Тема урока Плавание тел. Плавание животных и человека

Цели урока:

Образовательные

  • вывести условия плавания тел в жидкости;
  • установить теоретически и экспериментально
    соотношение между плотностью тела и жидкости,
    необходимое для обеспечения условия плавания
    тел; закрепить понимание условий плавания тел;
    выяснить особенности плавания человека и
    животных.

Развивающие

  • стимулировать познавательную активность;
    развивать практические
  • навыки при проведении исследовательской
    работы; учить выделять главное, обобщать.

Воспитательные

  • воспитывать чувство коллективизма,
    самостоятельность.

Тип урока: Изучение нового материала с
элементами проблемного исследования.

Форма проведения: групповая

Оборудование:

  • Компьютер проектор, экран; презентация по теме
    “Плавание животных и человека”
  • Стаканы с жидкостями — водой, насыщенным
    раствором соли в воде, растительным маслом; тела:
    деревянный брусок, алюминиевый цилиндр,
    картофель, кусочек парафина.

План урока:

1. Организационный момент -1 мин

2. Проверка домашнего задания- 7 мин

3. Объяснение нового материала- 30 мин

4. Закрепление материала, рефлексия – 5мин

5. Домашнее задание – 2 мин

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствия учащихся; сообщение плана урока.

2. Проверка домашнего задания

Самостоятельная работа

1 вариант

1). К одинаковым пружинам подвешены шарики
равной массы, но разного объёма. Снизу к шарикам
подносят сосуд с водой и поднимают его до такого
уровня, пока шарики полностью погрузятся в воду.(
рис )

Какая пружина сократиться больше?

1. Первая 2. Вторая 3. Третья

2). К коромыслу пружинных весов подвешены два
одинаковых груза (рис.). Нарушится ли равновесие
весов, если одну гирю опустить в воду, а другую в
керосин?

1. Не нарушится.

2. Перетянет гиря, опущенная в воду.

3. Перетянет гиря, опущенная в керосин.

3).Свинцовый шар и мыльный пузырь имеют равные
объемы, равные ли по модулю архимедовы силы,
действующие на эти шары в воздухе?

1. Силы равны.

2. Большая сила действует на мыльный пузырь.

3. Большая сила действует на свинцовый шар.

4). Тело объемом 80 см3 погружено в машинное
масло. Вычислите архимедову силу, действующую на
это тело. Плотность машинного масла 900кг/ м3

1. 90 Н 2. 71 Н. 3. 720 Н 4. 0, 71 Н 5. 80 Н

2 вариант

1) . На рычаге уравновешены бруски, разные по
объему ( рис) . Нарушится ли равновесие рычага,
если бруски опустить в воду?

1. Не нарушится.

2. Перетянет больший по объему брусок.

3. Перетянет меньший по объему брусок.

2). Одинаковая ли сила нужна для подъема якоря в
морской и речной моде?

1. Одинаковая.

2. Большая в речной воде.

3. Большая в морской воде.

3). Тела опущено в мензурку с водой и
уравновешены на рычаге. ( рис )

Нарушится ли равновесие весов, если в мензурку
а налить столько же воды, сколько ее в мензурке б?

1. Не нарушится.

2. Перетянет тело, опущенное в мензурку а.

3. Перетянет тело, опущенное в мензурку б.

4). Вычислите архимедову силу, действующую на
тело человека, который находится под водой. Объем
тела человека принять равным 72 дм 3.

1. 90 Н 2. 72 Н 3. 706 Н 4. 0, 72 Н 5. 80 Н

3. Объяснение нового материала.

Урок начинаю с создания проблемной ситуации. На
столе стоя два стакана с водой, в одном стакане
картофель плавает, в другом тонет. Почему?

(Идет обсуждение вопроса) . В итоге обсуждения
учащиеся делают вывод: в одном стакане находится
соленая вода, а другом чистая. Значит, условие
плавания тел зависит от соотношения плотности
жидкости и плавающего тела. Есть ли связь между
силой тяжести и архимедовой силой для плавающих
тел? Для ответа на эти вопросы, мы будем проводить
исследования. Ребята работают в группах.

1 группа

Оборудование: набор тел — парафин,
деревянный брусок, алюминиевый цилиндр,
картофель, стаканы с водой, салфетки.

Задание: Выяснить какие из этих тел в
воде плавают, а какие тонут?

Сравните плотности тел и жидкости. Сделайте
вывод.


Название жидкости и её плотность Название вещества и его плотность Плавает тело внутри жидкости, тонет или
всплывает.
Вода - Древесина (сосна) -

Алюминий -

Картофель -

Парафин -

2 группа

Оборудование: набор тел — парафин,
деревянный брусок , алюминиевый цилиндр,
картофель, стаканы с концентрированным
раствором соли, салфетки.

Задание: Выяснить какие из этих тел в
насыщенном растворе соли плавают, а какие тонут?

Сравните плотности тел и жидкости. Сделайте
вывод.


Название жидкости и её плотность Название вещества и его плотность Плавает тело внутри жидкости, тонет или
всплывает.
Насыщенный раствор соли в воде Древесина (сосна) -

Алюминий -

Картофель -

Парафин -

3 группа

Оборудование: набор тел — парафин,
деревянный брусок алюминиевый цилиндр,
картофель, стаканы с концентрированным
раствором соли, салфетки.

Задание: Выяснить какие из этих тел в
подсолнечном масле плавают, а какие тонут?

Сравните плотности тел и жидкости. Сделайте
вывод.


Название жидкости и её
плотность
Название вещества и его
плотность
Плавает тело внутри жидкости,
тонет или всплывает.
Масло подсолнечное Древесина (сосна) -

Алюминий -

Картофель -

Парафин -

4 группа

Оборудование: Весы с разновесом,
измерительный цилиндр, пробирка с пробкой,
крючок, сухой песок, салфетка, песок.

Определите архимедову силу и силу тяжести,
действующие на пробирки. Сделайте вывод


Сила тяжести Архимедова сила Плавает тело внутри жидкости,
тонет или всплывает.
1.

2.

3.

1.

2.

3.

Результаты всех исследований записываем на
доске и в тетради.


Тело плавает внутри жидкости Тело всплывает Тело тонет
F А = F Т F А > F Т F А < FТ
ж =
т
ж
> т
ж < т

Дома изобразить графически силы, действующие
на тело, плавающее внутри жидкости, всплывающее
на поверхность воды, тонущее в воде.

Сообщение учащихся по теме “Плавание животных
и человека”

4. Закрепление материала

1. Какие силы действуют на погруженное в
жидкость тело?

1) сила трения и сила упругости

2) сила тяжести и выталкивающая сила

3) сила упругости и выталкивающая сила

4) сила тяжести и сила трения

2. В какой из следующих жидкостей будет
плавать лёд?

1) масло подсолнечное

2) нефть

3) бензин

4) керосин

3. Почему, находясь под водой, человек может
легко поднять предмет, который с трудом
удерживает в воздухе?

1) в воде не действует атмосферное давление

2) тело станет легче, потому что станет чище

3) вода держит предмет

4) на предмет действует выталкивающая сила

5. Рефлексия.

1.Что нового ты узнал на уроке?

2. Что понравилось на уроке?

6. Домашнее задание. Прочитать
параграф 48, 50, заполнить таблицу.

Следующий: