Тема урока: «Контроль изменения природного зрения учащихся по программе: Доврачебная система сохранения природного зрения детей»

В статье показана необходимость применения
доврачебной диагностики изменения зрения
школьников и выявления патологий развития
зрения на ранних стадиях.

Здоровье подрастающего человека — это проблема
не только социальная, но и нравственная. Ребенок
сам должен уметь быть не только здоровым, но
воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение
школьника к проблеме сохранения своего здоровья
- это прежде всего процесс воспитания. Это
создание высокого уровня душевного комфорта,
который закладывается с детства на всю жизнь. Для
формирования душевного комфорта необходимы
знания о законах развития своего организма, его
взаимодействии с социальными факторами.

В хорошем здоровье подрастающего поколения
заинтересованы все — и родители, и учителя, и
врачи, но практика показывает, что
прикладываемых усилий недостаточно для его
сохранения. Здоровье детей с возрастом
ухудшается: их функциональные возможности в ходе
учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной
программы, ограничивает выбор будущей профессии.
В комплекс основных признаков здоровья
школьников входит сохранение природного зрения.
С этой целью Научно-Производственное
Предприятие центр “Реабилитация” разработало
компьютерную программу для автоматизированного
исследования основных функций зрения
(доврачебная скрининг-диагностика).

Программа скрининг-диагностика представляет
собой систему тестов, направленных на
доврачебное обследование основных функций
зрения. Она предназначена для диагностики при
массовых и индивидуальных обследованиях
взрослых и детей в сокращенном объеме при
профессиональном обследовании и для
документирования динамики процессов изменения
зрения.

Возможности программы позволяют проводить
тестирование следующих функций зрения:

  • острота зрения (с учетом дневных условий);
  • бинокулярное зрение с оценкой мышечного
    равновесия по вертикали и горизонтали;
  • цветовое зрение;
  • центральное поле зрения.

По результатам тестов составляют “Паспорт
зрения” на каждого обследуемого. При выявлении
отклонения от природного зрения, учащийся
направляется к врачу офтальмологу.

Программа скрининг-диагностики в ЦО №1445
работает с января 2002 года.

Каждый учащийся проходил обследование
ежегодно. Это позволило вести наблюдение за
изменением зрения каждого школьника. За истекший
период отклонение от природного зрения
составило 7,3%. Характеристика возрастной
динамики зрения учащихся свидетельствует о том,
что оно ухудшается с возрастом. Проводя анализ
результатов, можно отметить, что ученики 1-4
классов не подвержены резкому изменению зрения
(если патология зрения уже не присутствовала у
ребенка). Изменение зрения у этой группы детей
составляет 1,5%.

Постепенное ухудшение зрения наблюдается с 5-8
класса. Изменение зрения у этой группы детей
составляет 6%.

Значительные нарушения зрения наблюдаются у
учеников с 9-го по 11-ый класс и составляет 12%.

На основании результатов диагностики можно
сделать вывод, что зрение постепенно ухудшается
с увеличением нагрузок на органы зрения и
организм в целом. В младших классах на сохранение
зрения существенно влияет режим дня в ГПД (группа
продленного дня). Дети полноценно питаются,
гуляют, играют в подвижные игры, активно посещают
спортивные секции и бассейн. Большую роль играют
сбалансированный режим выполнения домашних
заданий, посещения консультаций, факультативных
занятий и кружков.

В средних классах (5-8 классы) идет
интенсивное созревание организма. Оно
характеризуется резкими эндокринными сдвигами,
изменениями функционального состояния всех
органов и систем, интенсивным ростом
(увеличением размеров тела) и дифференцированием
строения и функций органов и тканей. Повышается
возбудимость нервной системы. Нередки
сосудистые расстройства, изменение ритма
дыхания, повышенная утомляемость, как при
умственных, так и при физических нагрузках. Всё
это негативно отражается на органах зрения.

В старших классах (9-11 классы) здоровье
учащихся еще больше ухудшается. Увеличение
фактической учебной нагрузки в школе (до 6-8 часов)
и при подготовке домашних заданий (еще 2-4 часа), не
устраненные на предыдущих возрастных этапах
отклонения здоровья, недостаток знаний по
вопросам его сохранения ведут к тому, что
понижение зрения диагностируется более чем у 20 %
старшеклассников. Поэтому новые подходы к
обучению требуют систематизации накопленного
материала, в том числе методических пособий по
укреплению здоровья подрастающего поколения.
Программа “Доврачебная система сохранения
природного зрения детей” позволяет определить
отклонение от природного зрения ученика на
ранних стадиях развития болезни и обратиться к
врачу офтальмологу. Что приводит к
своевременному предотвращению дальнейшего
ухудшения зрения, а в отдельных случаях полному
восстановлению функций зрения.

Создание и применение этой программы является
огромным шагом к сохранению здоровья школьников.

Следующий: