Тема урока: Встреча юных друзей природы

Украшенная сцена плакаты, лозунги об охране
природы. В зале учащиеся.

Ведущий.

Добрый вечер дорогие
друзья. Мы сегодня с вами поговорим о природе
которая окружает нас и влиянии человека на ее
состояние.

1-й чтец

. Мы любим полноводные реки
и тихие озера, бескрайние леса нашего родного
края, безбрежные морские просторы, высокие горы и
красивые долины. Но мало только любоваться
природой, нужно приложить все силы, чтоб была она
еще краше и богаче на радость людям.

Охрана природы – всенародное дело.
Каждый обязан думать о своей личной
ответственности за загубленное дерево,
отравленную реку, уничтоженное озеро. Под охрану
государства взяты редкие и исчезающие виды
растений и животных, они занесены в Красную
книгу.

2-й чтец

Наш великий соотечественник
Владимир Иванович Вернадский еще на заре 20 века
сказал, что человечество становится
геологической и даже, возможно, космической
силой. Не сразу были поняты и соответственно
оценены эти пророческие слова. Но ныне каждый из
живущих на планете Земля может убедиться в их
верности: человечество сотрясает Землю, подобно
геологическим катаклизмам, изменяет ее облик
перед лицом всей Вселенной. Мощь, масштабы
влияния человека на природу постоянно растут.
Растут и последствия его деятельности. И все чаще
нам приходится видеть, что природа мстит людям за
каждую победу над ней и за первыми результатами,
на которые человек рассчитывал, преподносит ему
вторые, третьи – непредвиденные результаты,
которые очень часто перечеркивают значение
первых.

1-й чтец

Для чего же человеку нужна природа?
Природа, и это, пожалуй, главное, дает человеку
радость! Любуясь красотой природы, человек
становится лучше, добрее. Ему хочется жить долго
и сделать свою родину еще краше. Природа учит
человека мудрости. Вот как сказал об этом поэт
В.Орлов.

Нас в любое время года
Учит мудрая Природа.
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде.
Все – по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе.

Берегите все, что есть на Земле! Люди должны
жить в дружбе с природой, никого не обижать,
никому не причинять зла. Давайте дадим друг другу
слово никогда не причинять вред природе, а только
наблюдать за ней и любоваться ее красотами.

2-й чтец

Пришвин писал: “ Я ведь, друзья мои,
пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы –
хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с
великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице –
воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна
Родина, и охранять природу – значит охранять
Родину”.

О, люди, мыслю я,
У всех у нас есть мать одна.
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки,
В душе ее прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.
Три плода у природы есть:
Вода, земля и воздух – три основы.
Какая бы ни грянула беда –
Все возродится снова.

Ведущий

. О красоте наших лесов в разные
времена года с большой любовью писали многие
русские поэты и писатели. Образную поэтическую
зарисовку короткого по времени года, но очень
интересного периода в природе – перехода от
поздней осени к зиме, — дал К.Паустовский: “Небо
над головой было очень светлое, белое, а к
горизонту оно густело, и цвет его напоминал
свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи. В
лесах становилось все сумрачнее, все тише, и,
наконец, пошел густой снег. Он таял в черной воде
озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса…”

А сколько прекрасных стихов написано о природе!
Из них можно составить настоящий поэтический
календарь. Ребята, а вы можете вспомнить и
рассказать стихи о месяцах года?

Чтение стихов.Используются слайды с
изображением природы в разные времена
года,музыка “Времена года”. Подготовить листки
перекидного календаря.

Чтецы поочередно читают стихи. (Смотри
приложение)


Ведущий.

Уважаемые гости! У нас на вечере
присутствуют участники команд юных натуралистов
которые готовы отправиться в занимательное
путешествие по заданному маршруту.

Участники команд выходят и получают
маршрутные листы которые вручает ведущий и по
команде отправляются по маршруту. Пока команды
путешествуют по станциям вечер продолжается.

Ведущий.

Уважаемые гости, мы продолжаем
нашу встречу и к нам на огонек заглянули

Знайка и Цветик-Семицветик.

Звучит “Лесной марш” или “ Вместе весело
шагать” (можно в грамзаписи)

Цветик-Семицветик.

Здравствуйте ребята. Мы
рады нашей встрече с вами

Знайка

. А для того чтобы наша встреча с вами
была интересной мы проведем с вами викторину и
загадаем загадки.

Персонажи поочередно загадывают загадки и
задают вопросы викторины. За правильный ответ
ассистенты вручают участникам жетоны.

1

. Плутовка вороватая,
Перед всеми виноватая,
Но уходит от беды с целой головою.
Заметает все следы золотой метлою. (Лиса)

2.

Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк. (Паук)

3.

Какие птицы заготавливают корм на зиму? (Сойка,
кедровка, поползень)

4

. Какие птицы зимуют и ночуют, зарывшись в
снег? (тетерев, рябчик, куропатка)

5

. Зимой голоден, а летом сыт. (Волк)

6

. Что делают зимой еж и медведь, чем они
похожи? (Оба спят)

7

. Кто на себе лес носит? (Олень)

Викторина

  • Почему весной не бьют пушных зверей? (Линька,
    детеныши)
  • Почему собака, когда ей жарко, язык высовывает, а
    лошадь нет? (У собаки нет потовых желез на
    теле, а у лошади есть)
  • Почему нельзя трогать в гнезде птиц яйца? (Птицы
    бросают гнезда)
  • Что птицам страшнее – холод или голод? (От
    голода они умирают)
  • След какого зверя похож на человеческий? (Медведя)
  • Почему заготовленные зимой дрова ценятся
    больше, чем заготовленные летом? (Зимой
    сокодвижение прекращается, поэтому дрова сухие.)
  • Чем питаются лягушки, жабы зимой? (Они спят)
  • Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег)
  • С прилетом каких птиц мы начинаем отсчет весны? (Грачи)
  • Чем дышит тюлень, нырнув в воду под лед? (Он
    устраивает дырки – продухи во льду)
  • Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (Грязный,
    темные цвета поглощают больше света)
  • Когда заяц беляк бывает всего заметнее? (Когда
    линяет раньше, чем стает снег)
  • Печь не топится, дрова не курятся, а тепло
    заводится. (Весной, тепло от солнца)
  • Что было вчера и что будет завтра? (Новое
    утро)
  • Не дерево, а суковато. (Олень с рогами)
  • Сколько надо взять “а”, чтобы получить птицу? (Сорок
    – а)
  • Как узнать о приближении дождя, наблюдая за
    муравейником? (Перед дождем прячутся в
    муравейник и закрывают все ходы.)
  • Что за трава, которую слепые знают ? (Крапива)
  • Цветик-Семицветик

    . Спасибо, ребята, вы
    много знаете о природе.

    Знайка.

    Да, наверно, ребята много читают,
    потому что много знают.

    Ведущий.

    Спасибо вам дорогие гости за очень
    интересную викторину, а теперь послушайте,
    сколько интересного узнали наши ребята, читая
    книги.

    1-й ученик.

    Молва наделяет собак
    удивительной способностью к ориентировке на
    незнакомой местности. Проводились
    многочисленные опыты. Вот один из них. Немецкую
    овчарку привезли на собачью выставку в Лейпциг.
    Привезли поездом. никогда собака здесь не бывала.
    Овчарка убежала и через восемь дней, проделав 150
    километров, вернулась домой! Вид у нее был
    измученный, лапы стерты в кровь, но радости не
    было предела…

    2-й ученик.

    Есть еще одна поразительная
    особенность у собак – нюх на землетрясения! В 1908
    г., во время землетрясения в Италии, которое
    разрушило город Мессину, погибло 80 тыс. человек и
    очень немного собак – они заранее убежали из
    города! За несколько часов или минут до сильных
    подземных толчков собаки начинают бешено лаять,
    убегают из дома и не желают возвращаться.
    Заметили, что и другие животные в это время ведут
    себя весьма необычно: куры внезапно взлетают на
    деревья; туда же залезают кошки; свиньи стараются
    вырваться из загона и кусают друг друга; коровы
    дико ревут, а крысы и змеи вылезают из нор…

    1-я ученица.

    Рассказ-загадка. в тот год я
    жила в деревне. Зима выдалась суровая. Однажды в
    морозный февральский день я шла вдоль по реке.
    Птиц не было видно. Вдруг невдалеке послышалось
    тихое щебетание по краю проруби у самой воды
    прыгала белогрудая птичка ростом со скворца и
    заливалась на все лады веселой песней. Чтобы
    лучше рассмотреть ее, я сделала несколько шагов к
    ней. И вдруг птичка с размаху бросилась вниз
    головой в прорубь. Это было так неожиданно, что я
    от удивления застыла на месте. Стоя над прорубью,
    я видела, как она гребла под водой крыльями,
    словно пловец руками. Потом она побежала по дну,
    цепляясь изогнутыми коготками за все его
    неровности. В одном месте она даже задержалась
    немного, перевернула клювом камешек, вытащили
    из-под него водяного жука. Под водой она блестела,
    как серебряная рыбка. (мне потом объяснили, что
    это перья птицы смазаны тонким слоем жира. Когда
    птица погружается в воду, воздух пузыриться на ее
    жирных перьях). Спустя полминуты птичка
    выскочила из соседней проруби. У меня на глазах
    она несколько раз ныряла в ледяную воду и живая,
    невредимая снова появлялась на краю проруби. Ну и
    птица! Настоящий водолаз! Позже я узнала, что
    называется эта птичка… Как? (Оляпка, или
    водяной воробей)

    2-я ученица.

    Оказывается, всего за 1 час
    муравьи берут в “плен” на 0,4 га леса вокруг
    муравейника более 2 тыс. гусениц. Если лесных
    санитаров нет, гусеницы уничтожают около 10%
    листьев, значит, гибнут деревья. Муравейники надо
    охранять! Интересно, что белладонна, дурман
    обыкновенный, болиголов пятнистый, ландыш
    майский одновременно являются и ядовитыми и
    лекарственными растениями, например настойка из
    цветов ландыша лечит заболевания сердца. Чай из
    зверобоя и сухих ягод земляники помогает от
    простуды. Отвар из сухих корней одуванчика
    повышает аппетит.

    Ведущий.

    Спасибо вам ребята за ваши
    интересные сообщения. Ребята а умеете ли вы
    определять ухудшение и улучшение погоды по
    природным приметам? Давайте попробуем.

    Зачитываются приметы, а учащиеся должны
    сказать к ухудшению или улучшению погоды данная
    примета.

    Какая будет погода если

    - Рыба не клюет, она сыта.

    - Пчелы сидят в улье и громко гудят.

    - Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.

    - Опускаются головки красного клевера,
    складываются мохнатые листочки.

    - Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают
    цветы сирени, жасмина, желтой акации.

    - Ласточки летают над самой землей.

    - Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились.

    - Одуванчик складывает свои пушистые зонтики.

    (Все это признаки ухудшения погоды)

    Какая будет погода если

    - Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из
    ульев пчелы.

    - Ласточки и стрижи летают высоко.

    - Комары-толкуны толкутся столбом.

    - Поздно вечером сильно трещат кузнечики.

    - Божья коровка, взятая на руки, быстро слетает.

    - Соловей поет всю ночь.

    - Птицы весело поют.

    - Раскрыты цветы кувшинки.

    - Голуби разворковались.

    - Паук усиленно плетет сеть.

    (Это признаки хорошей погоды)

    Ведущий.

    Да, природа всемогуща.
    Путника друг – подорожник,
    Скромный, невзрачный листок.
    Ты на порезанный палец
    Влажной заплаткою лег.
    Многим из вас невдомек,
    Что отыскалось лекарство
    Тут же, на тропке, у ног.
    Охрана природы – дело народа,
    Будьте спокойны, Ваши Величества,
    Рослые кедры! Дубы-великаны!
    Все наши дети
    Вас не оставят одних без охраны.

    В конце праздника возвращаются команды юных
    натуралистов из путешествия. Подводятся итоги,
    награждения. В заключении танцы, конкурсы, игры.
    Например, игра “Ромашка”: на больших лепестках
    ромашки записывают задания “ спеть песню о
    природе”, “ прочитать стихотворение”, “загадки
    о животных, растениях, природе” и т.д. Дети
    отрывают по одному лепестку и выполняют задания.

    Приложение

    Следующий: