Тема урока: Здоровье — наше богатство

Девиз урока: “Добыть здоровье сможет
только сам человек”.

(Н.И.Аммосов)

Пояснительная записка.

От состояния здоровья человека зависит
продолжительность его жизни. Здоровье – это не
только личное дело каждого человека. Физический,
моральный ущерб обществу и самому человеку
наносят пьянство, наркомания, курение. Эти пороки
широко распространены сегодня среди молодежи. Но
кроме вредных привычек на здоровье человека
влияет и окружающая среда: температура,
влажность, освещение, пыль, радиационный фон, шум.

Цели:

Обучающая

: — показать на практике:

  1. представление о вреде курения, алкоголя, а также
    окружающей среды на организм человека;
  2. ознакомить учащихся с составом и влиянием на
    жизненно важные органы спиртных напитков,
    табака;
  3. выяснить влияние условий (температура, свет,
    шум, влажность, радиации запыленности) на
    эффективность учебы.

Воспитательная.

Полученные знания на уроке:

  1. превратить в систему личных убеждений о вреде
    курения, алкоголя, преодолеть традиционные
    стереотипы мышления;
  2. дать понятия о заболеваниях часто
    встречающихся среди подростков по школе, и
    каковы причины их возникновения;
  3. формировать бережное отношение к собственному
    здоровью.

Развивающая.

  • Развивать у учащихся общебиологические понятия
    (санитарно-гигиенические условия,
    сердечно-сосудистые заболевания,
    опорно-двигательная система, гельминты).
  • Развивать интеллектуальные способности,
    мышление и речь учащихся.
  • Оборудование:

    таблицы “Заболевания учащихся
    школы и профилактика”, таблица “Вред курения”,
    “Вред алкоголя”, плакат “Зеленого змия в черную
    книгу”.

    Ход урока:

    Организационная часть урока:

    Класс заранее (2-3 недели) делится на 4 группы для
    обследования школы (температура, влажность, шум,
    радиации, освещение).

    Группы готовят устные журналы:

    1. устный журнал – “Слово о здоровье”;
    2. деловая игра “Научное совещание”;
    3. телепередача “Там-там новости”;
    4. биохимическая лаборатория.

    Выбираются руководители групп и ведущий. Урок
    проходит в виде деловой игры. Руководители групп
    и “врачи” называются по Ф.И.О. учащихся. Кроме
    того, ведется мониторинг заболеваемости за
    последние 2-3 года.

    Слово ведущего

    : Семилетняя девочка плакала.
    “Что с тобой?” — спросила мать. “Не хочу
    стареть”. Мать удивилась: “Тебе еще вырасти
    надо. Сейчас есть разные средства, лекарства,
    которые не допускают старения”. Но девочка была
    безутешна. “Дедушка столько лекарств выпил, а
    все равно старенький”. Кто же прав? Девочка или
    мать? Как же сохранить здоровье и продлить жизнь,
    чтобы старость наступила как можно позже?

    1 ученик:

    Вопросы старения и долголетия часто
    связывают с наследственностью. Но какая бы она не
    была, человек должен заботиться о себе сам. И
    многое зависит от него самого. Имея долгожителей
    в семье можно прожить совсем немного, но можно и
    прожить гораздо дольше, чем любой из близких. И.И.
    Мечников, например, прожил значительно дольше,
    чем его братья. Он объяснил это исключительно
    правильным образом жизни и строгой диетой.

    2 ученик:

    Здоровье закладывается в детстве,
    любое отклонение в развитии организма, любая
    болезнь сказываются в дальнейшем на состояние
    здоровья взрослого человека. Надо воспитывать в
    себе привычку анализировать свое состояние даже
    тогда, когда самочувствие хорошее, учиться
    упражнять свое здоровье, понимать его
    зависимость от состояния окружающей среды.

    Ведущий

    : Первое звено, устный журнал “Слово о
    здоровье” исследовало санитарно-гигиеническое
    состояние нашей школы. Слово руководителю звена.

    Руководитель 1 звена:

    Мы предлагаем вашему
    вниманию некоторые страницы устного журнала. Мы
    задали себе вопрос: “В каких условиях мы учимся,
    ежедневно проводя в школе 6-7 часов?”. И решили
    исследовать санитарно-гигиенические условия ХСШ
    №1, а также попытались определить: какое место в
    жизни ребят занимают физкультура и спорт. Наши
    личные исследования, показания по школе в 3-х
    классах:

    а) по температуре

    кабинет биологии +190С;
    химии +200С;
    физики +200С

    Но в наших северных условиях температура в
    классных комнатах должна быть от +210С и
    выше.

    б) влажность воздуха

    кабинет биологии – 60%;
    физики – 65%;
    химии – 65%

    при норме для помещений 30-60%

    в) запыленность воздуха, проверенная в коридоре
    школы на 100м2 приходится 150 тысяч пылинок,
    что соответствует стандарту

    г) проверка Госсанэпиднадзора показала:

    п.1. Мощность экспозиционной дозы излучения
    внутри жилых зданий не должна превышать дозы на
    открытой местности более, чем на 0,3 м/к ренген/час

    п.2. В построенных зданиях объемная
    среднегодовая активность родона в воздухе
    помещений не должна превышать 200 беккерелий.

    Выданное заключение: на объекте не следует
    рекомендовать противорадиационных мероприятий,
    т.к. не обнаружены уровни гамма-излучения или
    концентрации радона в помещении выше
    нормативных величин.

    Условия нашей школы не совсем благоприятны для
    учебы. Здание старое, коридоры темные, кабинеты
    недостаточно освещены. Это отрицательно
    сказывается на состоянии здоровья учеников. А
    вот физическая культура в школе на должном
    уровне. Работают спортивные секции, ребята их
    охотно посещают. И не удивительно, что учащиеся
    завоевывают призовые места в соревнованиях
    района.

    2 ученик:

    Хорошо известно, как много
    беспокойства вносит в нашу жизнь шума. Влиянию
    шума на здоровье человека, его настроение,
    работоспособность посвящена вторая страница
    нашего журнала. Человек всегда жил в мире звуков.
    Он сделал звук своим помощником. Это и наша речь и
    музыка. Проходили века, человек трудился, творил.
    Появлялись все новые и новые источники шума,
    росла их сила: грохот железных дорог, гул
    самолетов, рокот строительной техники и шум
    заводских цехов и школьных перемен.

    “Обуздание шума” — одна из старейших проблем
    ХХв. Шум по определению американского ученого
    Кнудсена, такой же медленный убийца, как и смог.
    Постоянный шум является причиной того, что в
    городах деревья болеют чаще и умирают гораздо
    раньше. Длительный высокочастотный шум приводит
    к угнетению, а нередко к гибели растительных и
    животных организмов.

    3 ученик:

    (разговор о шуме продолжается)
    Замечено, что шум природного происхождения: шум
    морского прибоя, дождя, шелест листвы –
    благоприятно влияет на организм человека. А вот
    производственный или транспортный – утомляет,
    давит, мешает сосредоточиться. Шум снижает
    производительность труда на 30%, умственный – на
    60%. Шум приводит к снижению слуха. Мы считаем, что
    в нашем поселке важное место в решении проблем
    шума занимает озеленение.

    Ведущая:

    Третья страница устного журнала
    “Азбука здоровья, рифмованные советы о
    здоровье” (ведут 2 ученика).

    1-ый –

    Ангина и кашель бывает у тех,

    2-ой –

    Кто смотрит со страхом на лыжи и снег.

    1-ый –

    Вини себя за вид болезненный и хмурый,

    2-ой –

    Не занимался ты видно физкультурой.

    1-ый –

    Не забывай в числе других продуктов

    2-ой –

    Побольше кушай овощей и фруктов.

    1-ый –

    Грязь грозит тебе бедой

    2-ой –

    Руки мой перед едой.

    1-ый –

    Солнце, воздух и вода

    2-ой

    – Наши лучшие друзья.

    Ведущий:

    А сейчас мы предлагаем вам деловую
    игру “Научное совещание”. Представляем группу
    “врачей” (называет их Ф.И.О.), они получили
    задание: собрать и проанализировать
    статистические данные о наиболее
    распространенных в нашем поселке заболеваниях,
    составить рекомендации по режиму труда и отдыха.
    Слово руководителю группы Абзаровой Ольге
    Владимировне.

    Предлагаем вашему вниманию динамику
    заболеваемости по ХСШ за 2003, 2004 учебный год. Мы
    выбрали самые распространенные (см.приложение1).

    На основе данных делаем вывод: количество детей
    уменьшается, а заболеваемость увеличивается, т.е.
    кривая роста заболеваемости растет вверх. А в
    нашем поселке на первом месте стоят заболевания
    сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы,
    на втором месте — простудные и на третьем –
    гельминтозные (глисты), в летний период.

    О сердечно-сосудистых заболеваниях расскажет
    врач-специалист Куницына Ирина Викторовна.
    (Подходит к таблицам, где написаны причины
    болезни и профилактика заболевания.)

    Врач по сердечно-сосудистым заболеваниям:

    Я
    хочу сказать о профилактике сердечно-сосудистых
    заболеваний. Обычно они вызваны особенностями
    образа жизни. Самые распространенные среди них –
    гипертония – повышенное давление, часто
    сопровождающееся нарушением мозгового
    кровообращения. Оно встречается сейчас и у
    молодых.

    Причины болезни

    : избыток соли, стрессы,
    нервные срывы, употребление спиртных напитков,
    курение, ожирение.

    Профилактика заболеваний:

    соблюдение диеты,
    уменьшение в соленой пище специй, двигательная
    активность, воздержание от употребления
    алкогольных напитков.

    Врач-хирург

    Пономарев Илья Сергеевич
    (выходит к таблице): Многие люди страдают
    заболеванием опорно-двигательной системы –
    радикулитом, остеохондрозом. Не перегрузки, а
    наоборот, недогрузки стали главным врачом нашего
    опорно-двигательного аппарата. Эти болезни
    развиваются в возрасте 40-50 лет, но в последнее
    время они встречаются и у молодых.

    Причины заболевания:

  • Хронические заболевания (тонзиллиты, гаймориты,
    заболевания зубов и полости рта).
  • Избыточный вес.
  • Длительные в одном направлении нагрузки на
    позвоночник.
  • Работа, связанная с переохлаждение, частые
    простудные заболевания.
  • Профилактика заболеваний:

    1. Активный образ жизни, занятия физкультурой и
      спортом.
    2. Тренировка определенных мышц.
    3. Выработка правильной осанки.

    Врач-гельминтолог (паразитолог). Ильминтоз –
    распространенная болезнь, которая возникает в
    результате заражения глистами (ильминтами).

    Причины заболеваний:

  • Несоблюдение правил личной гигиены.
  • Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое
    состояние местности, помещений, предметов быта.
  • Заражаются: аскаридами, острицами, цепнем и др.
  • Симптомы заболеваний:

  • Плохой аппетит, тошнота
  • Иногда рвота
  • Нарушение сна, раздражительность
  • Быстрая утомляемость
  • Частый понос, боли в животе.
  • Лечение заболеваний:

  • Медикаментозно.
  • Народное средство:
  • а) средняя луковица разрезана на мелкие части,
    заливается кипяченой водой, оставляют на ночь.
    Утром выпивают натощак за 2 часа до завтрака.
    Повторяют в течение 2-3 дней.
    б) делать чесночную клизму, т.к. ильминты не
    переносят чеснок.

    Руководитель группы “Научное совещание”

    :
    Наше совещание заканчивается, я хочу
    поблагодарить за внимание и пожелать всем
    здоровья.

    Ведущая:

    Прослушайте телепередачу “Там-там
    новости”. (В начале диалог 2 учеников.)

    1-ый – Наша передача посвящена самому важному,
    самому главному – здоровью.

    2-ой – Мало кто знает, что в легенде о Фаусте был
    интересный эпизод. Когда была открыта Америка,
    Фауст в сопровождении Мефистофеля побывал в
    Новом Свете. Они обнаружили там невиданные
    растения и среди них табак. Мефистофель заявил:
    “Полезная травка, не лопух какой-нибудь. Она
    осчастливит Старый Свет. Кто хоть раз закурит,
    тот не оставит этой забавы. Не набить ли нам
    табаком трубки, уважаемый доктор?” “Не надо.
    Забава для дураков”, — решительно ответил Фауст.
    Об этой несерьезной забаве пойдет наш серьезный
    разговор.

    1-ый – Участники экспедиции Х. Колумба в Америке
    были поражены тем, что индейцы пускают дым изо
    рта, носа. Они переняли этот обычай и стали
    первыми европейскими курильщиками. Это было в
    конце XVв. В XVIв. Французский посол в Лиссобоне Жан
    Нико впервые вырастил табак в Европе. Он
    исследовал его и обнаружил в нем одурманивающее
    средство, которое назвали никотином. Через 100 лет
    разведение и курение табака получило широкое
    распространение не только в Европе, но и
    восточном полушарии. Почему это произошло?

    2-ой – При курении происходит сухая перегонка
    табака, обнаруживаются разные химические
    вещества, в том числе – яд, никотин, она на
    некоторое время расширяет сосуды мозга и
    вызывает чувство удовлетворения. Человеку
    нравится это ощущение и он стремится это
    повторить. Вредные свойства табака тогда еще не
    были изучены.

    Наш гость врач-нарколог ответит на ваши
    вопросы.

    Вопрос из зала:

    “Как же относится
    современная медицина к сигаретам и курению?”

    Ответ врача Иванова Сергея Сергеевича:


    Современная медицина очень отрицательно
    относится к курению. Особенно вредно курение
    детям. В дыме одной сигареты содержится 20
    ядовитых веществ, в том числе угарный газ, аммиак,
    синильная кислота. Никотин разрушительно влияет
    на нервную систему, угарный газ проникает в кровь
    и лишает организм кислорода, а капли синильной
    кислоты достаточно, чтобы убить человека.

    50% ядовитых веществ курильщик выдыхает в
    окружающее пространство, заставляя некурящих
    быть пассивными курильщиками.

    Нахождение в течение 1 часа в накуренном
    помещении равносильно 4 выкуренным сигаретам.

    Вопрос из зала: “Но люди курили и курят, и
    никто не умер. Как вы это объясните?”

    Врач-нарколог:

    Активное курение отнимает 8-10
    лет, а выкуривание 2-х пачек сигарет сокращает
    жизнь на 15 лет. А начинается это тогда, когда
    мальчики и девочки курят всего 1-2 сигареты в день.
    Поэтому сигарету можно назвать убийцей, да и так
    курильщика преследуют недуги и болезни. Если бы
    органы могли говорить, они бы нам сказали.
    Предоставляем главные органы: сердце, легкие,
    головной мозг. (Выбраны 3 ученика, заранее
    написаны на альбомных листах наименование
    органов.) (см. приложение2)

    1-ый ученик:

    Органы дыхания первыми принимают
    на себя табачный штурм. Первыми погибают
    реснички клеток, стенки носовой области, трохей,
    бронхов, вследствие чего в легких накапливается
    слизь, появляется кашель, постоянно выделяется
    мокрота грязно-серого цвета.

    2-ой ученик:

    После выкуривания сигареты
    начинается спазм кровеносных сосудов, поскольку
    при этом нарушается снабжение сердечной мышцы
    питательными веществами и кислородом, что в
    конечном итоге может привести к инфаркту
    миокарда.

    1-ый ученик:

    У некурящих после стометровки
    пульс 120-130 ударов в минуту, у курящих – 180 и
    больше. Никотин подстегивает сердце, заставляет
    его учащенно работать. Сердце курильщиков
    сокращается в сутки лишних 20-25 тысяч раз. Каждая
    сигарета сокращает жизнь в среднем на 15 минут. У
    курящих, рак легких возникает в 20 раз чаще, чем у
    некурящих.

    2-ой ученик:

    Почему же ребята курят?

    1. Стремление казаться взрослым. Вы наблюдали как
      курят ребята? Понаблюдайте. Они не просто курят, а
      курят “шикарно” держа сигарету, особым
      способом, важно стряхивая пепел.
    2. Курить в школьном возрасте, как правило,
      начинают те, которые ничем себя не проявили в
      учебе, в труде, в общественной работе, они не
      заметны. Если нет общих дел и в голове не так уж
      много мыслей, то стоять рядом, ничего не делая –
      бессмысленно. Это создает видимость общего дела,
      позволяет принять сосредоточенный и независимый
      вид.

    3-ий ученик:

    Как известно смех продляет жизнь
    и прочищает мозги. Послушайте: “Специалист по
    геронтологии обратился к старому абхазцу. До нас
    дошли слухи, что вы прожили 150 лет совершенно
    здоровым. Вы бодры, энергичны”. “Видите ли”, -
    ответил старик, — “Я родился еще до того, как были
    открыты микробы”.

    Инструктор по горнолыжному спорту говорит
    начинающему спортсмену-лыжнику: “Самое главное,
    ты должен помнить, что в теле человека 200 костей”.

    Молодого врача спросили: “Ну, как прошло ваше
    первое вскрытие?” “Как вскрытие?”, — ответил тот,
    - “Это я делал операцию”.

    “Доктор, у меня болит правая нога”. “Что
    сделаешь, возраст, уважаемый”. “Интересно, левой
    ноге тоже 70, но, однако она у меня не болит”.

    На этом наша передача “Там-там новости”
    заканчивается. Спасибо за внимание.

    Ведущая:

    Представляем вам биохимическую
    лабораторию. (На доске крепят плакат “Зеленого
    змия в черную книгу”.)

    Слово завлабу: “Алкоголь ядовит 6-8ч. На 1 кг веса
    взрослого человека является смертельной дозой.
    Для ребенка смертелен стакан водки. Страдает
    нервная система, слизистая оболочка желудка,
    кишечника вызывает раздражение, воспаление.
    Нарушается обмен веществ, понижение
    сопротивляемости к инфекционным болезням.
    Алкоголь расширяет сосуды, усиливает
    теплоотдачу, нарушает терморегуляцию, возникают
    алкогольные психозы, одряхление организма и
    ранняя старость.

    На доску помещают плакат “Быть хорошо
    рожденным – право каждого человека”.

    2-ой ученик:

    Обеспечить здоровье детям должны
    родители, т.к. очень много рождается детей с
    физическими и психическими дефектами. Конечно,
    причины здесь могут быть разные, в том числе и не
    зависящие от воли родителей (наследственное
    заболевание). Но главное – это алкоголь. Вы
    будущие мамы и папы, об этом должны знать.

    Завлаб

    : Сейчас мы вам поставим опыты,
    доказывающие вред табачного дыма и алкоголя.

    Опыт № 1.

    Обнаружение в табачном дыме кислот и
    никотина.

    Цель: дать учащимся представление о сложном
    составе табачного дыма: наличие кислот, никотина,
    пояснить их вредное влияние на организм.

    Оборудование:

    2 пробирки, сигарета, окурок, 20
    мл насыщенного раствора соды, индикатор
    (фенолфталеин).

    Ход опыта:

    2 фильтра сигареты, окурка
    сравнить. Пояснить, что фильтр окурка
    темно-коричневого цвета, т.к. в нем часть смолы и
    никотина образуются при курении, которые
    попадают в легкие и откладывается на стенках
    альвеол. Затем каждый фильтр опускают в пробирку
    с раствором соды и наблюдают за окраской. Красная
    окраска с окурка исчезнет под действием кислот в
    табачном дыме, а появление бурой – выявит
    присутствие никотина, смол и частиц угля.

    Опыт № 2.

    Вредное действие алкоголя на кровь.

    Цель: показать, что алкогольные напитки
    вызывают разрушение красных кровяных телец.

    Оборудование:

    штатив, 2 пробирки, 10 мл
    цитратной крови, 5 мл 0,9% раствора NаСl, 5 мл 20-30%
    этилового спирта в физрастворе.

    Ход опыта:

    В пробирки налить по 5 мл крови, в
    одну добавить 5 мл физраствора, в другую – 5мл
    спирта. Концентрация спирта соответствует
    содержанию алкоголя. Взболтаем содержимое с
    физраствором, кровь становится мутной, т.к.
    эритроциты не разрушены, а в пробирке со спиртом
    становятся прозрачными. Это означает, что
    кровяные тельца под действием алкоголя
    разрушаются.

    Слово учителя:

    Почему я выбрала именно эту
    тему? Поведем итоги нашего урока. Выслушаем ваши
    ответы.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

    Человек должен заниматься
    спортом, чтобы быть здоровым. Это дает
    возможность убежать от всех болезней. Поэтому
    эмблемой нашего урока будет бегущий человек. Мы
    рассмотрели лишь некоторые вопросы охраны
    здоровья. Всем надо задуматься: здоровый ли образ
    жизни мы ведем? И что можно сделать для
    сохранения и укрепления здоровья.

    Использованная литература:

    1. Биология в школе
    2. “Биология”, приложение к газете “1 сентября”
    3. Основы гигиены и санитарии
    4. Статистические данные районной поликлиники и
      Хандыгской средней школы

    Следующий: