Тема урока: Умножение на 1

Цель урока: формирование умения
использовать частные случаи умножения на 1.

Задачи урока:

  • Обучающие:
    • актуализировать знание смысла действия
      умножения, переместительного свойства
      умножения;
    • установить частные случаи умножения с 1 на
      основе переместительного свойства умножения и
      обеспечить их усвоение;
    • закрепить навыки устных и письменных
      вычислений, умения анализировать и решать
      задачи.
  • Развивающие:
    • формировать познавательную мотивацию на основе
      эмоциональной и социальной мотивации
      посредством содержания и вариативности заданий;
    • развивать логическое мышление: мыслительные
      операции (анализ, синтез, классификацию,
      сравнение, аналогию, обобщение);
    • развивать адекватную самооценку и
      самоконтроль;
    • развивать речь учащихся на основе
      математических терминов и понятий;
    • развивать умения учебного сотрудничества со
      взрослым, со сверстниками, с самим собой; желание
      общаться; доброжелательное отношение друг к
      другу; умение принимать единое решение во время
      групповой формы работы (коммуникативные навыки);
    • создать условия для сохранения психического и
      физического здоровья учащихся на уроке
      посредством здоровьесберегающих технологий,
      форм и методов обучения.
  • Воспитывающие:
    • воспитывать добросовестное отношение к труду, к
      учению.

Средства:

1. Учебник М.И. Моро «Математика» 3 класс
(учитель, учащиеся).
2. Демонстрационный материал: эталон действия
умножения, эталон переместительного свойства,
правило умножения на 1 (учитель).
3. Методы: деятельностный, проблемный,
частично-поисковый.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Мотивация к учебной
деятельности

Математика – царица всех наук

– Скажите почему так говорят?
– Давайте вспомним, с какими темами вы
работали на прошлом уроке и дома? (Вычисление
площади прямоугольника, сравнение выражений,
переместительное свойство умножения)

– Что объединяет все эти темы? (Все эти темы
связаны с действием умножения)

– Верно. Сегодня вы продолжите работать с
умножением, и еще вас ждет открытие, что-то
совершенно новое, связанное с этой темой. А с вами
мы отправимся в зоопарк, где выполним задания для
разминки.

2. Постановка учебной задачи

1) Индивидуальная работа (тесты – проверка
таблицы умножения и деления на
дополнительных компьютерах)

2) Задания на развитие внимания

– Что интересного в записанных числах? (Записаны
разными цветами; все «красные» числа – четные, а
«синие» – нечетные.)

– Какое число лишнее? (10 – круглое, а остальные
нет; 10 – двузначное, а остальные однозначные; 5 –
повторяется два раза, а остальные – по одному.)

– Закрою число 10. Есть ли лишнее среди остальных
чисел? (3 – у него нет пары до 10, а у остальных
есть.)

– Найдите сумму всех «красных» чисел и запишите
ее в красном квадрате. (30.)
– Найдите сумму всех «синих» чисел и запишите ее
в синем квадрате. (23.)
– На сколько 30 больше, чем 23? (На 7.)
– На сколько 23 меньше, чем 30? (Тоже на 7.)
– Какое действие использовали? (Вычитание.)

3. Интеллектуальная разминка

Фронтальная работа с классом

Работа с лабиринтом

– Какова площадь клетки, если ширина её 5
м
, а длина 7 м.
– Найдите закономерность и узнаете, какая самая
длинная

Кобра –
36
Питон –
25
Анаконда – 30

– Какая птица летает выше всех?

Ястреб – 4
Сокол – 3
Орёл – 7

Чтобы поужинать, волку достаточно 2 кг мяса, но
если он голоден, то может съесть в 5 раз больше.
Сколько мяса может съесть голодный волк?

4. Изучения нового материала

Учитель на доске записываю пример: 4 • 3

– Как можно вычислить произведение с помощью
сложения? (4 + 4 + 4 = 12)
– Запишите ещё два примера:

4 · 2 =
4 · 1 =

И самостоятельно замените умножение сложением.
(4 · 2 = 4 + 4 = 8 4 · 1 = ?)

– Я вижу, у некоторых ребят возникли
затруднения. Давайте проверим вашу работу.
Удалось ли заменить сложением последний пример? (Нет)
– Это особый случай. Нельзя взять число
слагаемым 1 раз. Для этого специально
договорились действовать по правилу, которое
нужно запомнить: при умножении любого числа на 1,
получается то число, которое умножали.
(Карточка-помогайка а · 1 = а)
– Сколько получилось в последнем примере? (4)
– Какую цель поставим перед собой на уроке?
(Научиться умножать числа на 1)

5. Работа с учебником

– Откройте учебник на с.72. Прочитайте
правило в красной рамке. (а · 1 = а)
– Расскажите, какое число получается при
умножении на 1. (то, которое умножали)
– Приведите свои примеры. (5 · 1 = 5, 14 · 1 = 14 и т.д.)
– №1, с.72 – устная работа, счёт «цепочкой».

6. Физкультминутка

Хорошо поработали, пора и отдохнуть.
В зоопарке два зайчонка
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Влево, вправо наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкульт-привет.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.

7. Работа над пройденным материалом

Решение текстовых задач

а) .№3 с.72 (коллективный разбор, составление
краткой записи)

1) Прочитайте условия задачи.
2) Подумайте, как записать задачу кратко.
3) Выберете главные слова для краткой записи. (Груши,
яблоки)

Яблоки – 36 кг
Груши – ? кг, в 4 раза меньше на ? кг меньше

– Что сказано о грушах? (Неизвестно, но
сказано, что в 4 раза меньше)

– Что надо узнать в задаче? (На сколько кг груш
привезли меньше.)

– Можно сразу сравнивать? (Нет, не знаем
сколько груш.)

– Можете узнать, сколько было груш? (Да.)
– Как? (Делением.)
– Вспомните правило. Как узнать, на сколько одно
число меньше другого? (Из большего вычесть
меньшее.)

Решение задачи запишите самостоятельно.

б). Учитель читает задачу.

Одна сторона прямоугольника равна 7 м, а
другая – 4 м.

– Можно ли данную запись назвать задачей? (Нет,
так как записано лишь условие задачи.)

– Что не хватает в задаче? (Вопроса.)
– Какие вопросы можно поставить к задаче? (Найти
периметр прямоугольника? Найти площадь
прямоугольника?)

– Как найти периметр прямоугольника? (Чтобы
найти периметр прямоугольника, нужно сложить
длины всех сторон прямоугольника.)

– Как найти площадь прямоугольника? (Чтобы
найти площадь прямоугольника , нужно длину
умножить на ширину)

– Запишите решение задачи в тетради
самостоятельно. (Учащиеся выполняют задание в
рабочих тетрадях.)

Первый выполнивший самостоятельно задание в
тетради, записывает решение на доске.

P = 7 + 4 + 7 + 4 = 22 (см)
S = 7 · 4 = 7 + 7 + 7 + 7 = 28 (см2)

– Что можно изменить в условии и вопросе
задачи, чтобы она соответствовала «новому
открытию»? (Пусть длина прямоугольника 7м, а
ширина 1м. Найти площадь прямоугольника.)

Запишите решение к новой задаче
самостоятельно.

S = 7 · 1 = 7 (см2)

в) А теперь поиграем в «пустяки». Посмотрите №2
на странице 72 и поднимите руки те, для кого сущий
пустяк выполнить это задание. Докажите это и
выполните. Запишите самостоятельно.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Какую цель вы ставили пред собой на данном
уроке? (Открыть правило умножения на 1.)
– Вам удалось достичь цели? (Да.)

9. Домашнее задание: стр.72, №4,
наберите код избушки. Творческое задание:
составить и решить свои примеры на умножение с 1.

– Урок окончен, спасибо за работу!

Приложение 1

Приложение 2

Следующий: