Тема урока: Природа в музыке, поэзии, живописи


Цели и задачи:

  • Познакомить с произведениями русских поэтов и
    писателей о родной природе.
  • Познакомить с произведениями композиторов П.И.
    Чайковского, Г.В. Свиридова.
  • Воспитывать у детей чувство прекрасного,
    эмоциональное развитие детей.
  • Формировать экологическую культуру.

Оборудование:

  • ТСО:
    • видеосюжет “Красота Земли”;
    • аудиомагнитофонная запись с голосами птиц,
      шумом листвы, звуками моря;
    • компьютер для демонстрации картин русских
      художников.
  • Стенды, для размещения предметов быта с
    элементами природы.
  • Наглядность:
    • плакаты с красотой Земли,
    • выставка рисунков, картин, творческих работ
      учащихся.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Ребята любите ли вы
путешествовать? Ну, разумеется, любите? А куда и
как вам захотелось бы совершить свое
путешествие? Конечно, путешествия бывают
разными. Можно сесть в самолет и улететь в
далекие страны, но такие путешествия многим не
доступны. Можно совершить такое путешествие,
которое всем доступно, очень интересно и
увлекательно. Это путешествие в мир красоты
природы, и помогут его совершить поэты, писатели,
музыканты, художники. Природа удивительно
разнообразна красками и формами: жуки, бабочки,
стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки –
какое разнообразие красоты! Даже на островках
природы в городе – во дворах, парках, газонах! А
сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у
реки, у озера! А сколько в природе звуков – целые
многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и
других животных!
Природа – настоящий храм красоты, и не случайно
все поэты, художники, музыканты черпали свои
замыслы, наблюдая их в природном окружении.

Ведущий 1:

Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня.
И в пенье птиц и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвласно: радость и тоска,
В ней просто миг – и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня, хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и несмешных?
Мы ей за все “спасибо” говорим
И, веря в торжество ее, – творим!

Ведущий 2: Музыка и стихи –
это то прекрасное, без чего человек не может жить.
Сегодня мы с вами и будем говорить о природе в
музыке, стихах, прозе, живописи. Писатель
Паустовский, с произведениями, которого вы
обязательно познакомитесь, сказал чудесные
слова: “… и если мне хочется иногда жить до ста
двадцати лет, то только потому что мало одной
жизни, чтобы испытать до конца все очаровавние и
всю исцеляющую силу нашей русской природы.
Любовь к родной природе – один из вернейших
признаков любви к своей стране.

Ведущий 3:

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.

Ведущий 1: А композиторы
сочинили множество песен о красоте природы.
Может ли песня внести радость в наше сердце? А
стихи? А природа? В ней есть душа, в ней есть язык,
только к сожалению не каждому дано услышать этот
язык, понять его. Но многим талантливым людям,
таким как поэт С.А. Есенин, композитор П.И.
Чайковский, Г.В. Свиридов удалось понять язык
природы и всем сердцем полюбить ее, поэтому, и
создали они много прекрасных произведений.

Ведущий 2: Звуки природы
послужили основой для создания многих
музыкальных произведений. Природа мощно звучит в
музыке. Музыка была уже у древних людей.
Первобытные люди стремились изучать звуки
окружающего мира, они помогали им
ориентироваться, узнавать об опасности,
охотится. Наблюдая за предметами и явлениями
природы, они создали первые музыкальные
инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты
всегда учились у природы. Даже звуки колокола,
которые раздоются в церковные праздники, звучат
благодоря тому, что колокол создали по подобно
цветка колокольчика.
В 1500 в Италии был сделан медный цветок, случайно
его ударили, и раздался мелодичный звон,
колоколом заинтересовались служители
религиозного культа и вот он звучит, радуя
прихожан своим звоном. Учились у природы и
великие музыканты: Чайковский не выходил из леса,
когда писал детские песенки о природе и цикл
“Времена года”. Лес подсказывал ему настроение
и мотивы музыкального произведения.



Звучит музыка Чайковского
“Подснежник”.



Ведущий 5:

Ты откуда, русская, зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце билась
С самого начала? Как же ты явилась?
Как ты зазвучала? Пролетели утки-
Уронили дудки. Пролетали гуси-
Уронили гусли. Их порою вешней
Нашли, не удивились. Ну, а песня?
С песней на Руси родились.

Звучит в записи “Романс”
Г.Свиридова.

Ведущий 1: Певец природы,
писатель М.М. Пришвин, не уставал говорить о том,
что природа и человек- это одно целое. Очень
важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить
природу. И жизнь станет для вас богаче и
интереснее. Вы не будете равнодушными и
бессердечными: кто любит природу, тот не испортит
дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу.

Ученик:

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Ведущий 2: Мне бы очень
хотелось, чтобы вы сами научились слышать не
только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и
шелест травы и журчанье ручейка, и пение птиц;
чтобы вы научились любить и жалеть всё живое в
лесу и сам лес- это необыкновенное чудо природы.

Ученица:

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полний сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмною, грозою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же знаешь мы – свои!

Ученик:

Небо где-то далеко
Заблудилось меж вершин.
Заплутался я в лесу,-
Я – один,
Совсем один!
Сколько мне ещё бродить,
И пугаться, и дрожать?
Или влево мне идти,
Или вправо мне бежать?
Вот споткнулся на бегу
И невольно крикнул: “Ой!”
Тут, представьте, лес спросил:
“Что случилось? Что с тобой?”
Сразу легче стало мне.
Сразу стало веселей,
“Привет!”
Лесу крикнул я:
“Эгей!”
“Эге-гей! – ответил лес, –
Не пугайся, я с тобой!
Видишь ягоду? – Твоя!
Видишь гриб?
Он тоже твой”.
От его хороших слов
Посветлело всё вокруг…
И чего боятся мне,
Если лес – мой добрый друг.

Ведущий 3: Нет на свете более
гениального художника, чем сама природа. Все
созданное ей – это настоящие щедевры. Художников
привлекают эти образы уголков нетронутой
природы. На картинах многих русских художников
изображены степные ландшафты с их еще не
нарушенной девственной красотой. Живописные
образы дополняются поэтическими.

Звучит “Степь” Абелева на
фортепиано. Ученик на фоне музыки читает
стихотворение.

По всей степи – ковыль, по краям – все туман
Далеко, далеко от кургана курган
Облака в синиве белым стадом плывут,
Журавли в облаках перекличку ведут,
Не видать ни души. Тонет в золоте день,
Пробежать по траве ветру сонному лень.
Высоко, высоко в небе точка дрожит
Колокольчик веселый над степью звенит
В ковыле гудовень – и поют и жужжат,
Раздаются свистки, молоточки стучат
На все стороны путь: ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь! Неоглядный простор!

Никитин

Ведущий 4: На полотнах Шишкина
запечатлены характерные виды
восточно-европейской тайги. Они часто
воспроизводятся в виде иллюстраций к
географическим описаниям русской природы. В
русской пейзажной живописи очень много
произведений, посвященных временам года: осень,
зима, весна – любимые темы русской пейзажной
живописи на протяжении 21 века и познее. И главное,
в ней не неизменные элементы природы, а чаще
всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние
воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце,
выглянувщее на мгновенье из-за тяжелых зимних
облаков.

Ведущий 5: В русской природе
нет вечных, не меняющихся в разные времена года
крупных объектов вроде гор, вечнозеленых
деревьев, все в русской природе непостоянно по
окраске и состоянию. Деревья – то с голыми
ветвями, создающими своеобразную “графику
зимы”, то с листвой, яркой, весенней, живописной.
Разные состояния воды, принимающей на себя
окраску неба и окружающих берегов, меняющиеся
под действием сильного или слабого ветра
дорожные лужи, различная окраска самого воздуха,
туман, роса, иней, снег. Вечный маскарад, вечный
праздник красок и линий, вечное движение в
пределах года или суток.

Ведущий 6: У русской природы
было много певцов, но редко у кого из художников
природа России была выражена с такой полнотой
как у Левитана. Левитана называют открывателем
красот нашей русской земли, тех красот, что лежат
рядом с нами и каждый день и час доступны нашему
восприятию. Его картины дают нетолько
наслаждение глазу, они помогают понять и изучить
нашу Землю, ее природу.
Рядом с живописью в глубокой древности
зародилась и архитектура, искусство создавать
здания и их комплексы, образующие среду жизни
человека. В этих сооружениях можно увидеть
стремление человека творить по законам природы,
используя симметрию, линии, подсмотренные у
природы. Люди стремились украсить свой быт, свою
повседневную жизнь, сделать ее красивей,
нарядней. Присмотритесь к вещам, которые
окружают вас, и вы увидите, что в их создании
принимал участие художник. Рассмотрите в доме
обои, открытки, игрушки, посуду, платок мамы,
коврик и вы убедитесь, что нет в доме предмета, к
которому не прикасалась рука художника. Вот
платок, его повязывают мамы, бабушки. Чем украшен
он – красными розами, алыми маками – хороводом
цветов, все это делает его нарядным, праздничным,
улучшает настроение. А посуда: чашки, чайники, что
изображено на них. Опять же цветы, листья, фрукты,
наши любимые звери, птицы. Из какой посуды
нравится больше есть, из металлической, без
рисунка или украшенной рисунками природных
обитателей или пейзажами. Красота природы
волновала человека во все времена.



Ведущий 5: Понятие “родное” и
“Родина” формируется в детстве. В душе с
рождения запечатлевается окружающий пейзаж,
звери и птицы – персонажи детских сказок.
Паустовский пишет: “Почти у каждого из нас
остались в памяти еще с детства лесные поляны,
засыпанные листвой, пышные и печальные уголки
родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в
тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц.

Ведущий 1: Общение с природой
рождает в душе открытой познанию добра, высокие
нравственные чувства.

Ученица читает стихотворение
Михаила Дудина “Заклинание сполюса”.

Ведущий 2: Скажите, вот вы
сегодня шли на работу, в школу, в Дом культуры. Вы
заметили какое небо было над вами, как искрился
снег на деревьях, как светило нежно солнце.

Тренинг

Ведущий 3: Станьте ближе к
природе, повернитесь к ней лицом. Давно замечано,
что вставая рано утром, надо обязательно подойти
к окну и поздороваться с восходящим солнцем,
небом, землей, деревьями, птицами. В этом источник
нашего здоровья и хорошего настроения.

Где босиком гонял по росам
Земля ответит на привет.
День добрый! – я шепчу березам.
День добрый! – слышится в ответ.
И сердце бьется звонко, чутко,
Как будто мне семнадцать лет.
День добрый, тихая речушка!
День добрый! – слышится в ответ.
Иду туда, где ключ искрится
Там жажда протоптала след.
День добрый, чистая криница!
День добрый! – слышится в ответ.
Мои слова не горделивы, и у Земли гордыни нет.
День добрый вам, леса и нивы
День добрый! – слышится в ответ.

Исполняется песня Мартынова “Земля цветов”.

Ведущий 5: Мы сегодня услышали много
прекрасных произведений о природе. Надеемся, что
после этого праздника души вы будете еще больше
любить и лучше охранять природу, научитесь ее
слышать и видеть не только глазами, но и сердцем,
никогда не будете причинять ей зла. Заканчивая
наше небольшое воображаемое путешествие в мир
красоты, в мир природы, в мир красок, форм, звуков
– хочется сказать, что это путешествие
только-только началось. Книга природы есть
неисчерпаемый источник познания для человека,
вам прийдется открывать ее страницы всю жизнь.
Еще когда-то великий художник Леонардо де Винчи
сказал: “В наставницы себе я взял Природу,
учительницу всех учителей”. Поэтому наблюдайте,
совершайте свои путешествия и прогулки в
природу,запоминайте ее краски, звуки, пишите
стихи, рисуйте свои картины, создавайте свои
поделки. Чтобы ответить на это задание поэта
Бромлея:

Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер?
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
зима, весна и лето?

Не зная этих истин,
Ты не сиди в квартире
Возьми в дорогу кисти,
Глаза открой пошире,
Смотри какого цвета
Огромная планета.

– Мы надеемся, что прозвучавщие стихи
Дудина, Есенина, музыка Свиридова, Чайковского
подарили вам частицу красоты, тепла, добра,
мудрости и крупицу человечности и надежды на то,
что мы будем сччастливы, если будем любить и
охранять родную природу.




Следующий: