Тема урока: Устное народное творчество. Загадка. Литература. 3-й класс

Тема : Устное народное творчество.
Загадка.

Цель:

активизировать мыслительную деятельность
учащихся,
развивать познавательный интерес,
расширять представления учащихся об устном
народном творчестве,
познакомить учащихся с мифом,
способствовать развитию внимательности,
наблюдательности.

Оборудование:

иллюстрации всех отгадок, карточки с новыми
понятиями, корзина, овощи, большая ромашка,
плакат с загадками на фоне ромашки, учебники »
История Древнего Мира» – 6 класс, иллюстрации
русалки, поднос, расшитое полотенце, костюм
собаки; тексты загадок на изображениях различных
фигур, прикрепленных к одежде бабушки Загадушки,
плакат с определением загадки,
импровизированный огород.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Вы, наверное, заметили, что сегодня необычный
день – день Загадки. На уроке математики были
математические загадки, на уроке русского языка
– орфографические загадки. Урок литературы мы
полностью посвятим загадкам. Мы будем учиться
правильно отгадывать загадки, попробуем
составить свою, встретимся со сказочными
персонажами, поможем девочке Маше и, наконец,
сделаем вывод: что же такое загадка?

3. Сообщение учителя о загадках и мифах.

Человек начал создавать загадки в глубокой
древности. И составление загадки, и ее
разгадывание требовали пристального наблюдения
над предметами, явлениями, действиями. Загадка
развивала наблюдательность, мышление. Указывая
на различные предметы, явления, действия, загадка
не называла их однозначно: представления о мире
» одевались» в художественную, образную
форму. Поэтому и назначение загадки в разные
времена было различным .

В глубокой древности люди использовали загадку
как один из приемов тайного языка, чтобы скрыть
свои мысли и желания, чтобы уберечь от »
нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой
скот, орудия труда.(Наши далекие предки
боялись» злых духов»,» злого слова», »
сглаза» и других опасностей, которые, как им
казалось, подстерегали всюду. По их
представлениям, наибольшей опасности
подвергались люди честные, умные, положительные
качества которых подчеркивались обычно их
именами-характеристиками. В целях обмана »
злых духов» и » нечистой силы» заботливые
родители специально давали своим детям »
плохие» имена: умных и красивых мальчиков
называли Дураками и Уродами, честных и смелых-
Негодяями и Трусами, желанных и дорогих сердцу –
Нечаями. Им казалось, что » плохое» имя, как
шапка-невидимка, прикроет их ребенка от
опасности и «порчи». Следы таких »
профилактических» имен сохранились до наших в
основах современных русских фамилий типа
Нечаевы, Дураковы, Негодяевы, Глуповы, Грязновы и
в некоторых прозвищах сказочных героев, вроде
Иванушки-дурачка)

К «тайной» речи прибегали охотники,
рыболовы, земледельцы. Они называли орудия труда,
животных, охотничьи места не общепринятыми
названиями, а подставными словами, загадочными
оборотами или загадками. ( 2 ) ( 6 )

Загадка была не только «тайным языком». С
ее помощью испытывали мудрость, находчивость,
образованность человека. Загадка служила
экзаменом, и это отражено в сказках, песнях,
мифах. О сказках и песнях вы имеете
представления, а вот о мифах…

У каждого народа есть свои предположения
(легенды), которые рассказывают о происхождении
человека, о богах, богатырях, совершавших великие
подвиги во имя добра и справедливости. В этих
сказаниях глубокой старины отразились
представления древнего человека об окружавшем
его мире, где все казалось ему загадочным,
чудесным, непостижимым. Гром, смена дня и ночи.
Люди не понимали, отчего это происходит и
начинали фантазировать. Фантазия древнего
человека в образах Богов оживляла силы природы.
Особым богатством художественной фантазии
отличаются сказания народа древней Греции,
которые и называются мифами.

Я сказала, что загадка служила экзаменом. Так
вот. В древнегреческом мифе, позже отраженном в
драме Софокла «Царь Эдип» злое чудовище
Сфинкс всем загадывает одну и ту же загадку: Кто
утром ходит на четырех, в полдень на двух, вечером
на трех? Не отгадавшего постигала смерть.
Разгадал загадку только Эдип: утром на четырех –
в младенчестве передвигается человек, днем на
двух – ходит взрослый, вечером на трех – старец с
костылем. В русских русалочных песнях юношам
задаются вопросы: Что растет без кореньев?
(камень) Что цветет без цвету? (папоротник)

Что бежит без повода? (вода) В сказках загадка
нередко использовалась как сюжетный компонент
для проверки сообразительности и находчивости
персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу,
а, порой, и саму жизнь. ( 1 )

– Кто из вас, ребята, может вспомнить такие
сказки? (Р.н.с.»Поди туда – не знаю куда, принеси
то – не знаю что»,»Царевна, разрешающая
загадки», «Вещий сон», «Мудрые
ответы», «Солдатская загадка» и другие
сказки из сборника «Русские народные
сказки» в обработке А.Н.Афанасьева, 1982 г.) Вот
одна из загадок: Явись верхом, а не на лошади; не
голым и не одетым; ни с подарком, ни без подарочка.
(Заяц, сеть, птица.) Отгадки обыгрываются.

В скандинавских и немецких сказаниях загадка,
разгаданная путником, давала ему право на ночлег.

С течением времени, с развитием культуры
«тайный» язык постепенно теряет свое
значение, и загадка начинает использоваться как
развлечение, игра, проведение досуга, при этом ее
разгадывание все так же требует
наблюдательности за действиями, явлениями,
предметами и мышления.

4. Встреча с литературным персонажем.

Сегодня утром у входа в класс вас
встречала бабушка Загадушка и загадывала всем
одну и ту же загадку: Все меня толкают, а я никого
не трогаю (дверь) и отггадавшего пропускала,
предлагая при этом еще одну загадку взять с
собой.

На одежде бабушки Загадушки были прикреплены
следующие загадки:

(Приложение № 1)

5. Практикум по отгадыванию загадок.

Прежде чем приступить к отгадыванию своих
загадок, давайте поучимся их отгадывать по
памятке.



ПАМЯТКА.

  1. Выделите все признаки неизвестного объекта.
  2. Найдите связь между этими признаками.
  3. Сделайте вывод.
  4. Вот и отгадка.

Например:

Хлопотун Егорка взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся – чистый пол.

Анализ:

1. Хлопочет, убирается, пляшет по комнате, а
потом чисто.
2. Пол чистый после того, как его помоют, подметут,
пропылесосят. Егорка – он. Пылесос или веник.
Более свободно «гуляет» по комнате веник.
3. Это веник.

А вот другая загадка:

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.

Что надо искать? Цветок, но не обычный, а такой,
который может вспорхнуть и улететь. Значит,
цветок «летает». Каков он? У него четыре
лепестка, они шевелятся. Это похоже на крылышки.

Отгадка: бабочка.

6. Чтение детьми своих загадок (Приложение
№ 1) и обосновывание ответов. (Приложение
№ 2)

7. Театрализованное представление «Волшебный
огород».

Участвуют:

девочка Маша,
бабушка Загадушка (далее Б.З.),
песик Черный носик (далее П.Ч.Н.).

Огород: сидит Б.З., рядом с нею песик Черный
носик. Неожиданно появляется Маша с корзинкой.

Маша: Здравствуйте, бабушка! Мне нужны для
обеда разные овощи. Можно их взять в огороде?

П.Ч.Н.:Ав-ав-ав! Гав-гав-гав!

Б.З.: Мой огород богатый. Растут в нем и
капуста, и морковь, и лук, и репка, и сладкий
горошек, и зеленый огурчик. Только взять их
нелегко. Хитрый волшебник спрятал их в загадки,
назвал именами людей и посадил П.Ч.Н. стеречь
огород. Кто отгадает эти загадки, того П.Ч.Н. в
огород и пустит.

Маша:Что же мне делать? Я не умею отгадывать
загадки.

Б.З.: А ты ребят попроси. Они смышленые, живо
отгадают.

Маша: Ребята, вы мне поможете? (Дети с
радостью соглашаются.)

Б.З.: Тогда слушай, девица-красавица, первую
загадку. В моем огороде тоже есть красавица.
Отгадай какая: Сидит девица в темнице, а коса на
улице. Отгадай и все объясни, что это за девица,
какая у нее темница и что у нее за коса.

Маша и дети: Это морковь. Темница- это земля,
в которой находится корнеплод, а коса- ботва,
которая над землей, на улице.(Как только дети
вместе с Машей отгадают загадку и все объяснят,
П.Ч.Н. поможет Маше выдернуть морковь и показать
ее всем детям.)

Б.З.:А как зовут тебя, девица-красавица?

Маша: Машей.

Б.З.: У меня в огороде тоже есть
Маша. Отгадай какая: Надето на Машу сто рубашек.
Что это за Маша и какие, у нее рубашки?

Маша и дети: Маша – она, сто рубашек
на огороде у кочана капусты. Это капуста.

(П.Ч.Н. показывает Маше, где растет капуста.)

Б.З.: Народу у меня- полон огород! Узнай, кто
сидит на грядке: Сидит Федосья, распустив
волосья.

Маша и дети: На волосы похожи перья лука, а
Федосья- это луковица .

П.Ч.Н. помогает Маше выдернуть желтую луковицу с
длинными перьями.

Б.З.: А вот эту теперь отгадайте: Скинули с
Егорушки золотые перышки, заставил Егорушка
плакать и без горюшка.

Маша: Эту загадку я и сама отгадаю, потому
что от этого Егорушки самой не раз приходилось
плакать. Это лук.

Б.З.: Молодцы, ребята! Перехитрили
волшебника, все его загадки отгадали и помогли
Маше целую корзину овощей набрать. Маша
приготовит обед для своих кукол-подружек, а вас,
детки, угощу я.

(Вместе с П.Ч.Н. Б.З. угощает ребят.)

Б.З.: Только не зря я зовусь Б.З.. Это блюдо
тоже волшебное. Чтобы взять с него овощ, надо
сказать про него загадкой. Что бы ты хотел
попробовать? Чем бы угостил своего друга? ( 3 )

Дети вспоминают загадки или придумывают свои.

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(морковь)

Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(редис)

Семьдесят одежек, и все без застежек.
(капуста)

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом … .
(картошка)

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(лук)

Летом в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?..
(огурцы)

Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий,
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий.
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
(горох) ( 3 )

8. Составление загадки.

Теперь попробуем сами составить загадку о
ромашке (учащимся предлагается рассмотреть
иллюстрацию огромной ромашки).

– На что похожа ромашка, ее отдельные элементы?

– С чем можно сравнить?

Ответы учащихся: серединка цветка похожа на
солнышко, лепестки- на лучики, а стебелек похож на
тоненькую ножку.

Предполагаемая загадка: На тоненькой ножке
сияет золотое солнышко с белыми лучами.

Вы составили загадку. Есть ли у нее
автор? Нет, так как составляли вместе, значит, эта
загадка народная. Вот и мы с вами внесли
маленькую частичку в устное народное творчество.

А вот какие загадки уже составлены о ромашке:

Шел я утром по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.

Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?

Белая корзинка –
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.

9. Вывод.

– Что такое загадка?

Загадка – это краткое описание предмета или
явления, заключающее в себе замысловатую задачу.

10. Подведение итогов.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Ответы учащихся: Сегодня на уроке мы узнали, как
возникла загадка, как использовали ее древние
люди. Учились правильно отгадывать загадки. Сами
составили загадку о ромашке.

Использованная литература.

  1. Годер М.С. История Древнего мира. М.: Просвещение,
    2005.
  2. Детская энциклопедия. М.: Детская книга. 1978, том
    10, с.27-36.
  3. Илларионова Ю.П. Учите детей отгадывать загадки,
    1985.
  4. Пушкин А.С. Руслан и Людмила. М.: Просвещение, 1999.
  5. Русские народные сказки. Сборник в обработке
    А.Н.Афанасьева, 1982.
  6. Угрюмова А.Д.. Русские имена, 1970.



Следующий: