Тема урока Массовая доля элемента в сложном веществе связана с составом вещества

Цели:

  • знать понятие “массовая доля элемента”;
  • уметь определять массовую долю элемента в
    сложном веществе; составлять формулы сложных
    веществ по массовой доле элемента;
  • развивать учебные умения и навыки
    самостоятельной работы с учебной литературой.

Методы: проблемный диалог,
индивидуальная работа с дидактическим
материалом.

Оборудование: дидактические
материалы.

Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Актуализация знаний и постановка
проблемы.

Учитель. На прошлых уроках химии вы изучили
атомно-молекулярное учение, которое позволило
вам понять, из чего состоят вещества, объяснило
сущность химических реакций. Сегодня мы
приступаем к новой большой теме “Вывод
химической формулы”

Вопрос. Как вы думаете, чему вы научитесь,
изучая эту тему? (составлять формулы химических
веществ).

Беседа:

1. Что такое вещество?

2. Что такое сложное вещество?

3. Что такое простое вещество?

4. Как можно на бумаге отобразить состав
вещества?

5. Что такое химическая формула?

6. что такое индекс?

7. Что такое коэффициент?

Задание. По химической формуле определите в
каком из веществ содержится азота больше по
массе: в диоксиде азота NO2 или в оксиде
диазота N2O

Учитель.

- Смогли ли вы выполнить задания?

- Ваши варианты ответов. ( фиксируются ответы на
доске)

- Что же получается? Задание я дала одно, а
вариантов ответов много

- Какова будет тема урока?

(Варианты тем, которые могут предложить
учащиеся:

1. Определение содержания химического элемента
в веществе.

2. Массовая доля элемента в сложном веществе
связана с составом вещества)

3. Открытие знаний.

Учитель организует работу по дидактическим
картам (приложение 1).

Беседа:

1. Как можно определить содержание элемента в
веществе?

2. Что такое массовая доля элемента?

3. Как рассчитывается массовая доля элемента? (
записывается формула)

4. Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на
вопрос мы можем дать?

(рассчитываются массовые доли азота в оксидах.
Ответ: в оксиде диазота N2O по массе
содержится азота больше).

Учитель. Можно ли вывести формулу вещества,
зная массовые доли элементов?

Зная формулу расчета массовой доли, выведите
формулу, которую можно использовать для
определения числа атомов химических элементов.

Задача. Круговорот азота в природе включает:

а) “биологическую фиксацию” при помощи
клубеньковых бактерий;

б) процессы окисления при атмосферных
электрических разрядах.

Во время грозы в воздухе образуется некоторое
количество оксида азота неизвестного состава.
Установлено, что массовая доля азота в нем
составляет 46,7%. Выведите формулу соединения.

Вопрос. С чем связана массовая доля элемента в
сложном веществе?

Вывод: Массовая доля элемента связана с
составом вещества.

4. Применение знаний.

Выполнение заданий дидактической карты №2 (приложение 2)

5. Подведение итогов

Прочитайте внимательно слова, предлагаемые
ниже, и выберите три из них, которые наиболее
точно передают ваше состояние на данном уроке
(запишите соответствующие числа).

1) злость;

2) радость;

3) безразличие;

4) удовлетворение;

5) вдохновение;

6) скука;

7) тревога;

8) спокойствие;

9) уверенность;

10) неуверенность.

Подсчитайте количество баллов, которое вы
набрали за урок. Занесите результат в графу
“Итог” в “Листке контроля” (приложение
3)

Если вы набрали 9- 12 баллов отметка “5”

7-8 баллов- отметка “4”,

5-6 баллов- отметка “3”- нужно ещё поработать,
меньше 5 баллов- отметка “2”, но не огорчайтесь, у
вас ещё будет возможность исправить положение.

6. Домашнее задание. § 16, задачник стр. 14
№ 2 (а, в) , 3 (а)

Следующий: