Тема урока: Класс насекомые. Отряд чешуекрылые. 7-й класс

Тема: Класс Насекомые. Отряд
Чешуекрылые

Тип урока: комбинированный.

Класс: 7.

Цели:

Образовательная

:

  • обеспечить в ходе урока знание учащимися
    отличительных признаков отряда чешуекрылые,
    показать значение бабочек в природе и жизни
    человека.
  • познакомить с многообразием представителей
    отряда чешуекрылые, обитающих в Белгородской
    области.

Развивающая

: развивать умения
анализировать, сравнивать, работать с
дополнительной литературой.

Воспитательная

: формирование ценностного
отношения учащихся к природе родного края на
примере отряда чешуекрылые.

Инструментарий: кинофрагмент “Класс
Насекомые. Бабочки”, наглядный раздаточный
материал представителей отряда Чешуекрылые.

Опережающее задание: творческим
группам учащихся подготовить сообщения о
бабочках Белгородской области.

Эпиграф: “Красавица, кушайте варенье,
или вам не нравится наше угощенье?” К. Чуковский.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Об отличительных признаках основных классов
животных типа членистоногие.

Работа в парах.

Задание “Верно или неверно
суждение”.

(на доске вывешиваются карточки).

1 конверт

.

1. Членистоногие на Земле заселили все
возможные среды обитания.

2. К членистоногим относятся дождевые черви,
слизни, раки, стрекозы.

3. Тело у членистоногих не разделено на членики,
а конечности имеют членистое строение.

4. Хитиновый покров членистоногих не пропускает
ни воду, ни воздух.

5. Членистоногие могут иметь от 3 пар ног и более
(до 150).

2 конверт.

1. Ракообразные ведут только водный образ жизни.

2. Речные раки, как и другие ракообразные, в
течение своей жизни периодически линяют.

3. Кровеносная система ракообразных
незамкнутая.

4. У ракообразных 3 пары конечностей.

5. У десятиногих раков органы дыхания – жабры.

3 конверт.

1. Тело паука поделено на три отдела: голову,
грудь и брюшко.

2. У паукообразных нет усиков.

3. У пауков желудок жевательный.

4. Все пауки хищники.

5. Все пауки плетут ловчую сеть.

4 конверт.

1. Класс насекомых – самый многочисленный из
всех классов животных.

2. Насекомые имеют по две пары усиков.

3. Насекомые питаются самой разнообразной
пищей.

4. Среди насекомых имеются хищники и паразиты.

5. Насекомые имеют 4 пары конечностей.

Задание “Заполните схему
классификации членистоногих”. (групповая работа)

Представители:

Краб-призрак, речной рак, креветка, мокрица,
рак-отшельник, скорпионы, сенокосцы,
паук-крестовик, каракурт, чесоточный клещ,
паук-серебрянка, медведки, саранча,
бабочки-геликониды, бабочка каллима,
“бабочка-сова”, репейница, махаон, адмирал.

(3 колонка заполняется в конце урока. )

Фронтальная работа.

Биологические задачи.

1. Засушенные для коллекции раки сохраняют свою
форму и размеры тела. Чем это можно объяснить?

2. Осенью часто можно видеть в воздухе летящих
паучат. Как и куда летят паучата?

3. Среди паукообразных имеются животные, с
которыми имеют дело и агроном, и врач, и
ветеринар. Какие это паукообразные? Почему к ним
проявляют интерес люди разных специальностей?

4. Паук-крестовик твердую пищу есть не может. Но
его жертвы – насекомые имеют твердый хитиновый
покров. Каким образом паук все же питается
насекомыми?

3. Изучение нового материала.

Постановка задач урока.

Шевельнулись у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка).

Обращение к эпиграфу.

Что мы знаем о бабочках?

Кроме двух вещей – скоротечности их жизни и
хрупкости, — как правило, больше ничего.

А ведь жизнь этих загадочных существ полна
необыкновенных подробностей.

По сравнению с другими насекомыми бабочки
очень молодой отряд. Первые, самые примитивные
чешуекрылые появились в середине мелового
периода, около 100млн. лет назад (одновременно с
цветковыми растениями).

А большинство современных групп бабочек
возникли лишь 40 млн. лет назад, когда планета уже
приобрела облик, близкий к современному. На
земном шаре сейчас насчитывается около 250 тыс.
видов бабочек. В России известно не менее 20 тыс.
видов чешуекрылых.

После просмотра кинофрагмента Вы составите
общую характеристику отряда чешуекрылые и
найдете ошибку в стихотворении:


Ты прав, одним воздушным очертаньем
Я так мила,
Весь бархат мой с его живым миганьем -
- Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот – дышу… (А. Фет.)

Работа в тетрадях. Заполнение таблицы.
Учебник стр. 78, рис. 63, 64.

(после просмотра кинофрагмента).

Название отряда Общие признаки отряда Представители отряда
Чешуекрылые 1. Две пары чешуйчатых крыльев. От цвета
и формы чешуек зависит окраска крыльев и рисунок
на них.

2. Сосущий ротовой аппарат –

хоботок.

3. Развитие с полным превращением.

Бабочки

Сем. Нимфалиды

Репейница

Адмирал

Крапивница

Сем. Листовертки

Листовертка

дубовая

Плодожорка

Яблонная

Сем. Бражники


Бражник Мертвая

голова

Сем. Совки

Ленточница

красная

Сем. Коконопряды

Коконопряд

сосновый

Сем. Парусники

Махаон

Подалирий

Сем. Пестрянки

Пестрянка

Классификация бабочек. Учебник стр.
79, рис. 65,66.

По характеру активности бабочки делятся на две
большие группы:

1) Дневные бабочки или булавоусые.

  • имеют очень широкие крылья, которые они в покое
    складывают вертикально вверх и прижимают друг к
    другу, внутренней яркоокрашенной стороной;
  • тело стройное, грудь и брюшко тонкие;
  • усики булавовидные;
  • полет медленный, порхающий.

2) Ночные бабочки, или перистоусые.

  • крылья узкие, складывают их кровлеобразно над
    брюшком, или же держат распластанными в стороны;
  • грудь и брюшко обычно толстые;
  • усики разнообразного строения, но никогда не
    бывают булавовидными;
  • полет стремительный, с частыми взмахами
    крыльев.

Многообразие бабочек Белгородской
области.

(Выступления творческих групп учащихся,
заполнение 3 колонки таблицы. )

Давно люди замечали, что бабочки временами
собираются большими стаями и улетают из страны.

В 1104 г. бабочки страшно напугали жителей одного
из французских городов, когда на некоторое время
их стая просто затмила солнце. В 1272 г. аналогичную
картину наблюдали итальянцы, а в 1248 г. – японцы.

В 1745 г. несметная стая капустниц опустилась на
немецкую деревню Харра, так что жителям
показалось, что среди жаркого лета выпал
новогодний снег.

Как же можно изучать перелеты бабочек?

Выступление 1 творческой группы уч-ся.

Ученые помечают их особой безвредной и стойкой
краской – наносят кисточкой несколько полосок
снизу на крыло. В Германии всех бабочек помечают
зелеными полосками, в Швейцарии – красными, в
Австрии – желтыми. Американцы метят своих
бабочек, приклеивая им на крылья крошечные
этикетки с названием станции и индивидуальным
номером. Летят бабочки обычно довольно низко –
на высоте 1-2м, но есть сведения о том, что одну
стаю встретили

на высоте 2 км. Скорость полета у разных видов
разная. Например, капустницы способны лететь со
скоростью 7-14 км/ч против ветра и до 36 км/ч по
ветру, а такие отличные летуны, как бражники,
могут лететь с гораздо большей скоростью.

На территории Белгородской области обитает
Адмирал – бабочка, совершающая ежегодные
перелеты. Летает в мае – июне и в июле – октябре,
в разных местах: в садах, по берегам водоемов, на
лугах, по лесным опушкам. Гусеницы живут в
свернутых листьях крапивы. Взрослые бабочки
питаются не только нектаром, но также вытекающим
древесным соком и сладкими сочными плодами. < Рисунок 1>

Выступление 2 творческой группы уч-ся.

На территории Белгородской области
встречаются бабочки – репейницы, из семейства
нимфалид, это типично перелетные насекомые.
Размах крыльев – 6 см. , предпочитают солнечные,
сухие места. Европейские репейницы зимуют в
Северной Африке, к югу от пустыни Сахара.
Протяженность их перелета может достигать 3000 –
4000км. Прилетев в Африку осенью, репейницы
откладывают яйца. Из яиц выходят гусеницы,
которые питаются на чертополохе и через
некоторое время превращаются в бабочек. Едва
появившись на свет, молодые репейницы начинают
мигрировать на север. За лето у нас развивается
два поколения бабочек, бабочки последней
генерации осенью отправляются в обратный путь –
в Африку, чтобы там отложить яйца и умереть. < Рисунок 2>

Выступление 3 творческой группы уч-ся.

Скупое солнце улыбнулось,
И хоть земля белым-бела,
Уже крапивница проснулась
И вылетела из дупла.

Повсюду снег, тяжелый, плотный,
В ушах звенит от тишины,
А бабочка в простор холодный
Летит разведчицей весны…

Перезимовавшие бабочки крапивницы летают
ранней весной (до мая) в разных местах, часто
вблизи жилья человека. Гусеницы живут группами
на крапиве. За лето развивается 2 поколения
бабочек. Зимой встречаются в неотапливаемых
помещениях.

Крапивницы прекрасно предсказывают погоду.
Если бабочки стали среди бела дня залетать в дом
или другие укрытия, значит, через некоторое время
будет ненастье. < Рисунок 3>

Выступление 4 творческой группы уч-ся.

Ленточницы или орденские ленты

(голубая и
красная ленточницы).

Передние и задние крылья их окрашены совсем
по-разному, и это не случайно. Когда ленточница
сидит на коре дерева, сложив крылья домиком, она
почти незаметна, потому что рисунок ее передних
крыльев напоминает кору ивы, дуба. Если же ее
потревожить, она быстро расправляет крылья и
улетает. И тогда резко бросается в глаза яркая
окраска задних крыльев (будто мелькнула
орденская лента). Вот так орденские ленты
отпугивают своих врагов – птиц. < Рисунок 4>

Маленький шелковисто-голубой Икар, когда
садится на стебелек и складывает крылья,
становится похожим на голубоватый листик.

Выступление 5 творческой группы уч-ся.

Но некоторые бабочки не только не прячутся от
врагов, а наоборот, как будто напоказ, выставляют
свою яркую окраску. Вы, конечно, видели на лугу
таких бабочек-пестрянок с красными пятнами
на синем фоне. Если поймать такую бабочку, она
выделит капельку желтой, неприятно пахнущей
жидкости. Поэтому птицы и не трогают пестрянок.
Верят сигналу “берегись!” < Рисунок 5>

Выступление 6 творческой группы уч-ся.

В Белгородской области обитают вредители леса
и сада.

Коконопряд сосновый

– по окраске и рисунку
очень изменчив. Самки крупнее самцов, летают в
сумерках и ночью, с июня до августа. Днем сидит на
стволах деревьев, обитает в сосновых лесах.
Гусеницы кормятся на сосне (монофаги), зимуют в
почве, весной продолжают объедать деревья.
Опасный вредитель сосновых насаждений. < Рисунок 6>

Бабочка листовертки дубовой

откладывает
свои яйца на листьях вершин деревьев.
Вылупившиеся гусеницы сворачивают домики из
распустившихся листьев, постепенно съедая их.
При сильном размножении дубовая листовертка
оголяет целые дубовые рощи. < Рисунок 7>

Выступление 7 творческой группы уч-ся.

Плодожорка яблонная

– летает в сумерках,
самка откладывает яйца на плоды и листья яблони.
Через 1-2 недели вылупляются гусеницы, которые
прогрызают ход до сердцевины яблока. Именно эти
гусеницы являются причиной червивости яблок.
Через 4 недели они покидают яблоко и, готовясь к
зимовке, строят в каком-либо укрытии паутинный
кокон, с мая по сентябрь обычно развиваются 2
генерации. < Рисунок 8>

Выступление 8 творческой группы уч-ся.

На территории Белгородской области
встречаются бабочки, занесенные в Красную книгу.

Махаон

– самая большая и самая красивая наша
бабочка, относится к семейству парусники.
Встречается на лугах, в садах, у дорог. У гусеницы
позади головы имеется выпячивающаяся
вилкообразная пахучая железа, которая служит,
очевидно, для отпугивания врагов. Размах крыльев
взрослой бабочки 85 мл. < Рисунок 9>

Подалирий

– встречается чаще на теплых
склонах холмов, предпочитает известковые почвы.
Летает с мая до начала июля. Гусениц находят
преимущественно на терне, а также на плодовых
деревьях в июле и августе. Зимуют куколки.
< Рисунок 10>

Выступление 9 творческой группы уч-ся.

Бражник мертвая голова

– редкая в наших
краях бабочка, но иногда залетает с юга, размах
крыльев 120 мл. По ночам “бражничает” — грабит
пчел! Крепким хоботком проткнет соты и пьет мед!
При этом жужжит по-пчелиному. Но не всегда
удается обман, бывает, набросятся пчелы на
грабителя и закусают насмерть.

Переливница большая

– обладает оптической
окраской. Черно-бурая, с мелкими пятнышками
переливница вспыхивает вдруг ярким фиолетовым
огнем, когда световые лучи преломляются в ее
чешуйках.

4. Закрепление знаний.

1. Заполнение схемы: Классификация
членистоногих, 3 колонка – класс насекомые ( у
доски 2 ученика).

2. Задание – исправь ошибку (на рисунке
изображена бабочка с “ошибками”, уч-ся их
находят и исправляют).

3. Задание – третий лишний (на карточках
изображены по 3 бабочки, определить какая лишняя
и почему).

5. Домашнее задание.

Выучить записи в тетради, параграф 18,
подготовить сообщение о тутовом шелкопряде.

Литература для учителя:

  1. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ
    для школьников и поступающих в вузы / Т. А.
    Дмитриева, С. И. Гуленков, С. В. Суматохин и др. – М.
    :Дрофа, 1999.
  2. Растения и животные: Руководство для
    натуралиста: Пер. с нем. /К. Нидон,
  3. Д-р И. Петерман, П. Шеффель, Б. Шайба. — М. : Мир, 1991.
  4. Семененко О. П. , Упатова И. П. , Чурилова А. И.
    Методика преподавания биологии: Нестандартные
    формы проведения занятий по биологии в 6-10
    классах. — Х. :Скорпион,2000.

Литература для учащихся:

  1. Акимушкин И. И. Мир животных: Насекомые. Пауки.
    Домашние животные. -4-е изд. — М. : Мысль, 1995.
  2. Зоопарк в твоей книжке: в 5 павильонах. Павильон
    1. -“Насекомые”. /Сост. :В. В. Никитина, А. Г. и В. Н.
    Башарины. -Харьков,”Услуга”,1992.
  3. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология /Сост. С. Т.
    Исмаилова. — 3-е изд. перераб. и доп. -М. : Аванта +, 1996.

Следующий: