Тема урока: Камешек в небе


Программное содержание.

  1. Закрепить понятие “Солнечная система”,
    уточнить знания детей о планетах Солнечной
    системы, их особенностях и последовательности
    расположения по отношению к солнцу.
  2. Закрепить представления детей об океанах и
    материках планеты Земля.
  3. Учить применять свои знания о растительном и
    животном мире для поиска объекта, извлекать
    нужные сведения из имеющихся данных.
  4. Совершенствовать умение зрительно
    ориентироваться на плоскости, соотносить
    предметы по форме, складывая целое из частей.
  5. Развивать логическое мышление, фантазию,
    воображение детей, умение отражать свои
    представления о фантастических инопланетных
    существах в творческих работах.
  6. Воспитывать в детях чувство сопереживания,
    желания помочь, развивать чувство эмпатии.

Предварительная работа.

  1. Чтение книг и рассматривание иллюстраций о
    Космосе и Солнечной системе.
  2. Чтение книг о животном мире разных континентов.
  3. Выполнение аппликации на тему: “Парад планет”.

Оборудование и материалы:

  1. настенная полуобъёмная модель Солнечной
    системы;
  2. 10 пластилиновых шариков;
  3. лабиринт “Долетели до планеты”;
  4. картонная модель Меркурия с кратерами -
    прорезями, наклеенная на оргстекло;
  5. камешек, форма которого соответствует одному из
    кратеров;
  6. обручи по количеству детей;
  7. бутылка с запиской;
  8. арта полушарий;
  9. картонная модель Африки с нанесёнными
    климатическими зонами;
  10. картонный круг (планета), разрезанный на 9 частей;
  11. необходимое оборудование для лепки из
    пластилина.

Ход занятия.



Дети входят в группу, воспитатель
говорит им:

- Ребята, посмотрите, что я нашла вчера! (показывает
камешек)
Это упало с неба. Как вы думаете, что
это за камешек? (ответы детей).

- А я думаю, что это обломок планеты Солис. Я
слышала историю, что далеко-далеко во Вселенной
была такая планета. На ней жили разумные
существа. Внешне они не были похожи на нас, но
думали и чувствовали, как мы. У них была своя
планета, свой дом, и они там были счастливы. Но
случилась катастрофа, Солис столкнулся с
огромным метеоритом.

- Вы знаете, что такое метеорит?

- Что бывает, если метеорит упадёт на
поверхность планеты?

- И вот Солис разлетелась на куски. Но не все
существа погибли. Некоторые выжили. Они несутся
на обломках своей планеты в бескрайнем Космосе.

- Представьте, что они сейчас чувствуют? Что
ощущали бы вы, если бы оказались на их месте? От
страха наши инопланетяне съёжились и приняли
форму шара. Теперь они выглядят, как шарики.
Наконец, обломки Солис попали в пределы нашей
Солнечной системы и упали кто куда: на Юпитер,
Сатурн и т.д. Недавно нашими учёными были
получены и расшифрованы сигналы из Космоса.
Кто-то неизвестный просил о помощи. Я думаю, что
они от этих существ с планеты Солис. Хотите
оказать им помощь, ребята? Тогда давайте почитаем
расшифрованные сигналы.

Воспитатель по очереди зачитывает сообщения.
Дети должны отгадать, о какой планете идёт речь и
где искать инопланетянина (см. приложение № 1). После
того как все планеты, кроме Земли, будут
осмотрены и шарики найдены, воспитатель говорит:

- Ну, что же, теперь летим назад, на Землю!

Физминутка. (см. Приложение № 2).

(Пролетая над океанским побережьем, находим
бутылку с запиской)

-Ребята, что это за бутылка? Ее, наверное, волной
прибило к берегу.

-Давайте прочитаем записку. Читает:

“ТОМУ, КТО НАЙДЁТ НАШЕ ПОСЛАНИЕ! МЫ, СУЩЕСТВА С
ДРУГОЙ ПЛАНЕТЫ, ОКАЗАЛИСЬ НА ОГРОМНОМ КУСКЕ СУШИ,
СО ВСЕХ СТОРОН ОКРУЖЁННОЙ ЖИДКОСТЬЮ”.

-Что это? Оказывается, и на Земле есть существа с
Солис! Давайте подумаем, о чём здесь идёт речь, о
материке или об острове? Что это за жидкость?
Можем мы сказать, на каком из материков находятся
наши существа? (нет). Давайте прочтём дальше:

“ЗДЕСЬ ЖИВУТ ДИКОВИННЫЕ СУЩЕСТВА:

- ОДНО ОГРОМНОЕ, С БОЛЬШИМИ УШАМИ И ДЛИННЫМ, КАК
ШЛАНГ, НОСОМ. (Слон).

-ДРУГОЕ ПОХОЖЕ НА ВЕРЁВКУ И ПОЛЗАЕТ ПО ЗЕМЛЕ. (
Змея).

-ТРЕТЬЕ – ВЫСОКОЕ, С ДЛИННОЙ ШЕЕЙ, КОПЫТАМИ И
ПЯТНИСТОЙ ШКУРОЙ. ( Жираф}.

-ОБИТАЕТ ЗДЕСЬ И ЖИВОТНОЕ, КОТОРОЕ ЛОВИТ
НАСЕКОМЫХ ДЛИННЫМ ЛИПКИМ ЯЗЫКОМ И МЕНЯЕТ СВОЙ
ЦВЕТ. (Хамелеон).

-СО ВСЕХ СТОРОН НАС ОКРУЖАЕТ ГУСТОЙ ЛЕС, ОЧЕНЬ
ЖАРКИЙ И ВЛАЖНЫЙ. ПОМОГИТЕ НАМ, КТО МОЖЕТ”.

-Можем ли мы теперь сказать, на каком материке
находятся эти инопланетяне? Почему? Сможем ли мы
разыскать их в Африке? (Нет, Африка слишком
большая).



(Воспитатель демонстрирует карту Африки с
нанесенными климатическими зонами. По цвету дети
определяют зону леса. Воспитатель обращает
внимание детей, что там есть и река, куда бросили
бутылку).

На карте полушарий дети находят в нужном месте
ешё два шарика.

-Молодцы, ребята! Отыскали всех инопланетян. А
теперь подойдите к столам. (Дети садятся за
столы для лепки).

-Мы нашли существа с Солис. А теперь пришла пора
с ними познакомиться, узнать, как они выглядят. (Детям
предлагается слепить их из пластилина).

(После лепки детям раздаётся по 1 осколку
планеты Солис, куда каждый сажает своего
инопланетянина).

В заключение занятия воспитатель предлагает
“построить” заново Солис, собрав все осколки
воедино.

Приложение № 1.

Я оказался на планете, сплошь затянутой
облаками. Здесь настолько жарко, что я пеку
пироги за две секунды. (Венера)

Планета, на которой я оказался, самая маленькая
во всей солнечной системе и расположена ближе
всех к солнцу. (Меркурий)

Я оказался на планете, которая выглядела
красной, когда я к ней подлетал. Когда я стал на
ней жить, то часто обнаруживал на поверхности
планеты углубления, похожие на пересохшие
каналы. (Марс)

Когда я подлетал к этой планете, то заметил
кольца, которые окружают ее. (Сатурн)

Задание: Прыжки через обручи (кольца) или
вращение обруча вокруг талии.

Я оказался на самой большой из планет солнечной
системы. Она состоит из жидкости и газа. (Юпитер)

Я оказался на восьмой, считая от солнца,
планете. (Нептун)



Мне не повезло, я очутился на самой
удаленной от солнца и самой холодной планете. (Плутон)

Задание:

Лабиринт “Долетели до планеты”

На какой планете, кроме Земли, мы еще не были? (На
Уране)
(Дети находят существо на Уране)

Приложение № 2

“Заводим мотор”. Дети вращают перед собой
руками.

“Летим на ракете”. Руки над головой, бег по
кругу со сменой направлений.

“Пересели на самолет”. Бег, руки в стороны.

“Вертолет”. Дети кружатся на месте, расставив
руки в стороны.

“Приземление”. Дети приседают.




Следующий: