Тема урока: Урок знаний – 1 сентября. 4-й класс


1 сентября в 4 классе.

Цели:

развивать у учащихся познавательный
интерес к народам разных стран, их традициям,
культуре;
развивать воображение, творческие способности;
воспитывать патриотические чувства к Родине,
любовь к семье, к окружающему миру.

Оборудование: карта России,
картины и слайды с изображением национальных
костюмов, людей разных народов, ватман, краски,
мяч, ТСО.

По доброй традиции первый в новом
учебном году звонок зовёт на урок Знаний.

Он приглашает всех ребят в огромный и
загадочный мир – мир знаний. Он напоминает о том,
что каждый, переступивший сегодня порог школы,
стал на год взрослее.

1 ученик:

Звенит звонок,
Рассыпав смех весёлый,
Истосковался
В летний час по нас.

2 ученик:

День добрый, школа,
Дорогая школа!
День добрый,
Наш уютный,
Светлый класс!

3 ученик:

Опять ребят
Зовёшь ты на рассвете –
Счастливых,
Загорелых,
Озорных.

ВСЕ:

«Мы снова вместе, дети!» –
И нас встречаешь,
Как друзей своих.

НА ДОСКЕ: (Во время работы со
стихотворением используется презентация)

«Российская семья».

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один– рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А РОДИНА РОССИЯ
У нас у всех одна.

– О какой Российской семье говорится?

– Найдите все непонятные слова.

– Кто такие одни? Другие?

– Что такое черкеска? (Найдите это
слово в словаре Ожегова.)

– Какие бывают халаты? Когда их
надевают? Почему в халатах?

– Что значит с рожденья рыбак?
Оленевод?

– Что такое кумыс? Из чего его готовят?

– Как готовят мёд?

– Что значит милее осень? Весна?

– Как понимаете: язык свой и наряд?

– Почему народов много, а Россия одна?
Как понимаете?

Учитель дополняет.

Каждый народ имеет свои традиции и
обычаи, которые живут в веках и передаются из
поколения к поколению. В традициях отражаются
быт, взаимоотношения, кухня, культура, другими
словами — особенности и своеобразие данного мира.

– Что такое культура? Культурный
человек?

КУЛЬТУРА – это способ жизни людей, в
рамках этого народа .Всякая культура несёт
внутри себя определённый образ жизни, основанный
на системе ценностей

(мифы, сказки, легенды, ритуалы, игры.)

– Найдите в словаре Ожегова понятие –
культура.

Несходство людей разных
национальностей проявляется не только в языке,
но и в костюмах, предметах быта, праздниках,
танцах, фольклоре.

Костюм – важный элемент народной
культуры. Национальные костюмы бережно хранятся
и передаются из поколения в поколение.
(Демонстрация костюмов и людей разных
национальностей.)

– Как вы думаете, почему в конце
стихотворения фотография нашего класса?

– Можно сказать, что наш класс – СЕМЬЯ?

– Что значит семья? дом?

– Какие бывают дома? Кто живёт в домах?

– А какие слова вспоминаются, когда мы
говорим слово «ДОМ?»

(Мама, папа, тепло, уют и т. д.)

– Чем красен дом? Что вам больше всего
нравится в вашем доме? Что нужно делать, чтобы дом
был всегда светлым, радостным, счастливым?

СВОЙ ДОМ НУЖНО ЛЮБИТЬ И БЕРЕЧЬ!

– Как вы думаете, почему?

– А наш класс– это дом?

(Дети стоят по кругу и держатся за руки;
звучит мелодия.)

– Посмотрите, друг на друга,
улыбнитесь друг другу. Закройте глаза,
возьмитесь за руки и послушайте меня.

«Другой человек – есть радость для
тебя…

Окружающий мир – есть радость для
тебя.

Ты всегда радость для другого.

Уважай, люби. Всё, что на Земле, – это
чудо!»

Прислушайтесь к звукам в нашей
комнате, к звукам, доносящимся с улицы. Послушаем
своё дыхание! А теперь, почувствуем свою правую
руку, а в ней – руку соседа; левую руку и руку
соседа слева.

Представьте, что через руки бежит
невидимый ручеёк. Этот ручеёк в виде тепла,
доверия, поддержки друг друга. Постарайтесь
запомнить это ощущение в руках, сохранить его.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

/Дети на ватмане обводят свою руку и
подписывают, раскрашивают./

«ЛАСКОВОЕ ИМЯ».

– Вспомните, как вас ласково зовут
дома?

/Ребенок бросает мяч другому ребенку и
называет свое имя, а другой должен постараться
запомнить/.

– А как папа ласково называет маму? А
мама папу?

МОЕ КРАСИВОЕ ИМЯ.

Ярким фломастером написать свое имя на
листе бумаги. Разрисовать, украсить своё имя так,
чтобы получилось очень ярко и красиво.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

– Дополни. « Мой дом самый …, потому
что…»


Следующий: