Тема урока Фосфор

Цель урока

:

  • Обеспечение условий для восприятия, осмысления
    и первичного закрепления знаний, для
    совершенствования навыков в написании ОВР, схем,
    работы с учебником, развития делать выводы,
    сравнивать.
  • Создание адаптивной среды для воспитания
    активной жизненной позиции учащихся.

Оборудование

:

  • красный фосфор,
  • полая стеклянная трубка,
  • спиртовка,
  • спички,
  • вода,
  • вата,
  • резиновая трубка,
  • компьютерная презентация

Ход урока

I. Организационный момент

(проверка
готовности класса к уроку)

II. Проверка знаний.

1

. учитель: В таблице Менделеева есть
элементов много,

Открывших плодородию широкую дорогу.

Вопрос:

Какой химический элемент и его
соединения имеют непосредственное отношение к
этим строкам? Какие соединения вам известны?

2. Графический диктант ( ? да, ? нет)

  • 1 вариант — NH3
  • 2 вариант — HNO3

1. Хорошо растворяется в воде.

2. Легкий газ с резким запахом.

3. Бесцветная жидкость с резким удушливым
запахом.

4. Восстановитель.

5. Реагирует с металлами специфически.

6. Является сильным окислителем.

7. Изменяет окраску ф/ф в малиновый цвет.

8. При вдыхании этого вещества происходит
рефлекторное возбуждение или торможение
дыхательного центра.

9. Соли этого вещества являются азотными
удобрениями.

10. В середине 17 века Глаубер предложил получать
это вещество из селитры действием на нее H2SO4
(конц). Этот метод описан Жюль Верном в
«Таинственном острове».

III. Изучение нового материала

.

- учитель: Сегодня мы с вами ознакомимся еще
с одним химическим элементом, соединения
которого используют в качестве минеральных
удобрений.

Слайд 2


То я камень философский,
То огонь холодный я,
То цвет белый, красный, черный
Представляю я.
А в России появился, светоносцем объявился.

(Учащиеся формулируют тему урока, вместе с
учителем цель урока и план).

Слайд 3,4

План:

1. Р — химический элемент (положение в ПСХЭ
Д.И.Менделеева, нахождение в природе, история
открытия, строение атома, степени окисления)

2. Р — простое вещество ( аллотропные
модификации, химические свойства и применение).

- учитель: В таблице Менделеева Р находится
под № 15, а в таблице распространенности в природе
занимает 13место после углерода и хлора. В природе
в основном находится в виде соединений:
минералов (фосфоритов и апатитов), в почве в виде
сложных ионов, входит в состав живых и
растительных организмов.

Слайд 5, 6

. В теле человека более 1,5 кг фосфора
(1,4 кг в костях, 130 г в мышцах, 12 г в нервных тканях.
Ежесуточная потребность взрослого человека в
фосфоре от 1 до 1,2 г. С каждым куском хлеба весом 100
г человек съедает до 1022 атомов фосфора. 1 кг
фосфора содержится в 100 кг пшеницы или 200 кг сена,
или 300 кг соломы.

Слайд 7

. Свое название фосфор получил
благодаря свойству светится в темноте: от
греческих слов фос — свет и ферро — несу (фосфор
- значит светоносец). Было стремление дать
русское название «самоцвет», «светлец», но эти
названия не прижились. За химический элемент
фосфор был впервые признан Лавуазье.

- Вопрос: А как же открыли этот элемент?
(сообщение учащихся об открытии фосфора). Слайд
8-10

- Самостоятельная работа с последующей
проверкой на доске по плану: положение фосфора в
ПСХЭ, строение атома, степени окисления.

- Вопросы: 1) На основании строения к какой
группе элементов относится фосфор — металлам
или неметаллам? 2) Свойства каких элементов
сильнее выражены у фосфора, чем у азота и почему?



Слайд 11

: Элемент фосфор образует
несколько аллотропных видоизменений: белый,
красный, черный, фиолетовый


Аллотропные модификаци Открыт Тип кристаллической решетки Свойства
белый 1669г — Бранд
красный 1847г — Шреттер
черный 1934г — Бриджмен
фиолетовый 1797г — Мусин-Пушкин

1853г — Гитторф

(используя учебник учащиеся самостоятельно
заполняют третью и четвертую графы таблицы с
последующей проверкой)

- Учитель:Для аллотропных модификаций
характерно взаимопревращение: красный>белый
(демонстрация опыта «Химический фараон»)

Слайд 12,13

-Учитель: Во всех аллотропных модификациях
фосфор является активным неметаллом (но все же
активность уменьшается от белого к черному ).

1) 4Р + 5О2 -> 2Р2О5 (белый -t°=
40°С, красный — t°= 260°С)

(учащиеся записывают уравнение реакции,
составляют электронный баланс)

Данная реакция используется в военных учениях
для создания дымовых завес.

2) Х Ме + УР -> МехРу (учащиеся на
конкретном примере составляют уравнение
ренакции с точки зрения ОВР)

Zn3P2, AIP — яды для грызунов (учащиеся
определяют тип химической связи в данных
соединениях)

3) 3Р + 5HNO3 +2 H2O -> 3H3PO4 + 5NO
(учащиеся составляют электронный баланс для
данной реакции и расставляют коэффициенты)

4) РН3 (фосфин — водородное соединение
фосфора) — прямым соединением Р и Н2 не
может быть получен, т.к. РН3 — непрочное
соединение. Летучие соединения Р с Н,
образующиеся при гниении органических остатков,
способны самовозгораться на воздухе. Это
является причиной редкого природного явления
«блуждающих огней».

(Формулировка вывода вместе с учащимися)

Вывод: Фосфор в сравнении с азотом является
более сильным восстановителем, т.к. радиус атома
фосфора больше радиуса атома азота.

Слайд 14.

Тест

выполняется самостоятельно с
последующей проверкой

1.Тип кристаллической решетки у белого
фосфора:.

а).молекулярный

б) атомный

в) ионный

2. У фосфора:.. аллотропных модификаций

а) две

б) три

в) четыре

г) пять

3. В атоме фосфора неспаренных электронов -:

а) три

б) четыре

в) пять

4. В реакции:. Фосфор проявляет
восстановительные свойства

а) 4Р+5О2=2Р2О5

б) 2Р+3Mg=Mg3P2

в )2Р+3Н2=2РН3

5. Причина свечения белого фосфора:.

а) изменение агрегатного состояния вещества

б) химическое явление

в) физическое явление

Д.З.

Параграф27 до соединений фосфора, упр. 4, по
желанию упр.7

VII. Слайд 15.

Рефлексия

(учащиеся проводят рефлексию своей
деятельности на уроке по карточке)

1.Какое значение для тебя имеют знания и умения,
полученные на уроке

  • Не важны
  • Важны
  • Очень важны

2.Как ты оцениваешь знания, полученные сегодня ?

  • Неосознанные
  • Осознанные
  • Глубокие

3.С каким настроением ты изучал этот материал?

  • Не интересно
  • Не очень
  • Интересно

4. Как оцениваешь свою деятельность?

  • Удовлетворит.
  • Хорошо
  • Отлично

5. Как оцениваешь деятельность партнера, группы?

  • Удовлетворит.
  • Хорошо
  • Отлично



Следующий: