Тема урока Кислоты 8-й класс

Девиз урока: «Наши знания суть зерна наших творений»
Г. Бюффон

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • Первоначальные понятия о кислотах и представителях кислот, их составе, физических свойствах, научить определять кислоты индикатором и принципам классификации кислот, правилам работы с кислотами.
  • Совершенствовать умения составлять формулы, определять степени окисления элементов на примере кислот, проводить расчёты массовой доли элемента, количества вещества с применением кислот; развивать умения наблюдать явления, анализировать и делать выводы, решать экспериментальные задачи, развитие исследовательских навыков учащихся.
  • Экологическое воспитание, способствовать появлению замыслов о профессиональном самоопределении с применением знаний по химии.

Структура урока.

1.Организационный момент.

(Учитель обращается к девизу урока.

-Почему к уроку взяты эти слова? Выслушиваются мнения учащихся. Каждый ученик получает оценочный лист, где каждый этап урока оценивает свои достижения в баллах от 0 до 3)

2. Актуализация знаний.

Блиц-опрос.

-Какие группы веществ нам известны?

(простые, сложные вещества, металлы, неметаллы, водородные соединения, оксиды металлов и неметаллов, основания: щелочи и нерастворимые).

-Что такое индикаторы?

-Как действуют на индикаторы вода, щелочи?

-Что такое степень окисления?

-Как определять степень окисления? (алгоритм на доске).

-Как вы понимаете «количество вещества?

-Как определяют количество вещества? (формула на доске)

-Как определить массовую долю элемента в веществе? (формула на доске).

Самостоятельная работа (задания выбирают по уровню сложности)

  1. а) Определить массовую долю натрия в гидроксиде.
    б) Определить массовую долю кислорода в гидроксиде меди (II).
    в) определить где больше содержится железа в гидроксиде железа (II) или в гидроксиде железа (Ш), на сколько больше?

  2. а) Определить массу 0,2 моль NaOH.
    б) Определить количество вещества в 3,2 г Ca(OH)2.
    в) Определить, что легче 0,1 моль NaOH или 0.1 моль Mg(OH)2.

  3. Выпишите формулы веществ, разделив их на группы: S, SO2, H2S, CuO, CH4, CaH2, HNO3, Al(OH)3, Mg, CO2, Cl2, H2SO4, KOH, H3PO4, Cu(OH)2, Ca. (Для проверки трое учащихся выполняют задания на переносных или на обратной стороне доски. После выполнения дети осуществляют самопроверку и выставляют себе баллы)

3. Тема, целеполагание.

-Какие вещества никуда не отнесли? Почему? О них мы будем говорить сегодня. Тема урока: Кислоты.

-По аналогии с ранее изученными классами веществ определите цели и задачи урока.

(Учитель корректирует цели и задачи)

4. Изучение темы.

Слайд №2.

-Почему я представила такие рисунки? Что общего?

(Все кислые на вкус. Это общее свойство кислот)

Демонстрация образцов кислот, характеристика их физических свойств. (цвет, запах, образование паров конц. кислотами и т.д).

Слайд №3.

-Прочитайте формулы и названия кислот.

-Исследуйте записи состава молекул кислот, отметьте общее, различие.

Слайд №4

-Составьте по схеме определение кислот, обратитесь к учебнику.

Слайд №3

-Назовите кислотные остатки приведённых кислот.

-Обращаемся к таблице растворимости, находим нерастворимые кислоты.

-По слайду №2 попробуйте разделить кислоты на группы и указать признаки классификации.

Слайд №5 Классификация веществ.

Демонстрация из электронного пособия о правилах работы с кислотами и помощи при попадании кислот на кожу.

Лабораторный опыт 1 Вам выдан раствор кислоты. Исследуйте действие её на лакмус, фенол-фталеин и метиловый оранжевый индикатор. (дети выполняют опыт и озвучивают свой результа, делают общий вывод о действии кислот на индикаторы).

Слайд №6

-Где возможно использование реакции на индикаторы?

Определение кислотности растворов в медицине, сельском хозяйстве и др. лабораториях.

Слайд №7

Лабораторный опыт 2. По моей просьбе лаборант перепутал растворы кислоты, щелочи и воду. Как можно помочь? (Выслушиваются мнения учащихся.) При помощи индикаторов распознайте выданные растворы в пробирках №1, №2, №3.

Выступления отдельных учащихся с и заданиями.

  1. Универсальной индикаторной бумажкой исследовали вещества кухни
  2. Универсальной индикаторной бумажкой исследовали вещества ванной.
  3. Универсальной индикаторной бумажкой исследовали продукты питания школьной столовой.
  4. . Универсальной индикаторной бумажкой исследовали жидкости нашего организма (кислотность кожи, слюны, слёз и т. д.

Анализ результатов

5. Рефлексия.

-Что для вас было знакомым?

-Что для вас было новым?

-Что вас заинтересовало больше всего?

-Что вам было непонятным?

-Где вы сможете применить знания сегодняшнего урока?

Слайд №8 Выполните задания.

Итог урока: сосчитайте набранное за урок количество баллов.

27-30 «отлично»
20-27 «хорошо»
16-19 «удовлетворительно»

Домашнее задание §20 прочитать, выучить названия кислот по выбору: упр. 1; .упр.4; составить задание для проверки темы.

Презентация.

Следующий: