of
Russia and even from other countries of the world, like stroganina — the frozen northern
fish, it’s very tasty and useful.

Some sea plants are wonderful too, they are rich in vitamins. Fresh seaweed has
more vitamins than fruit and vegetables. But the main element of seaweed is iodine.

And what about forest plants? Such berries as cloudberries, red bilberries, great
bilberries and others have been popular among Northern people for many years. They have a
lot of vitamins too. Also the aborigines like to drink tea very much; they often drink
herbal tea, which is very useful for their health. The plants, which grow in the north,
have more vitamins than the same plants in the south, as our scientists say. Northern
plants must be strong to survive, so they can help people to be healthy.

But now our ecology all over the world is very bad, many rivers and seas are dirty. Our
industry pollutes the air and the water. North is the part of our great world, its forests
and rivers have become dirty too. So eating meat and fish has become not so useful and
even sometimes dangerous for everybody. Our president and our government must think about
it and take care of nature!

What do you think about the food of Northern people? Is it healthy or not?

3) Каждой группе предлагается прочесть
предложения из текста, иллюстрирующие тематику
их группы, а всех остальных учащихся нацелить на
внимательность и предупредить, что следующее
задание – вопросы по содержанию тех частей
текста, которые ребята услышат от своих
одноклассников из других групп (а не те, которые
они прочли сейчас);

4) Ответы на вопросы по группам:

а) вопросы группе №1 о том, что они
услышали от других: a) Why do the aborigines like to eat animal fat? b)
What berries are popular among Northern people? c) Why are meat and fish today dangerous
for Northern people?

б) Вопросы группе №2: a) What is the best medicine for
Northern people? b) What helps the aborigines to have a quiet character? c) Why do
Northern animals and plants have much vital energy?

в) Вопросы группе №3: a) What do you know about the
health of Eskimoes? b) What can you say about ecology today? c) When did Northern people
begin to give the pieces of raw meat and raw fish, to their children?

с) Вопросы группе №4: a) Why do the aborigines drink
deer blood? b) What do British scientists say about eating fish today? c) Do plants in the
north or in the south have more vitamins?

Учитель задаёт вопросы в следующем режиме:
каждая группа отвечает сначала на первый вопрос,
затем – на второй и т.д. (т.е. чередование).

5) После этого этапа работы проводится
зарядка, по окончании которой — игра «Мягкая
посадка» (т.е. прежде чем позволить ребятам
снова сесть на стулья, каждому из них
предлагается предложение, которое необходимо
перевести с русского на английский; предложения,
конечно, взяты из прочитанного текста;
предложения составлены так, что “тематика” в
них чередуется):

Для группы № 1: а) Оленина – полезна
для здоровья; б) Сегодня мясо и рыба могут быть
опасными для здоровья людей; с) Травяной чай
помогает людям быть здоровыми;

Для группы № 2: а) Люди загрязняют реки
и леса; б) Британские ученые говорят, что люди,
которые едят рыбу, не имеют головной боли; с)
Растения на Севере имеют много жизненной
энергии;

Для группы № 3: а) Здоровье людей
зависит от экологии; б) Оленья кровь — полезна для
здоровья, потому что она богата витаминами; с)
Эскимосы едят рыбу и их сердца не болят;

Для группы № 4: а) Морская водоросль –
богата йодом; б) Растения и животные помогают
коренным жителям выживать; с) Сырая рыба и сырое
мясо полезны для здоровья, потому что они имеют
много витаминов;

Если какая-либо группа затрудняется в переводе,
ученики из другой группы помогают им.

6) После того, как учащиеся заняли свои
места, подводится итог, и учащиеся пытаются
ответить на вопрос: “Северная пища — полезна или
нет”? (Учитель может на доске фиксирует “за” и
“против” (т.е. плюсы и минусы).

7) Учитель обращает внимание ребят
на следующий вопрос, написанный на доске (см.
план, вопрос о характере северных людей), но
сначала предлагает вспомнить все черты
характера людей. Учитель предлагает учащимся
вспомнить прилагательные, обозначающие черты
характера, изученные в теме “Характер
человека”, предлагая в качестве подсказки
определения, которые учащиеся и учитель
составляли вместе в ходе автоматизации
лексических единиц по данной тематике:

1.…a person who is responsible for his actions serious);

2….a person who never quarrels with other people (friendly);

3….a person who is full of good energy (cheerful or energetic));

4…a person who is often nervous and angry (bad-tempered);

1…a person who doesn’t like to work (lazy);

6…. a person who doesn’t like to give his things to other people (greedy);

7….a person who loves himself, but doesn’t love other people (selfish);

8….a person who likes to give orders to other people (bossy);

9…a person who always tells the truth (honest);

10…an optimist, a person who knows that everything will be O’K (confident);

11…. a person who can make many practical things, so he can help people very well
(helpful) ;

12…a person who is not greedy (generous);

13…. a person who talks a lot (talkative);

14. …a person who is not afraid of difficult situations (brave);

15….a person who is calm (quiet).

После ответов ребят учитель просит назвать те
черты характера, которые присущи северному
характеру, в итоге получается пять слов (которые
заранее напечатаны на табличке), и эти слова
вывешены на доске: serious, friendly, quiet, generous, helpful (и
закрыты картинкой, когда черты характера
выяснены, учитель открывает картинку). Затем
следует беседа, цель которой — доказать
правильность выбора: т.е. учащиеся должны
обосновать выбор данных прилагательных:
например: Северяне — дружелюбны, потому что в
тундре, где очень холодно, человек не может
выжить один, и люди должны помогать друг другу и
т.д. Во время беседы можно демонстрировать
картинки, подтверждающие выводы ребят.

8) Учитывая, что различные классы
имеют разную языковую подготовку и,
соответственно, темп урока может быть различен, в
план работы включён ещё один пункт (данный урок
был апробирован несколько раз, и мы иногда
успевали проработать данный этап, а иногда –
нет): учитель зачитывает небольшой текст,
основанный на прочитанном материале и делает 5
информационных ошибок; задача ребят в процессе
аудирования посчитать количество сделанных
ошибок.

9) Домашнее задание: учащиеся
списывают с доски вопросы, дома они должны
“вспомнить” информацию, полученную на уроке и
написать резюме с опорой на вопросы.

Следующий: