Тема урока Работа силы упругости

Краткое описание урока

Главное на уроке – изучение нового материала и
практическое применение знаний при решении
задач.

В начале урока учащиеся выполняют фронтальную
самостоятельную работу по темам: «Работа силы и
работа силы тяжести». Затем учащиеся проводят
взаимопроверку самостоятельной работы с
выставлением оценки.

На следующем этапе урока прошу учащихся
доказать, что сила упругости – консервативная. Идёт объяснение материала с
элементами беседы.

Приходим к выводу, который должны сделать
учащиеся: работа силы упругости зависит от
деформации пружины в начальном и конечном
состоянии и не зависит от формы траектории. Сила
упругости – консервативная сила.

На следующем этапе учащиеся самостоятельно
решают предложенные задачи с последующей
проверкой у доски. На уроке использованы такие
формы работы, которые позволяют развивать
ключевые компетентности обучающихся:
познавательные, языковые, научные,
коммуникативные и другие, которые помогут
учащемуся ориентироваться в социуме.

Тип урока – комбинированный

Задачи урока:

  • Образовательные: показать, что сила
    упругости консервативна, получить формулу для
    расчета работы силы упругости.
  • Развивающие: развивать умение
    анализировать, делать конспект, обобщать,
    сравнивать, делать выводы.
  • Воспитательные: развивать познавательный
    интерес к предмету, развивать навыки
    коммуникативного общения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

– Сегодня на уроке мы с вами докажем, что сила
упругости консервативная сила. Но для успешного
достижения нашей цели вы выполните небольшую
проверочную работу.

2. Самостоятельная работа

1. По какой формуле рассчитывается работа силы?

2. В каком случае работа силы положительная?

3. Силы называют консервативными, если они
обладают свойствами:

A. Работа силы не зависит от формы
траектории, по которой движется тело.
Б. Работа силы определяется начальным и
конечным положением тела.
В. При движении тела по замкнутой
траектории работа силы равна нулю.
Г. работа силы зависит от формы траектории
движения тела.



4. Тело брошено вертикально вверх. Какую работу
совершила сила тяжести?

А. положительную. Б. отрицательную.
В. равную нулю. Г. никакую.

5. Тело массой 2 кг под действием силы тяжести в
30Н поднимается на высоту 15м. Чему равна работа
этой силы?

А. 47Дж.
Б. 0Дж. В.
4Дж. Г. 900Дж.

4. Новый материал

– По какой формуле рассчитывается работа сила?

– Сформулируйте и запишите закон Гука.

По закону Гука: Fупр = – kx

– Является ли сила упругости постоянной силой?

Fупр ? const

Для вычисления работы силы упругости
воспользуемся графиком зависимости модуля силы
упругости от координаты.

Работа силы упругости численно равна площади
трапеции BCDM.

Вывод: работа силы упругости зависит
от деформации пружины в начальном и конечном
состоянии и не зависит от формы траектории. Сила
упругости – консервативная сила.

3. Решение задач

1) Резиновый шнур длиной 1м под действием груза
10Н удлинился на 10см. Найти работу силы упругости.

2) Под нагрузкой 8кН балка прогибается на 1мм.
Какая потребуется работа, чтобы балка прогнулась
на 6мм.

3) При удлинении спиральной пружины на 10см
возникает сила упругости 150Н. Начертить график
зависимости силы упругости от удлинения пружины.
По графику определить работу, совершаемую силой
упругости при удлинении пружины на 8,5см.

4. Подведение итогов и выставление оценок.

5. Домашнее задание §48, повторить
§47.Подготовиться к проверочной работе.

Литература.

1. Учебник физики10 класс, Г. Я. Мякишев , Б.
Б. Буховцев, Н. Н. Сотский.
2. Сборник задач по физике В. П. Демкович, Л. П.
Демкович.




Следующий: