Тема урока Water


Цели:

  1. Разнообразие познавательной и учебной
    деятельности.
  2. Создание атмосферы творчества.
  3. Формирование навыков устной речи на английском
    языке на других учебных предметах.

Задачи:

  1. Формировать навыки разговорной речи.
  2. Проконтролировать степень усвоения модальных
    глаголов can, must.
  3. Обобщить, проанализировать и расширить знания
    учащихся о воде, ее роли в живой и неживой
    природе, в жизни человека, о необходимости
    бережного отношения к водным ресурсам, роли
    каждого человека в решении экологических
    проблем.
  4. Сориентировать учащихся на применение новых
    знаний в системе мультидисциплинарных понятий.
  5. Развивать познавательный интерес обучающихся.

Оборудование:

  1. Проектор.
  2. CD-диск “Greenpeace. Годовой отчёт 2006”.
  3. CD-диск “Звуки природы с музыкой”. ООО
    “СиДи-АРТ”.
  4. CD-диск “Энциклопедия Кирилла и Мефодия”.
    Фрагмент о цунами в Тайланде.
  5. CD-диск “Химия для всех XXI. Химические опыты со
    взрывами и без”. ООО “1С-Паблишинг”. 2006
  6. Презентация “Water”.
  7. Видеозапись детей.
  8. Кроссворд (формат А1).
  9. Карточки для записи результатов опытов (для
    каждого ученика).
  10. Костюм старика Хоттабыча.
  11. Для опытов: штатив, пробирки, асбестовая сетка,
    спиртовка, фильтровальная бумага, стеклянная
    палочка, чашка Петри.
  12. Реактивы: хлорид кобальта (II), раствор йодида
    калия и ацетата свинца, силикатный клей, раствор
    соляной кислоты, хлорид железа (III), радонид калия,
    йод, цинк (порошок), натрий металлический,
    фенолфталиин, 10-20% раствор серной кислоты, карбид
    кальция, снег.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Приветствие.

Good evening! I’m glad to see you in our lesson. Our lesson is unusual today. You can
see two teachers: a teacher of English and a teacher of chemistry. And the theme of our
lesson is very important and interesting.

II. Объявление темы урока.

Учитель химии:


Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана.
И все это только вода.

Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода.
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.

В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности – только вода.

III. Проверка домашнего задания.

- Let’s begin by going over your homework. You were to find poems about water and its
different conditions. Recite them, please.

(Дети декламируют на английском языке стихи о
воде, снеге, снежинках, дожде, и представляют их
оформленными на листах А4.)

IV. Закрепление грамматического материала –
модальные глаголы can, must.

  • Where can we see water?
  • We can see water in the river (in the sea, in the ocean, in the bath …)
  • What can we do using water?
  • We can wash hands and face (wash up, drink, cook, swim…)

(В это время на экране идёт презентация видео,
снятое учащимися, со всеми действиями, про
которые они в данный момент говорят).



Учитель химии

:

- Восточная легенда гласит: “В пустыне шёл
караван. Медленно покачивались путники на
усталых верблюдах. Нещадно пекло солнце. И вдруг
на пути они встретили лежавшего на песке
человека. Равнодушно проследовал караван мимо
умирающего, и только один человек остановил
своего верблюда, слез и наклонился над человеком.
“По повязке на твоей руке вижу, что мы с тобой
смертельные враги, но в пустыне мы все равны. Пей!
Пей и живи!” Он усадил путника на своего
верблюда, отдал запасы воды и велел догонять
караван. “А как же ты?” — забеспокоился молодой
человек. – “Ты молод, а я стар”, — ответил старик
и, завернувшись в белое покрывало, лёг на песок.

Через некоторое время караван возвращался по
тому же пути. И вдруг перед глазами изумлённых
путников появился оазис. На берегу весело
журчавшего ручейка лежало белое покрывало”.

Так восточная легенда говорит: “Где добро –
там вода, а где вода – там жизнь”. [1]

- Сегодня любой школьник без труда назовет
формулу воды – H2О и скажет, что это сложное
вещество – оксид водорода. А древнегреческие
философы принимали воду за простое вещество,
хотя некоторые представления о воде менялись,
она считалась единым и неделимым веществом
вплоть до конца XVIIIв.

V. Сценка.

(Заходит грустный Волька, берёт стакан воды,
хочет выпить, а оттуда идёт пар. Появляется
Хоттабыч.)

Волька:

- Это ты, Хоттабыч! (обнимает) У нас
сегодня химический вечер, а мне нужно рассказать
про воду. Ты поможешь мне?

Хоттабыч:

- Oh, Volka! I know everything about water. Listen to me and
remember!

(Хоттабыч прячется. Учитель химии задаёт
вопросы Вольке, а Хоттабыч “подсказывает”.)

Учитель:

— Волька, расскажи всё, что ты знаешь
о воде.

Хоттабыч:

- Oh, my teacher, water is the most important substance in the
world! Arabian proverb says “Water is more expensive than diamond”.

Волька:

— О, мой учитель, вода самое нужное
вещество на земле. Арабская пословица говорит:
“Вода дороже алмаза”.

Учитель: —

Волька, ты как-то странно отвечаешь.
Построй свой ответ, как я вас учила: состав
вещества, как его доказать, физические и
химические свойства, значение воды.

Хоттабыч:

— Oh, I’m sorry. I’ll try to correct my mistakes. Water is
one of the four elements.

Волька:

— Да простит меня высокочтимый
учитель, я постараюсь исправить свои ошибки. Вода
– один из четырёх элементов, из которых состоит
сущее.

Учитель:

— Как? Разве вода – элемент? Сколько
элементов известно тебе?

Хоттабыч:

— As you know, the universe consists of 4 elements: air, fire,
ground and water.

Волька:

— О, высокочтимый учитель, мне
известно 4 элемента: воздух, огонь, земля и вода.

Учитель:

— Что с тобой? Уж не заболел ли ты?

Волька:

— Нет, я здоров.

Учитель:

— Откуда же берётся вода, по-твоему?

Хоттабыч:

— In the 17th century the monk Kirher explained that
water comes across the whole earth through a big channel. It flows from the North Pole to
the South Pole. And it goes to wells, which are everywhere.

Волька:

- В XVII веке монах Кирхер объяснил, что
вся вода проходит через всю Землю в большом
канале. Вода втекает на Северном Полюсе, а на
Южном Полюсе вытекает. Потом вода попадает в
колодцы, которые находятся повсюду.

Учитель:

— Волька, откуда у тебя такие
устаревшие сведения о воде?

Хоттабыч:

— Because I’m the oldest person in the world!

Волька: —

Потому что я самый старый человек на
земле!

(Учитель замечает Хоттабыча).

Учитель:

— А, Хоттабыч! Так вот кто рассказал
нам о взглядах древних на воду! Приглашаем тебя
на наше мероприятие. Садись, уважаемый, где тебе
удобно.

(Хоттабыч садится. Потом ему дают лист и просят
прочесть, но на нём ничего не видно.)

Учитель:

— Вот тебе лист. Здесь написано самое
главное о воде.

Хоттабыч:

(возмущённо) — I can’t read it. Do you want to laugh
at me?

Учитель: —

Нет, мы не смеёмся. Здесь есть
запись, только её надо проявить. А вы, ребята,
внимательно смотрите и заполняйте карточки.

< Рисунок1>

Опыт 1 “Пламя — художник”.

На белом листе плотной бумаги делается надпись
или рисунок 10-20 % раствором серной кислоты. После
высушивания надпись или рисунок на бумаге
незаметны.

Если теперь лист подержать над пламенем (
осторожно) горелки, то через некоторое время на
бумаге появляется надпись или рисунок черного
цвета.

(Дети записывают результат в карточку).

Опыт 2 “Радуга”.

Смоченный водой бумажный фильтр кладем на
укрепленную в пробиркодержателе (штативе)
огнезащитную прокладку и посыпаем его небольшой
порцией измельченного до порошка сухого хлорида
кобальта (II). Фильтр окрашивается в розовый цвет.
Подносим к нему на расстоянии 10-12 см зажженную
спиртовку, нагреваем. Через 20-30 сек на фильтре
появляются отчетливо заметные сине-фиолетовые и
голубые участки. При обливании холодной водой
снова восстанавливается розовое окрашивание

(Дети записывают результат в карточку).

Опыт 3 “Получение золота”.

Готовят равные объемы 3% раствора иодида калия и
4% раствора ацетата свинца.

Перед опытом растворы доводят до кипения и
горячими сливают вместе в колбу. При остывании в
осадок выпадает иодид свинца, который хорошо
растворим в горячей воде, но весьма мало – в
холодной ( менее 0,1% ). Осадок образуется в виде
тонких блестящих на свету чешуек золотистого
цвета. Размеры их зависят от скорости осаждения,
чем медленнее охлаждается раствор, тем крупнее
кристаллы.

(Дети записывают результат в карточку).

Опыт 4 “Затвердение жидкости”.

В химический стакан наливают 20-50 мл силикатного
клея ( силикат натрия ) и добавляют 2-3 мл раствора
соляной кислоты ( 1 : 1 ) и тут же перемешивают
стеклянной палочкой. Через 20-310 с жидкость
загустеет, и ее уже нельзя вылить из стакана.
Палочка держится в загустевшей массе
вертикально, не падая.

(Дети записывают результат в карточку).

Опыт 5 “Заживление раны”.

Учитель приглашает одного ученика на сцену и
обнажает его руку до локтя. Предплечье обильно
смачивается “йодом” — слабым раствором хлорного
железа, якобы для дезинфекции. После этого
ведущий смачивает тупой нож раствором роданида
калия и проводит концом по смоченному месту. На
теле появляется “кровоточащая рана”, которую
легко смывают обычной водой, а руку насухо
вытирают полотенцем.

(Дети записывают результат в карточку).

Опыт 6 “Вода- катализатор”.

В ступке разотрите 6,3 г йода и смешайте

С 1,6 г цинковой пыли .Ступку поставьте на
большой лист жести

Или картона ( для предотвращения загрязнения
стола). В полученную смесь капните несколько
капель воды. Начинается бурная реакция между
металлом и йодом. ( Вместо цинка можно взять
эквивалентную массу алюминия).

(Дети записывают результат в карточку).

Опыт 7 “Горение натрия на воде”.

Небольшой кусочек натрия помещают в чашку
Петри ( предварительно в нее налить воду и
фенолфталеин).

(Дети записывают результат в карточку).

Опыт 8 “Горение снега”.

В консервную банку насыпают, слегка уплотняя,
снег и делают в нём углубление, в которое
помещают 3-4 небольших кусочка карбида кальция.
Последний засыпают сверху снегом. Подносят к
снегу зажжённую спичку – появляется пламя. Это
горит ацетилен.

Хоттабыч:

— Oh, it’s very interesting! But I can’t understand in
Russian! (разводит руками)

VI. Беседа с учащимися по теме урока.

- We can help you. Pupils can tell you some interesting things about water.
(Учитель обращается к учащимся). Why can’t people live without
water?

- Water is the most important substance in the world. People, animals and plants
can’t live without water. Man can’t live without water if he hasn’t got water during
3 days.

- A man consists of 75% of water. In brain there are 81% of water. In a man’s eye
there are 99 % of water. In milk there are 85-90% of water.

- Water is a real friend to a man. But it can be an enemy, too. When big rivers come
out of their banks, floods begin. All of us heard that in 2004 about 300 thousand people
died because of tsunami in Thailand.

(На экране идёт фрагмент о цунами в Тайланде).



- Water is so different. What conditions of water do you know?

- We know 3 conditions of water: solid condition – ice; liquid condition – water;
gaseous condition – steam).

(В это время на экране идёт презентация видео,
снятое учащимися, со всеми действиями, про
которые они в данный момент говорят).

VII. Работа с кристаллическими решётками.

< Рисунок2>

- Перед вами лежит образец кристаллической
решётки льда. Используя пазлы, соберите её
самостоятельно.

(У учащихся на столе кристаллическая решётка в
разрезанном виде).

VIII. Беседа об экологической обстановке в мире.

(Говорит учитель. В это время на экране идёт
видеозапись с CD-диска “Greenpeace. Годовой отчёт 2006”.)

Our Earth is so beautiful. But nowadays it is in dander. People all over the world are
worried about ecological problems. Newspapers and magazines write about water pollution,
air pollution and soil pollution. People live in big cities and much of the waste,
especially waste from factories, electric power stations, the chemical industry is very
dangerous. [3] In many rivers and lakes the water is very dirty. Sometimes people cannot
swim even in the sea because the sea and the seaside are not clean. In many places the
water is not drinkable and it is dangerous to use it when you cook. Fish die in such
water. [3] Polluted water can spread many diseases.

What can and must we do to save water?

We must save water at home when we wash up and take a shower. We mustn’t pollute
lakes, rivers and ponds… (Ответы учеников).

IX. Кроссворд.

- А теперь подведём итог нашего занятия.
Отгадайте загадки и решите кроссворд, используя
свои знания английского языка.

< Рисунок3>

(Ответы появляются на экране в виде презентации
Power Point).

1.

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На Землю падает опять. (вода – water)

2.

У озера танцуем брейк,
А озеро – иначе lake. [2]

3.

В пруду лягушки квакали,
Просили видно зонт.
Промокли и заплакали.
Пруд по-английски – pond. [2]

4.

“Дождь идёт”, — сказал Андрей.
Дождик по-английски – rain. [2]

5.

Посмотри, как здесь красиво!
Роща там, здесь речка – river. [2]

6.

Шезлонг ты к морю отнеси.
А море по-английски – sea. [2]

7.



Иногда идёт весною
мокрый снег – иначе snow. [2]

8.

Он без рук, он без ног,
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (родник — spring)

9.

С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт. (водопад — waterfall)

10.

Что за звёздочки скозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке. (снежинка – snowflake)

11.

Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою,
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (сосулька – icicle)

X. Заключение.

- Dear pupils! I’d like to thank you for your work. You were really great! I hope
you’ve learned much and perhaps will use your knowledge in the future.

Хоттабыч: — Thank you. Now I am the cleverest man in the
universe!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Внеклассная работа по химии. 10 класс. / Сост. А. И.
    Буш. – Волгоград: ИТД “Корифей”. с. 79
  2. Лосева С.В. Английский в рифмах. – М.: ТОО
    “Новина”, 1995.
  3. Нестандартные уроки английского языка. 7 класс. /
    Сост. З. А. Ефанова – Волгоград: ИТД “Корифей”. с.
    34



Следующий: