Тема урока Различные сопротивления в цепи переменного тока

Цель урока.

  1. Сформировать знания учащихся о различных видах
    сопротивлениях в цепи переменного тока,
  2. Развивать элементы творческой деятельности
    учащихся на уроке,
  3. Воспитывать активную жизненную позицию.

Учебно-наглядные пособия и оборудование

1. Плакаты:

а) цепь переменного тока с активным
сопротивлением;
б) цепь переменного тока с индуктивным
сопротивлением;
в) цепь, переменного тока с емкостью;
г) цепь переменного тока с активным, индуктивным
и емкостным сопротивлениями.

3. Электрические лампы.

4. Индуктивные катушки, различные виды обмоток.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного материала.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Обобщение изученного материала.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

Презентация

Организационный момент

Проверяю отсутствующих, внешнее состояния
группы и рабочих мест учащихся, создаю
психологический настрой учащихся и рабочую
обстановку на уроке.

Повторение изученного материала

Для определения уровня усвоения предыдущего
материала, предлагаю учащимся написать
самостоятельную работу, задание которой
соответствует уровню В.

  1. Что называется периодом?
  2. Что такое амплитуда?
  3. Что называется частотой переменного тока?
  4. Какой частоты вырабатывается переменный ток?
  5. Какой зависимостью связаны период и частота?
  6. Какими буквами обозначаются частота и период?
  7. Какое явление получило название
    электромагнитной индукции?
  8. От чего зависит величина индуктивной
    электродвижущей силы (эдс)?
  9. Прокомментировать выражение E–Blv.
  10. Кем и когда было открыто явление
    электромагнитной индукции?

Затем предлагаю заслушать сообщения учащихся,
подготовивших информацию по дополнительной
литературе.

План изложения материала:

  1. Цепь переменного тока с активным
    сопротивлением.
  2. Цепь переменного тока с индуктивностью.
  3. Емкость в цепи переменного тока.

Вопрос 1.

Цепь переменного тока с активным
сопротивлением.

Даю определение активного сопротивления,
демонстрируя учащимся образцы: электрические
лампочки различных типов и напряжений,
электронагревательные элементы бытовых
приборов, школьные реостаты.

Предлагает рассмотреть цепь переменного тока,
в которую включено одно активное сопротивление,
и нарисовать ее в тетрадях. После проверки
рисунка рассказываю, что в электрической цепи
(рис. 1, а) под действием переменного напряжения
протекает переменный ток, изменение которого
зависит от изменения напряжения. Если напряжение
увеличивается, ток в цепи возрастает, а при
напряжении, равном нулю, ток в цепи отсутствует.
Изменение направления его также будет совпадать
с изменением направления напряжения

(рис. 1, в).

Рис 1. Цепь переменного тока с активным
сопротивлением: а – схема; б – векторная
диаграмма; в – волновая диаграмма

Графически изображаю на доске синусоиды тока и
напряжения, которые совпадают по фазе, объясняя,
что хотя по синусоиде можно определить период и
частоту колебаний, а также максимальное и
действующее значения, тем не менее построить
синусоиду довольно сложно. Более простым
способом изображения величин тока и напряжения
является векторный.

Для этого вектора напряжения (в масштабе)
следует отложить вправо из произвольно
выбранной точки. Вектор тока преподаватель
предлагает учащимся отложить самостоятельно,
напомнив, что напряжение и ток совпадают по фазе.
После построения векторной диаграммы (рис. 1, б)
следует показать, что угол между векторами
напряжения и тока равен нулю, т. е. ? = 0. Сила тока в
такой цепи будет определяться по закону Ома:

Для закрепления данного вопроса задаю учащимся
следующие вопросы:

1. Какое сопротивление называется активным?

2. Как будет изменяться ток по величине, если
напряжение увеличивается?

3. Учащиеся решают разноуровневые задачи по
определению активного сопротивления.

4. Почему на векторной диаграмме ток и
напряжение отложены в одном и том же направлении?

Убедившись, что учащиеся усвоили эту часть
материала, приступаю к объяснению следующего
вопроса.

Вопрос 2

. Цепь переменного тока с индуктивным
сопротивлением

Рассмотрим электрическую цепь переменного
тока (рис. 2, а), в которую включено индуктивное
сопротивление. Таким сопротивлением является
катушка с небольшим количеством витков провода
большого сечения, в которой активное
сопротивление принято считать равным 0.

Рис. 2. Цепь переменного тока с
индуктивным сопротивлением

Вокруг витков катушки при прохождении тока и
будет создаваться переменное магнитное поле,
индуктирующее в витках эде самоиндукции.

Согласно правилу Ленца, эде индукции всегда
противодействует причине, вызывающей ее. А так
как эде самоиндукции вызвана изменениями
переменного тока, то она и препятствует его
прохождению.

Сопротивление, вызываемое эде самоиндукции,
называется индуктивным и обозначается буквой xL.
Индуктивное сопротивление катушки зависит от
скорости изменения тока в катушке и ее
индуктивности L:

где ХL– индуктивное сопротивление, Ом; – угловая
частота переменного тока, рад/с; L–индуктивность
катушки, Г.

Угловая частота == ,
следовательно, .

Для закрепления понятия об индуктивности
преподаватель может вызвать одного-двух
учащихся к доске для решения примеров. Примеры
соответствуют уровню В.

Пример. В цепь переменного тока включена
катушка с индуктивностью L = 0,4T. Определить
индуктивное сопротивление катушки, если частота = 50 Гц.

Решение.
2-3,14.50.0,4= 125,6 Ом. Для сравнения можно определить при = 200 Гц: = 2-3,14.200-0,4 = 502,4
Ом.

Сравнивая эти результаты, показываю, что с
увеличением частоты переменного тока
индуктивное сопротивление катушки повышается, а
при уменьшении убывает; / = 0, т. е. при постоянном
токе индуктивное сопротивление отсутствует.

Здесь уместно задать учащимся вопросы:

1. Какое сопротивление называется индуктивным?

2. В каких случаях сопротивление бывает большим
или меньшим?

3. Учащиеся решают задачи на определение
индуктивного сопротивления, уровней А,В.

Следующий этап урока – построение диаграмм.
Для этого рисую на доске синусоиду переменного
тока в осях координат х и у (рис. 5,6), напоминая
учащимся, что эдс самоиндукции направлена
навстречу току, и, следовательно, если ток
уменьшается (точки 2 и <3), то электродвижущая
сила самоиндукции будет возрастать. В тот момент,
когда ток равен нулю, эдс будет иметь
максимальное значение (точка 7). Такая же
зависимость и в других точках синусоиды. Ток
опережает эдс самоиндукции на угол = 90°. Чтобы установить зависимость
тока от напряжения, преподаватель напоминает
учащимся о том, что если в цепи переменного тока
только одна индуктивность, то эдс самоиндукции
будет направлена навстречу напряжению
генератора U. Следовательно, напряжение и эдс
самоиндукции также сдвинуты по фазе на угол < р= 180°. В связи с этим синусоида напряжения противоположна синусоиде эдс самоиндукции. Изображаю на графике синусоиду напряжения U. Из графика видно, что в цепи, имеющей только индуктивность, напряжение опережает ток на 90°.

Большим индуктивным сопротивлением обладают
реакторы, применяемые для ограничения тока
электрических цепях, обмотки трансформаторов,
обмотки электрических двигателей переменного
тока. Ток в таких цепях определяется по закону
Ома.

Учащиеся дают определения всем величинам,
входящим в данную формулу.

Вопрос 3.

Емкостное сопротивление в цепи
переменного тока.

Перед началом объяснения следует напомнить,
что имеется ряд случаев, когда в электрических
цепях, кроме активного и индуктивного
сопротивлений, имеется и емкостное
сопротивление. Прибор, предназначенный для
накопления электрических зарядов, называется
конденсатором. Простейший конденсатор – это два
проводка, разделенных слоем изоляции. Поэтому
многожильные провода, кабели, обмотки
электродвигателей и т. д. имеют емкостное
сопротивление.

Объяснение сопровождается показом
конденсатора различных типов и емкостных
сопротивлений с подключением их в электрическую
цепь.

Предлагаю рассмотреть случай, когда в
электрической цепи преобладает одно емкостное
сопротивление, а активным и индуктивным можно
пренебречь из-за их малых значений (рис. 6, а). Если
конденсатор включить в цепь постоянного тока, то
ток по цепи проходить не будет, так как между
пластинами конденсатора находится диэлектрик.
Если же емкостное сопротивление подключить к
цепи переменного тока, то по цепи будет проходить
ток /, вызванный перезарядкой конденсатора.
Перезарядка происходит потому, что переменное
напряжение меняет свое направление, и,
следовательно, если мы подключим амперметр в эту
цепь, то он будет показывать ток зарядки и
разрядки конденсатора. Через конденсатор ток и в
этом случае не проходит.

Сила тока, проходящего в цепи с емкостным
сопротивлением, зависит от емкостного
сопротивления конденсатора Хс и определяется по
закону Ома

где U – напряжение источника эдс, В; Хс –
емкостное сопротивление, Ом; / – сила тока, А.

Рис. 3. Цепь переменного тока с
емкостным сопротивлением

Емкостное сопротивление в свою очередь
определяется по формуле

где С – емкостное сопротивление конденсатора,
Ф.

Предлагаю учащимся построить векторную
диаграмму тока и напряжения в цепи с емкостным
сопротивлением. Напоминаю, что при изучении
процессов в электрической цепи с емкостным
сопротивлением было установлено, что ток
опережает напряжение на угол ф = 90°. Этот сдвиг
фаз тока и напряжения следует показать на
волновой диаграмме. Графически изображаю на
доске синусоиду напряжения (рис. 3, б) и дает
задание учащимся самостоятельно нанести на
чертеж синусоиду тока, опережающую напряжение на
угол 90°. Убедившись, что все учащиеся выполнили
задание правильно, задаю ряд вопросов:

1. Почему амперметр не покажет тока, если
включить конденсатор в цепь постоянного тока?

2. Какой ток показывает амперметр при включении
конденсатора в цепь переменного тока?

3. В каких единицах измеряется емкость? Учащиеся
на доске вычерчивают диаграмму.

Закрепление материала можно начать с
практического примера:

Рис, 4. Цепь переменного тока с активным
и индуктивным сопротивлениями

Пример: По обмоткам проходит ток и они
нагреваются; следовательно, обмотки имеют
активное сопротивление и создают магнитное поле.
Наконец, изолированные витки обмотки обладают
емкостным сопротивлением. Поэтому такой
приемник можно представить в виде трех
сопротивлений (рис. 4, а).

Ответ. В этой цепи сопротивления соединены
последовательно, и в них движется одинаковый ток.

Следует определить, чему равно общее
напряжение на зажимах такой цепи и ее общее
сопротивление.

Отложим вектор тока по горизонтали (рис. 4,6), а по
нему и вектор напряжения, так как в цепи с
активным сопротивлением ток и напряжение
совпадают по фазе. Вектор напряжения на
индуктивном сопротивлении откладываем вверх под углом 90° к
вектору тока, потому что это напряжение
опережает ток. Напряжение в цепи с емкостным
сопротивлением отстает от тока на угол 90°, и
поэтому вектор Ос откладываем вниз. Сложим
векторы и и получим
вектор UL– Uc, равный векторной сумме их.
Находим общее напряжение на зажимах цепи,
которое будет равно сумме_векторов, т. е.
диагонали параллелограмма – вектору U. Из
треугольника ABC

(рис. 4, в) по теореме Пифагора определяем

Полное сопротивление этой цепи находим из
треугольника сопротивлений отсюда

Следовательно, ток в такой цепи вычисляется по
закону Ома .

Если у учащихся не возникает вопросов, объявляю
задание на дом.

Рефлексия, итог урока:

1. Что нового, полезного для себя изучили?

2. Какие трудности возникли в ходе изучения?

3. Уровень активности учащихся.

Следующий: