Тема урока Средства гигиены и косметика в химии


Тип урока: урок обобщения и коррекции
знаний, умений и навыков.

Цель:

в занимательной форме обобщить и
закрепить знания о карбоновые кислотах, сложных
эфирах, жирах.

Задачи урока

:

образовательная:

обобщить и закрепить
знания о карбоновые кислотах, сложных эфирах,
жирах;

развивающая:

развитие и закрепление
навыков составления названий по формуле,
составления формул и написания химических
уравнений;

воспитательная:

формирование здорового
образа жизни, эстетическое воспитание,
практическое значение знаний по химии.

Методы:

групповой, эвристический.

Структура урока

Ведущий на уроке — учитель.

Назначаются 2 “купца”, которые готовят “лоты”
и “банкир”. Остальные учащиеся разбиваются на 2
“акционерных общества” по 4 человек в каждом.
Среди них назначается “президент”. Каждый
“купец” готовит по 2 “лота” (задания). Оценку
ответов учащихся дают “купцы”.

Ведущий объявляет об открытие аукциона,
представляет “купцов”, “банкира”,
“президентов акционерных обществ”. Затем
ведущий поочередно дает слово “купцам” для
представления “лотов” (заданий).

ЛОТ — 1. Проверка платёжеспособности

Проверка “акционерных обществ” на
“платежеспособность”, т.е.подготовленность
учащихся по данной теме. Максимальная оценка 10
баллов. 1 правильный отвеет – 1 балл.

“Лот” представляет собой 10 вопросов, на
которые нужно дать односложный ответ “да” или
“нет”. Первый “купец” читает вопросы “лота”,
члены “акционерных обществ” при ответе “да” -
поднимают руки, при ответе “нет” — не поднимают.
Учет количества поднятых рук по каждому вопросы
ведут заранее подготовленных первым “купцом”
карточках.

1. Этанол относится к классу спиртов

2. Характерный запах плодам растений придают
сложные эфиры.

3. Жиры относятся к классу карбоновых кислот.

4. Реакция этерификации приводит к образованию
спирта.

5. В состав жидкого жира входят непредельные
карбоновые кислоты.

6. Функциональная группа карбоновых кислот
называется карбоксильной.

7. При окислении альдегида образуется
карбоновая кислота.

8. в состав жиров входит трехатомный спирт
глицерин.

9 Реакция взаимодействия жира со щелочью в воде
называется омылением.

10. Муравьиную кислоту в медицине называют
нашатырным спиртом.

Подсчет количества правильных ответов и
среднего балла по собранным карточкам
осуществляет первый купец и сведения передает
“банкиру” для сводной таблицы

ЛОТ — 2. Зубная паста

Второй “купец” представляет задания. Время на
подготовку ответов — 3 минут; максимальная оценка
— 2 балла. За правильное дополнение или
исправление другое общество может получить
поощрение в виду 1 балла.

Задание акционерным обществам.

1) К какому классу относится данное соединение?



2) Как оно называется?

Оценку ответов производит второй “купец” и
передает “банкиру” для заполнения сводной
таблицы.

ЛОТ — 3. Дезодоранты

Готовит и представляет первый “купец”. Время
на обсуждение 5 минут. Максимальное количество
баллов — 3.

Задания для акционерных обществ.

Назовите классы перечисленных соединений и
запишите их формулы:



1) глицерин;

2) формальдегид.

За правильное дополнение или исправление
другое “акционерное общество” получает
поощрение — 1 балл. Первый “купец” оценивает
ответы и результаты, а затем передает “банкиру”
для сводной таблицы.

ЛОТ — 4. Лак для ногтей

Готовит второй “купец”. Время на обсуждение 5
минут. Максимальное количество баллов — 3.

Задания для акционерных обществ. Назовите
классы и общие физические и химические свойства
данных веществ, на которых основано их
применение:

1) амиловый эфир уксусной кислоты

2) ацетон

ЛОТ — 5. Чёрный ящик



“Акционерным обществам” необходимо по
описанию, сделанному первым “купцом”,
определить, что находиться в “черном ящике”.

Зевс поручил сыну троянского царя Парису
рассудить между собой богинь Геру, Афину и
Афродиту, спорящих о том, кто является первой
красавицей на Олимпе. Призом стало яблоко,
которое в итоге Парис вручил Афродите. Однако
вскоре разгорелся скандал: победительницу
уличили в жульничестве. Какое косметическое
средство применила Афродита?

Время на
обдумывание — 5 минуты. “Акционерное общество”,
первым угадавшее содержание, получает 4 балла,
остальные — 0.

ЛОТ — 6. Кроссворд

Расшифровка кроссворда. Максимальное
количество баллов – 9. Представляет второй
“купец”. По истечению 8 минут “купец” объявляет
результаты.

Ведущий объявляет, что все “товары” проданы,
аукцион закрывается. “Банкир” заканчивает
подсчет баллов и объявляет результаты аукциона.
Сводная итоговая таблица результатов аукциона
позволяет преподавателю провести анализ
усвоения темы.

По вертикали:

1. Перевод греческого слова . Органическое
кислородсодержащее соединение.

2. Получение сложных эфиров из кислот и спиртов.
Реакция обратима.

3. Жаропонижающее и болеутоляющее средство –
ацетилсалициловая кислота.

4. Обменная реакция между веществами и водой с
образованием различных соединений (кислот,
оснований и др.).

5. Эфиры, которые получают методом этерификации,
т.е. при взаимодействии карбоновых кислот со
спиртами.

6. Агрегатное состояние жиров, главная
составная часть которых непредельные кислоты,
определяющие такое их состояние за счет наличия
двойных связей в углеводородных радикалах.

7. Реакция присоединения молекулярного
водорода к органическим соединениям в
присутствии катализаторов.

8. Французский химик и государственный деятель,
автор многочисленных работ по органической
химии, термохимии, агрохимии, истории химии и др.
Синтезировал огромное число органических
соединений, среди которых метан, этилен,
ацетилен, бензол, нафталин, фенол, этиловый спирт,
муравьиная кислота, аналоги природных жиров и др.

9. Органические соединения, полные сложные
эфиры глицерина и высших одноосновных
карбоновых кислот. Бывают растительного и
животного происхождения. Наряду с углеводами и
белками входят в состав клеток всех растений и
животных. В организме они являются основными
источниками энергии.

Приложение 1

Приложение 2




Следующий: