Тема урока: Условия для роста растений: солнце, воздух и вода


ТИП УРОКА:

комбинированный.

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ:

познание мира,
математика.

ТЕХНОЛОГИИ:

развивающее обучение.

ЦЕЛЬ:

расширить кругозор учащихся.

ЗАДАЧИ:

  1. Повторить группы растений, познакомить
    учащихся с условиями для жизни растений.
  2. Развивать логическое мышление, память,
    воображение, речь.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

словесные,
частично-поисковые, наглядные.

ОБОРУДОВАНИЕ:

схемы и таблицы на развитие
логического мышления, изображения солнца,
деревьев, кустарников, трав, животных, календарь
настроения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент, психологический
настрой.

Долгожданный дан звонок —

Начинается урок.

II. Повторение пройденного материала.

Упражнение на развитие логического мышления.

- Повторение изученного материала мы начнём с
интересного задания. Сейчас я прочитаю
отрывки-описания о растениях, которые вы должны
будете отгадать.

1) “В индейские вигвамы пришла тревожная весть:
“В долине Семи озёр появилась неведомая трава!
Листья гладкие да круглые. А посреди них — хвост
торчит. Не трава страшна, страшен тот, кто её
занёс в наши края, — мрачно сказал вождь племени.
…А растение это очень полезное”.

КЛЕВЕР — 4

ПОДОРОЖНИК — 6

ОДУВАНЧИК — 8

(Дети высказывают свои предположения.)

- Чтобы точно узнать, о каком растении идёт речь,
мы должны найти “ключ”.

- Какая существует связь между числами и
рисунком в первой строке?

- К числу 3 нужно прибавить количество
треугольников – 4, получится 7.

- Проверим своё предположение во второй строке:

- К числу 2 нужно прибавить количество кругов –
3, получится 5.

- Принимая закономерность, найдём ответ — “ключ
на наш вопрос:

- К числу 5 прибавим количество прямоугольников
– 1, получится 6 – это “ключ”.

- Вы отгадали – числу 6 соответствует слово ПОДОРОЖНИК.

(На доске появляется рисунок подорожника.)

- Молодцы! Скажите, к какой группе относятся все
эти растения? (К травам.)

- Чем отличаются травы от деревьев? (Ответы
детей.)

- Следующее задание: вы должны отгадать, о каком
дереве идёт речь?

Сколько песен, стихов сложено об этом
растении. Часто оно употребляется в сказках,
песнях, загадках. Из древесины делают прекрасную
фанеру, лыжи, мебель, сувениры. А весной, если на
коре сделать насечку, оно заплачет и напоит
вкусным и полезным соком”.

РЯБИНА — 8

КЛЁН — 7

БЕРЁЗА — 6

- Какая существует связь между числами и
рисунком в первой строке?

- Проверим своё предположение во второй строке:

- Принимая закономерность, найдём ответ — “ключ
на наш вопрос:

- Итак, числу 6 соответствует слово БЕРЁЗА.

(На доске появляется рисунок берёзки.)

- К какой группе относятся эти растения? (К
деревьям.)

- Нам предстоит разгадать ещё одну загадку.

“Этот кустарник знаком многим из нас: у него к
осени созревают вкусные орехи. Орешки привлекают
не только человека, ими питаются некоторые
животные, обитающие в лесу, — белки, лесные мыши”.

ЛЕЩИНА — 3

МАЛИНА — 2

СИРЕНЬ — 1

- Определите, какая существует связь между
рисунком и числами? Как вы считаете, стрелки,
направленные вниз, помогут нам увеличить или
уменьшить число?

- Проверим своё предположение во второй строке.

- Принимая закономерность, назовите искомое
число.

- Итак, числу 3 соответствует слово ЛЕЩИНА.

(На доске появляется рисунок лещины.)

- Как называется эта группа растений?
(Кустарники.)

- Чем кустарники отличаются от деревьев?

- Ребята, а теперь скажите, что общего у всех
этих растений? (Ответы детей.)



III. Постановка учебной проблемы, активизация
познавательной деятельности.

(Детям было дано домашнее задание – найти
дополнительный материал о воде, солнце, воздухе.)

1. Игра “Вопрос — ответ”.

(Дети задают вопросы учителю, отгадывают слово
“солнце”.)

Например:

- Это одушевлённый или неодушевлённый предмет?

- Какого он цвета?

- Какую пользу он приносит? И т.д.

- Ребята, какое значение имеет солнце для
растений? (Ответы детей.)

- А кто может рассказать о солнце какие-либо
дополнительные сведения?

(На доску прикрепляется рисунок солнышка.)

- Солнце даёт Земле свет и тепло.

2. Мини-дебаты.

- Ребята, солнце может принести не только
пользу, но и вред. Давайте поспорим о пользе и
вреде солнца.

(Дети делятся на две группы и высказывают своё
мнение — за и против.)

3. Игра “Типография”.

- Зачеркните все заглавные буквы и прочитайте
слово:

Щ

О в У о Д Т з А Е д Б И у
Г х Э (Воздух.)

- Ребята, как вы думаете, растениям нужен воздух?

- Кто может дополнить?

- Давайте проведём маленький эксперимент:
задержим дыхание. Долго ли мы смогли
продержаться?

- Листья растений поглощают углекислый газ,
который мы с вами выдыхаем. Этот газ выбрасывают
и заводы и фабрики. Когда его очень много — это
вредно. Растения забирают этот газ и тем самым
защищают нас с вами.

- Ребята, а в нашем посёлке есть предприятия,
которые загрязняют воздух? (Ответы детей.)

- Ребята, а я могу поместить рисунок воздуха на
доске? Почему?

4. Задание “Найди ошибки”.

“Прекрасно время года — лето! Печёт солнышко,
земля покрыта пушистым белым покрывалом из
снега”. (Ответы детей: летом не бывает снега,
потому что тепло.)

“Рады зиме дети! Можно поплавать в море,
покататься на лыжах с горки, побегать под тёплым
грибным дождиком”. (Ответы детей.)

- Ребята, скажите, а что такое снег и откуда он
берётся?

- Как вы думаете, снег нужен для растений?

- Много снега — много хлеба. Снег — это замёрзшая
вода, которая также необходима растениям.

5. Мини-дебаты.

(Дети высказывают своё мнение о вреде и пользе
воды.)

(На доске появляется рисунок озера)

- Что появилось у нас на доске? (Растения,
солнышко и озерцо.)

- Какой вывод можно сделать: без чего не смогут
существовать растения?

- Правильно, ребята. Для растений необходимы
солнце, воздух и вода. А чтобы они хорошо росли,
нужны “витамины”, т.е. минеральные вещества.

- А для человека и животных нужны растения?

- Правильно. Всё в природе взаимосвязано.

IV. Физ. минутка.


Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Вниз опустили, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Руки сложили назад.

V. Закрепление пройденного.

- Ребята, давайте составим “цепочку”, которая
показывает, как связанны между собой растения,
животные и человек.

(Дети составляют из картинок “цепочки”.)

- Растения, животные, насекомые, птицы – великий
дар природы, и каждый человек должен помнить о
бережном отношении к ним. Нельзя нарушать
цепочку, которую мы сегодня составили.

VI. Итог урока.

- Что необходимо для роста растений?

- Солнце, воздух, вода.

- Посмотрите на доску. У нас получился красивый
пейзаж: солнышко, растения, озеро. Природа очень
хрупкая, и мы должны беречь её.

VII. Рефлексия.

- На ваших партах лежат листочки. Раскрасьте их,
используя календарь настроения. Какое
настроение у вас возникло в конце урока?

(Жёлтый – радость, красный – беспокойство,
чёрный – грусть.)

- Спасибо за урок.




Следующий: