Тема урока: Заболевания и профилактика нарушений эндокринной системы


Задачи:

  • актуализировать знания о роли гормонов в
    жизнедеятельности организма, о нарушениях
    нервно-гуморальной регуляции, о мерах
    предупреждения заболеваний и поддержания
    нормальной жизнедеятельности людей, имеющих
    подобные нарушения;
  • показать особенности региона;
  • продолжить развитие навыков и приемов
    умственной деятельности учащихся: сравнения,
    анализа, обобщения, работы с книгой,
    самонаблюдения; интеллектуально-творческих
    умений через решение биологических задач;
  • способствовать профориентации.

Оборудование:

  • таблица “Железы внутренней секреции”;
  • настольные иллюстрации: “Внутренняя жидкая
    среда организма”, “Железы внутренней
    секреции”, “Железы внешней секреции”;
  • тексты проверочной и тестовой работ;
  • выставка продуктов и витаминов, содержащих йод:
    морская капуста, майонез, сметана, хлеб, соль,
    пивные дрожжи, ламинария в таблетках, йод-актив,
    рекламный плакат “Ламиналь” и т.п.

Ход урока

Методический комментарий

Приветствие детей. Оргмомент.


У кого возникли проблемы при выполнении
домашнего задания?
– Что удивительного прочитали, увидели, узнали?
– Откройте, пожалуйста, тетради и на полях
поставьте себе отметку за домашнюю работу.

Выяснение затруднений.
Заслушивание сообщений.
Методика “Идеальный опрос” [1] – экономия
времени и сил, обучение самоконтролю (позже тест
для сравнения идеального и реального опроса).
– Тема сегодняшнего урока
“Заболевания и профилактика нарушений
эндокринной системы”. Эпиграфом-загадкой к
сегодняшнему уроку я взяла слова Дж. Гилберта:

“Лишь в нас причина и конец,
Нам всюду приготовлен щедрый стол
И радостей ларец”

– О чем эта загадка? (О гормонах)
– Согласны? Можем ли мы опираясь на наши знания
доказать справедливость эпиграфа? Проверим?
Попробуем?

Оформление темы в тетради.
Прием “Интригующий вопрос”.
На доске – цель урока
– Что мы знаем? (Отличия нервной и
гуморальной регуляции, железы, их гормоны, тип
секреции, роль гормонов
)
– Что мы умеем? (Определять тип желез и функции
гормонов
)
– Поднимите руки, кто не ответил ни разу.
– Откройте тесты. Соотнесите номер железы с
буквой, кодирующей гормон, ею вырабатываемый и
его функцию.

Проверка на доске. Самопроверка.

На доске написаны требования стандарта
по биологии
Рефлексия опроса (стимуляция активности)
Второй тест для быстроработающих (еще оценка)
Оценка на полях тетради
– На основе содержания теста
сформулируйте и назовите признаки (симптомы)
нарушений в деятельности эндокринной системы.
– Какие из этих симптомов обязательно должен
знать житель нашего города? Почему? (Йододефицитный
регион
.)
– Как избежать появления этих симптомов? (Комментарий
выставки)
– Какие еще можно предложить меры профилактики
заболеваний эндокринной системы? (Рациональное
питание, уменьшение количества стрессов,
укрепление организма
)
Фронтальная работа
Отчет микрогруппы по проекту
Беседа, с наводящими вопросами
– Знания свои вы подтвердили. Но мало
знать, надо – применять. Предлагаю поиграть в “Литературную
скорую помощь”
  • Ю. Григоривич «Гуттаперчивый мальчик»
    служит прекрасной иллюстрацией к теме «Железы
    внутренней секреции», так как причиной столь
    необычной гибкости героя этого рассказа
    является, по всей видимости, нарушение выработки
    кальцитонита, снижающего концентрацию кальция в
    крови. Этот элемент «вымывается из костей,
    которые в результате становятся непрочными,
    затем хрупкими, ломкими. На ранних стадиях
    заболевания существенно возрастает подвижность
    суставов, что дает возможность больным принимать
    различные неестественные позы,
    «закручивать» ноги, руки. Именно это и мог
    делать «гуттаперчивый мальчик».

– По описанию симптомов попробуйте поставить
диагноз или порекомендовать лечебные
мероприятия.

  • И.С.Тургенев “Записки охотника” “Живые мощи” (бронзовая
    болезнь)

“Голова совершенно высохшая, одноцветная,
бронзовая – ни дать ни взять икона старинного
письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не
видать, только зубы белеют и глаза, да из-под
платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых
волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся,
медленно перебирая пальцами, как палочками, две
крошечные руки тоже бронзового цвета… Лицо не
только не безобразное, даже красивое, – но
страшное, необычайное… по нем, по металлическим
его щекам, я вижу – силится…силится и не может
расплыться улыбка”.



Комментарий учителя после ответов учеников

:

Амимия характерна для таких больных (“она пела,
не изменив выражения своего окаменелого лица”).
У Лукерьи, по-видимому, был свойственный ССД
склерозирующий миозит (“до кружки-то я сама
дотянуться могу: одна рука у меня еще действовать
может”). Возможно, наряду с миозитом у больной
имелась нейропатия: “Спать-то я не всегда могу.
Хоть и больших болей у меня нет, а ноет у меня там,
в самом нутре, и в костях тоже; не дает спать как
следует”.

  • А.Кронин “Цитадель” (микседема)

«Это был тот же Имрис, но черты его лица как-то
неуловимо погрубели, исказились. Лицо имело
отёчный вид, ноздри расширены…
Весь он был какой-то вялый, точно сонный. Эндрю
заговорил с ним. Имрис пробурчал в ответ что-то
непонятное. Потом… разразился какой-то
бессмысленной враждебной тирадой». (Микседема)
при дословном переводе с греческого означает
«слизистый отёк».

  • М.Булгаков “Собачье сердце”

Приложение 1

– Какого результата должен достигнуть
профессор Преображенский? (Омоложение)

Приложение 2

– Какой придаток мозга заменен человеческим? (Гипофиз)

– Объясните результат операции.

Решение биологических задач
Выразительное чтение подготовленных учеников
Чтение отрывков произведения по ролям
– Да, с книгами работать удобно – все
описано, все симптомы налицо. А на практике
симптомы заболеваний врач узнает, задавая
вопросы пациенту, собирая анамнез заболевания.
Правильный диагноз – грамотный вопрос.
Поставьте диагноз пациенту, который может
ответить только “Да” или “Нет”.
– Кто хочет поработать дежурным врачом
приемного покоя? (Определение симптомов
акромегалии, сахарного диабета.)
Игра “Да-нетка” – учитель загадывает
болезнь. [1] Ученики пытаются найти ответ задавая
вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только
словами “да” или “нет”. Если вопрос задан
некорректно или из дидактических соображений
учитель не хочет давать ответ – тогда он
отказывается от ответа заранее установленным
жестом.
После игры обязательно обсуждение сильных и
слабых вопросов.

Учит систематизировать
разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию;
слушать и слышать товарищей.

– Что было главным, новым, интересным?
– Чему научились, чему удивились?
Рефлексия урока
Домашнее задание:
  1. На основе валеологического анализа провести
    самоанализ состояния собственной эндокринной
    системы;
  2. Составить графический конспект темы
    “Гуморальная регуляция”;
  3. Если бы вы создавали модель идеального человека
    – какую еще железу добавили в организм, с какими
    функциями?
Обязательный минимум (алгоритм
выполнения в печатной тетради)

Тренировочный
уровень – для учеников без труда осваивающих
программу (можно не выполнять первый
(обязательный) уровень).

Возможен групповой проект

Творческий уровень:

Мини-сочинение, проект на добровольной основе,
стимул – высокая оценка.

Оценки за урок:

Дежурным
врачам – 4-5 отметок.

Самооценка:

– Кто разобрался на пять?
– Кто понял на четыре?
– Для кого тема оказалась трудной?

Оценки за тесты – выборочно.

Используемая литература:

1. Анатолий Гин “Приемы педагогической
техники” пособие для учителя Москва
“Вита-Пресс” 1999.
2. М. Булгаков “Собачье сердце”.
3. Ю. Григоривич «Гуттаперчивый мальчик».
4. А. Кронин “Цитадель”.
5. И.С.Тургенев “Записки охотника” “Живые
мощи”.




Следующий: