Тема урока Гидролиз солей

Класс – 11

Предмет – химия

Цели:

  • Образовательные –

сформировать
представление о гидролизе солей, рассмотреть
факторы, влияющие на смещение химического
равновесия гидролитических реакций.

  • Развивающие –
  • развивать умения писать
    уравнения гидролиза, определять среду растворов,
    устанавливать образование кислых или основных
    солей в реакциях, экспериментальным путем
    определять рН среды, анализировать, сравнивать,
    объяснять полученные результаты.

  • Воспитательные –
  • формировать умения
    работать в группе.

    Тип урока:

    изучение нового материала.

    Методы обучения:

    эвристический,
    частично-поисковый.

    Оборудование и реактивы:

    таблицы “Окраска
    индикаторов”, “Степень диссоциации кислот и
    щелочей”, “Растворимость солей, кислот и
    оснований в воде”; на столах учащихся:
    растворы солей NaCl, АlCl3, Nа2СО3, NaHSO4,
    NaHCO3, Na3PO4, Na2HPO4, NaH2PO4,
    универсальная индикаторная бумага.

    Планируемые результаты обучения:

    на
    изученных примерах уметь объяснять сущность
    гидролиза солей, записывать краткие и полные
    ионные уравнения реакций гидролиза, объяснять
    изменение кислотности среды и образование
    кислых или основных солей в этом процессе;
    объяснять процессы, протекающие в растворах,
    применять принцип Ле-Шателье для объяснения
    процессов гидролиза.

    Ход урока


    Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
    1. Актуализация знаний Организует работу с текстом
    (стихотворение “Ваня и гидролиз”) (Приложение
    1
    ) [3],, мотивирует на изучение темы “Гидролиз
    солей”.
    Читают и анализируют стихотворение,
    определяют тему урока и задачи.
    2 мин.
    2. Изучение нового материала Организует выполнение лабораторной
    работы №1: Испытайте предложенные растворы
    солей NaCl, АlCl3, Nа2СО3 универсальной
    индикаторной бумагой. Определите характер среды.
    Объясните полученные результаты
    .
    Предоставляет инструкцию, напоминает учащимся о
    правилах ТБ.
    Выполняют лабораторный опыт №1.
    Определяют характер среды. Приходят к выводу о
    недостаточности имеющихся знаний для объяснения
    полученных результатов.
    37 мин.
    Организует беседу для решения
    возникших у учеников затруднений в объяснении
    полученных результатов:

    - Что происходит с
    солями в растворе? (диссоциация)

    - Какие частицы находятся в растворе? (катионы и
    анионы)

    - Возможно ли взаимодействие ионов соли с
    полярными молекулами воды? В каких случаях оно
    возможно? (образование малодиссоциирующих
    частиц)

    Приходят к выводу о взаимодействии
    ионов солей с молекулами воды, в результате чего
    в растворе накапливаются ионы водорода или
    гидроксид-ионы.
    Организует работу учащихся с текстом
    “Гидролиз солей” (Приложение 2)
    [2], консультирует учащихся.
    Изучают процессы гидролиза солей,
    записывают уравнения гидролиза. Работают в
    группах, при необходимости обращаются к учителю
    за консультацией.
    Организует выполнение лабораторного
    опыта №2. Определите характер среды водных
    растворов гидросульфата натрия NaHSO4 и
    гидрокарбоната натрия NaHCO3. Объясните
    полученные результаты. Запишите уравнения
    протекающих реакций.
    Выполняют лабораторный опыт №2.
    Анализируют состав солей, процессы гидролиза,
    записывают уравнение гидролиза:

    НСО3- +
    НОН < —> Н2СО3 + ОН-



    Организует беседу по вопросам:

    -
    Угольная кислота нестойкая. Почему же не
    наблюдается выделение углекислого газа?
    (обратимый процесс)

    - Какому принципу подчиняется состояние
    обратимых систем? (принцип Ле-Шателье)

    - Как усилить гидролиз? (разбавление, повышение
    температуры)

    Отвечают на вопросы.

    Применяют
    принцип Ле-Шателье для гидролитических
    процессов.

    Организует выполнение лабораторного
    опыта №3: Испытайте индикаторной бумагой
    растворы фосфата натрия Na3PO4, гидрофосфата
    натрия Na2HPO4 и дигидрофосфата натрия
    NaH2PO4
    . Запишите полученные
    результаты.
    Выполняют лабораторный опыт
    №3.Записывают полученные результаты.
    Представляет учащимся таблицу (Приложение 3) для объяснения
    полученных результатов.

    Приводит учащихся к
    выводу о том, что характер среды в растворах
    кислых солей зависит от соотношения констант
    диссоциации и гидролиза.

    Анализируют таблицу и записывают
    процессы, происходящие в растворах солей.

    1. Na3PO4
    —> 3Na+ + РО43-

    РО43- + НОН < —> НРО42-
    +ОН-

    2. Na2HPO4 —> 2Na+ + HPO42-

    HPO42- < —> H+ + РО43-

    HPO42- + HOH < —> H2 PO4 - +
    OH-

    3. NaH2PO4 —>Na+ + H2PO4-

    H2PO4- < —> H+ + HPO42-

    H2PO4- + HOH < —> H3 PO4 +
    OH-

    3. Первичный контроль Предоставляет учащимся тестовые
    задания (Приложение 4).
    Работают в группах, обсуждают
    результаты, осуществляют взаимопроверку и
    самопроверку.
    5 мин.
    4. Домашнее задание Предлагает и комментирует домашнее
    задание: выучить теорию и ответить на вопрос:
    Возможна ли реакция между цинком и хлоридом
    цинка?
    Записывают домашнее задание. 1 мин.

    Литература.

    1. Габриелян О.С. Настольная книга для учителя
    химии. 11 класс. – М.: Блик плюс, 2000.

    2. Можаев Г.М. Гидролиз солей http://www.kontren.narod.ru/lttrs/gydrol.htm

    3. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные
    открытые уроки химии (Серия “Школа радости”) –
    Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002.

    4. Четверова Л.М. Гидролиз солей http://him.1september.ru/2004/08/21.htm




    Следующий: