Тема урока Величины, характеризующие колебательное движение 9-й класс


Цели урока:

  • Образовательная – дать определение
    основных характеристик колебаний, закрепить
    навыки работы с формулами, навыки оформления
    задач.
  • Развивающая – развивать представление
    учащихся о различных видах движения.
  • Воспитательная – продолжить формирование
    представлений о взаимосвязи явлений природы и
    единой физической картины мира, воспитывать
    умение наблюдать, слушать и делать выводы.

Оборудование:

  • для учителя
    • математический и пружинный маятники;
    • компьютер.
    • мультимедиапроектор.
    • экран.
  • для ученика

Домашнее задание: § 26, Опорный
конспект, упражнение № 24 Задача № 2.

Этапы урока:

1. Организационный момент (3 мин.)
2. Актуализация знаний (7 мин.)
3. Изучение нового материала (15 мин.)
а) амплитуда колебаний
б) период колебаний
с) частота
колебаний
4. Закрепление знаний – решение задач (10 мин.)
5. Итог урока (5 мин.)

ХОД УРОКА

Ход урока

Деятельность учащихся

1. Здравствуйте, садитесь.
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости,
огромная просьба к вам показать свои знания в
полном объёме.

2. Тема нашего урока:
Величины, характеризующие колебательное
движение.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми
величинами, которые характеризуют колебательное
движение:

  • амплитуда;
  • период;
  • частота.

– Для того, чтобы приступить к изучению новой
темы нам необходимо вспомнить материал прошлого
урока.
– Проведём опрос в форме разгадывания
кроссворда:

  • Движение, которое повторяется через
    определённый промежуток времени.
  • Как называются колебания, происходящие в
    системе без действия внешних сил.
  • Как называются колебания, происходящие в
    системе под действием внешних сил.
  • Колебательная система, состоящая из нити и
    шарика.

– Молодцы справились с заданием!
– Колебания играют большую роль в жизни
человека. Без знания законов колебаний нельзя
было бы создать часы, радио, телевизор, телефон,
компьютер.
– Эту тему не оставили без внимания поэты и
композиторы. Все вы знаете слова :
– Голубой вагон бежит, качается, Скорый поезд
набирает ход…
Или слова…

– Качает, качает, качает
Задира-ветер фонари над головой…

3. Показываем колебательную систему –
маятник, система находится в равновесии, выведем
систему из состояния равновесия, отклоняя нить
дважды на разные углы.

? Чем отличаются эти движения?
– Это расстояние и есть амплитуда колебания.
Запишем определение.

Амплитуда – это модуль наибольшего
смещения от положения равновесия.
амплитуда обозначается А
и выражается в метрах в системе СИ
Обратим внимание на характер колебаний.
Посмотрите, как выглядит полное колебание –
движение тела из крайней точки и обратно в эту
крайнюю точку.
Период – это промежуток времени, за
которое происходит одно полное колебание.

Период обозначается – Т
Единицы измерения – секунда

– Для нахождения периода нам необходимо
измерить время t наблюдения за колебаниями и
разделить его на число колебаний N.
– Запишем формулу и произведём расчет.

t – время наблюдения за колебаниями
N – число колебаний

– Чему равен период колебаний?
– Есть ещё, одна характеристика колебаний
называется частота – это число колебаний за
одну секунду.

Обозначается частота греческой буквой ? (ню).
Частота определяется по формуле , число колебаний разделить на
время, за которое произошли эти колебания.
Единица измерения названа Герц в честь немецкого
ученого Генриха Герца, за его большие заслуги в
изучении колебаний.

Частота это величина обратная периоду

.

4. Ребята, а как изменится частота, если
мы увеличим период в 3 раза?
– А если частоту увеличим в 3 раза, что произойдёт
с периодом?
– Правильно, эти величины обратно
пропорциональны друг другу.
– А отчего может зависеть частота и период
колебаний математического маятника. Предлагаю
вам эксперимент:
– Возьмём два маятника с разной длиной нити и
выедем систему из состояния равновесия. Что вы
замечаете?
– Эту зависимость мы исследуем на лабораторной
работе.
– При изучении колебаний, при решении задач на
колебательные движения часто применяется ещё
характеристика – циклическая частота
количество колебаний за 6,28 секунд – 2 секунд.

Обозначается циклическая частота греческой
буквой омега и
определяется по формуле:

Выражается в с–1

– Итак, мы познакомились с основными
величинами, характеризующие колебательное
движение.

5. Подведём итог:

– С какими величинами мы познакомились?

– Сейчас мы решим несколько задач по
пройденной теме:

1. Маятник совершил 20 колебаний за 80 секунд.
Найти период и частоту колебаний? (4с, 0,25Гц )
2. Период колебаний равен 5 с. Чему равна частота? (0,2Гц)
3. Частота колебаний равна 25 Гц. Определить
период? (0,04с)
4. Сколько колебаний совершает маятник за 40
секунд, если известно, что время одного колебания
равно 5 секунд.
(8 колебаний)
– Молодцы! Сегодня мы хорошо поработали. А вам
понравился наш урок, изобразите своё настроение
в тетради.

Встают. Приветствуют учителя.

Записывают тему урока.

Отвечают на вопросы.
(2 слайд Презентации)

Внимательно слушают.

В первом случае шарик отклонился на большее
расстояние, чем во втором.(размах больше)

Записывают определение.

Наблюдают за действием преподавателя.

Записывают определение.

Считают пять колебаний и фиксируют время этих
колебаний.



Записывают формулу

Отвечают на вопрос.
Записывают определение



Записывают формулы и единицы измерения.

Частота уменьшится в 3 раза.
Период уменьшится в 3 раза.

Внимательно наблюдают и делают выводы.

Чем больше длина нити, тем больше период
колебаний и меньше частота.

  • амплитуда
  • период
  • частота
  • фаза



Рисуют своё настроение – изобразив смайлик.




Следующий: