Тема урока Глаз. Зрение. Очки. 8-й класс

Тип урока – изучение нового материала.

Здравствуйте! Садитесь. Начинаем урок.

Смотреть на мир и видеть его красоту большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. Народная мудрость гласит: «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Поэтому тема урока: «Глаз. Зрение. Очки». (Открыть презентацию (см. Приложение 1) и прочитать слайд №1) Учащиеся записывают ее в тетрадь.

Цели: (см. презентацию слайд №2)

  • Рассмотреть строение глаза человека и функции его отдельных частей.
  • Проанализировать роль оптической системы глаза.
  • Ознакомиться с дефектами зрения и методами их профилактики.

Задачи:

  • Добиться понимания изучаемого материала
  • Показать значимость изучаемой темы для сохранения зрения
  • Научить разбираться в дефектах зрения и способах их лечения
  • Развивать активную и познавательную деятельность
  • Научить проводить исследования на различных этапах урока

Требования к учащимся: В результате изучения материала учащиеся должны

 Знать/понимать:

  • как мы видим
  • как устроен глаз
  • какие дефекты зрения существуют, чем они обусловлены
  • как исправить дефекты зрения
  • как сберечь зрение

Уметь:

  • определять дефекты зрения,
  • рассчитывать оптическую силу очков
  • применять полученные знания для сохранения здоровья глаз

Педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающие.
  • ИКТ
  • Технология погружения в тему учебного занятия
  • Исследовательская

Методические приемы:

  • Лекция
  • Аналитическая беседа
  • Экспериментальный
  • Тестовый
  • Блиц-опросы

Межпредметные связи:

  • Физика и история.
  • Физика и биология.
  • Физика и техника.

Оборудование:

  • Набор по оптике на магнитных держателях для классной доски
  • Лист бумаги с отверстием и цифрами вокруг
  • Лист с текстом
  • Карандаш
  • Собирающая линза, экран
  • Очки

Информационное обеспечение:

  • П.К.
  • Мультимедийный проектор
  • Интерактивная доска, экран
  • Презентация
  • Анимационные модели
  • Видеофильм

Ход занятия

90% всей информации люди получают через глаза. (слайд №3, 4, 5) Задача глаза – «передать» правильное изображение зрительному нерву. (слайд №8)

Наверное, кто-то удивился, что эта тема изучается по физике. Дело в том, что глаз – это оптический прибор, состоящий из глазного яблока шаровидной формы диаметром 23-25 мм и вспомогательных структур (слайд №9): бровей, ресниц м век. Брови защищают наши глаза от пота; веки и ресницы – от яркого света, от пыли.

Давайте рассмотрим строение глаза (таблица и слайд №6, 7). Снаружи глаз покрыт твердой оболочкой белого цвета – склерой. Она защищает глаз от повреждений. Посмотрите, друг на друга, и вы ее увидите. Передняя часть склеры – роговица, она прозрачна (толщина 0.5 мм), на ней свет преломляется, з роговицей – водянистая влага, затем радужная оболочка (у каждого человека окрашена в свой цвет). В центре радужной оболочки – зрачок. Зрачок – это отверстие. Через него в глаз поступает вся световая информация. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до 8 мм в зависимости от света. (слайд №9). За зрачком – хрусталик, двояковыпуклая линза (1.43), прозрачный, плотный. Он может изменять свою форму с помощью мышц, которыми удерживается. За ним – стекловидное тело – прозрачное студенистое образование. Свет проходит через него и попадает на сетчатку, которая состоит из множества окончаний зрительного нерва. На ней получается действительное, перевернутое, уменьшенное изображение предмета. (см. анимацию: изображение мышки на сетчатке глаза).

 Вопросы классу:

1. С помощью чего можно получить такое изображение? (ответ: собирающая линза).

2. Как нужно расположить предмет, чтобы его изображение было уменьшенным, действительным, обратным? (ответ: за двойным фокусом).

Почему же мы видим предмет таким, как он есть – не перевернутым? Процесс зрения корректируется мозгом. Английский поэт Уильям Блейк писал:

«Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум».

Но ведь мы рассматриваем, как удаленные, так и близкие предметы, т.е. расположенные на разном расстоянии. Если вы предмет будите располагать по отношению к линзе  на разном расстоянии, будет ли изображение предмета всегда уменьшенным и в том же месте? А как сделать так, чтобы изображение всегда было в одном месте и уменьшенным? За счет чего это достигается? (ответ: хрусталик может изменять свои размеры). На основе анимации показываю перемещение мышки по отношению к глазу и наблюдаем изменение формы хрусталика.

Фронтальная лаб. раб. №1 «Выявление формы хрусталика»

Лист белой бумаги 7×7 см с отверстием в середине. Вокруг отверстия по периметру написаны цифры. На классной доске – надпись.

Расположить лист так, чтобы цифры по периметру были хорошо видны. Закрыть один глаз, а вторым смотреть через отверстие  в бумаге на текст на доске. Цифры на листе бумаги кажутся размытыми, теряют резкость – они находятся как бы вне фокуса. Затем перевести взгляд на цифры на бумаге – запись на доске будет не четкой.

Какую форму принял хрусталик, когда смотрели вдаль, когда вблизи?

Способность глаза видеть как близкие, так и удаленные предметы называется аккомодацией. Наиболее чувствительное место на сетчатке – желтое пятно, расположенное приблизительно в центре сетчатки, диаметром 0.25мм. Чтобы хорошо рассмотреть предмет, мы стараемся расположить его напротив желтого пятна – вдоль оптической оси глаза. Когда мы щуримся, то отсекаем боковые лучи, поэтому падающие лучи идут вдоль оптической оси, попадают на желтое пятно, поэтому нам лучше видно. Но есть место, где зрительный нерв входит в глаз, там не возникает световых ощущений – это «слепое пятно», диаметром 1.8мм. Это значит, что с расстояния 1м, мы не можем увидеть предмет диаметром 10см, если его изображение попадет на слепое пятно. Если смотреть на небо, то остается невидимым пространство равным площади 120 дискам полной луны. Но наш глаз хорошо приспосабливается и с таким недостатком справляется, благодаря движению глаз и головы. ( слайд № 14 рассмотреть голову).

Фронтальная лаб. раб. №2 «Определение слепого пятна»

На компьютере (программа Раit) нарисовать 2 кружочка диаметром 1,8 мм на расстоянии 5–7 см: один – зеленый, другой – красный. Закрыть левый глаз, поместите рисунок на расстоянии 20 см от правого глаза и медленно приближайте глаз к экрану компьютера, смотря на зеленый кружок слева, наступит момент, когда красный кружок исчезнет.

1668 г. Мариотт забавлял придворных короля Людовика 14. Двух вельмож сажали друг против друга и просили рассматривать одним глазом некоторую точку сбоку. Тогда каждому казалось, что у другого нет головы.

Так как деформация хрусталика может происходить  в определенных пределах, то существуют границы, называемые ближней и дальней точкой аккомодации, в пределах которой можно видеть предметы отчетливо.

Фронтальная лаб. раб. №3 «Определение ближней точки аккомодации»

Лист с надписью: «Лицом к лицу, лица не увидать». Приближать листок к лицу до тех пор, пока текст не будет видимым. Измерить расстояние глаза до текста, это и будет ближняя точка аккомодации. Как пояснить выражение: «Лицом к лицу, лица не увидать»?

Какое преимущество дает видение двумя глазами? (видеть предметы более объемно, оценить расстояние до предмета). Левым и правым глазом человек видит по-разному (бинокулярное зрение).

Фронтальная лаб. раб. №4 «Видение двумя глазами»

Расположить карандаш на расстоянии вытянутой руки на луче зрения. Закройте один глаз и запомните, что увидели этим глазом. Теперь поменяйте глаза. Картина осталась той же или изменилась?

Вывод: наши глаза видят по-разному. Информация, которая поступает в мозг, не только обрабатывается, но и корректируется. Значит, мы воспринимаем информацию такой, как ее видит мозг.

И так, при нормальном зрении световые лучи от предметов проходят, преломляясь ,через оптическую систему глаза и дают изображение на сетчатке. 95% людей рождаются с нормальным зрением.

Опыт на доске (из набора по оптике) – демонстрация нормального зрения (можно см. презентацию, слайд №10)

Но могут быть и 2 наиболее распространенных дефекта зрения: близорукость и дальнозоркость. Они бывают врожденные, но могут быть и приобретенными.

При близорукости изображение получается перед сетчаткой.

Опыт (из набора по оптике, а также слайд №10) Показать, что лучи пересекаются перед сетчаткой.

Расстояние наилучшего зрения меньше 25см. Предметы расплывчаты. Причина – более удлиненное глазное яблоко (врожденная) или увеличенная кривизна хрусталика ( неправильный обмен веществ). Исправляется ношением очков с рассеивающими линзами.

Опыт по исправлению близорукости (из набора по оптике и слайд №10)

При дальнозоркости расстояние наилучшего зрения больше 25 см. Изображение получается за сетчаткой. Причины: глазное яблоко укорочено, малая выпуклость хрусталика, старение организма. Близкие предметы видят расплывчато. Исправляется ношением очков с собирающими линзами.

Опыт (из набора по оптике, слайд №10) по исправлению дальнозоркости.

Вопросы классу:

1. Врач выписывает очки с Д = 2 дптр. Какой дефект зрения?

2. Если человек близорукий, очки с какими линзами ему нужны?

3. Как определить фокусное расстояние линзы?

Фронтальная лаб. раб. №5 «Определение оптической силы очков»

На столах у  учащихся лежат очки. Нужно определить их оптическую силу.

Вопрос классу: прошу посмотреть на меня и определить, какой у меня дефект зрения, не снимая мои очки.

Решение задачи по рецепту врача (слайд №13)

И так, глаз – живой оптический прибор Мышцы глаза ученика за 1 учебный день испытывают такую же нагрузку, какую мышцы его рук, если бы он поднял штангу над головой весом, предназначенным для среднего профессионала атлета.. Чтобы спасти глаза от напряжения, необходима специальная гимнастика.

Гимнастика для глаз.

  1. Зажмурьтесь изо всех сил, потом откройте глаза. 4-5 раз.
  2. 30с поглаживать подушечками пальцев.
  3. Водить по кругу. (На интерактивной доске нарисовать круг)
  4. Вытянуть руку вперед. Медленно приблизить палец к носу, а потом обратно. 3 раза.
  5. Посмотреть вдаль.

Памятка при работе на компьютере.

Проверка зрения учащихся 11 класса (слайд №12)

Глаз обычного человека различает 160 цветов. У художника, красильщика – более 1000 цветов. Еще одним дефектом зрения является цветная слепота, когда глаз не способен различать красные и зеленые цвета. Химик Дальтон его исследовал, поэтому этот дефект  зрения получил название – дальтонизм (1% мужчин, 0,5% женщин).Дальтон в 26 лет обнаружил, что плохо отличает красные ягода от травы. Усилиями специалистов изготовлены очки, с помощью которых дальтоник может различать цвета. (слайд №15) Тест на дальтонизм (провести с учащимися класса).

И еще одна особенность зрения – это зрительные иллюзии. Бывают случаи, когда мозг не всегда может оценить зрительную информацию, поэтому возникают зрительные иллюзии. Большинство иллюзий связано с тем, что некоторые предметы или их части воспринимаются не отдельно, а в связи с окружающими предметами.

Фронтальная лаб. раб. №6 «Утомление сетчатки»

На компьютере получить на черном фоне белый квадрат в середине, а под ни белую линию. Сосредоточив взгляд на белом квадрате вверху, приблизительно через 30с замечают, что нижняя белая полоса исчезает.

Видеофильм: «Иллюзия зрения»

Презентация «Оптические иллюзии» (Приложение 2).

Закрепление.

Проверочный тест (слайд №15)

Рефлексия деятельности.

Итоги:

И так мы с вами изучили строение глаза; выяснили особенности зрения; узнали,  какие дефекты зрения существуют и что делать, чтобы сохранить зрение.

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись,
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела знаний нет!


(Фирдоус, перс. Поэт I в)

На дом: Презентация «Зрение животных»

п. 6 стр185 (Перышкин) №1618-1620 (Лукашик)

Спасибо за сотрудничество.

Следующий: