Тема урока: Формирование приемов экологической деятельности при изучении химии на основе компетентностного подхода


Изменение приоритетов школьного образования,
обусловленные переходом к личностно-развивающей
парадигме, вызывает необходимость разработки
моделей обучения, которые способствуют
адаптации личности к реалиям окружающей
действительности. Для каждого обучаемого
необходимо качественное образование в
соответствии с его склонностями и интересами,
вооружение учащихся не только суммой знаний, но и
формирование у них современного мышления, их
познавательных способностей. Одним из путей
решения данной задачи является реализация
компетентностного подхода, обеспечивающего
формирование предметных умений и навыков в
процессе предметной подготовки как составляющих
фундаментальной грамотности подрастающего
поколения. Эффективность обеспечения
функциональной химической грамотности учащихся
может быть достигнута, если образовательный
процесс будет включать в себя формирование у
школьников приемов экологической деятельности и
отвечать следующим условиям:

  • практико-ориентированный характер
    конструирования учебной информации;
  • деятельностные способы и формы ее освоения;
  • обеспечение условий для развития творческих
    способностей учащихся.

При изучении химии процесс овладения учащимися
экологической деятельностью как составляющей их
функциональной грамотности включает в себя
следующие компоненты:

  • развитие логического мышления;
  • освоение химического языка;
  • формирование приемов химического
    моделирования;
  • развитие химической памяти.

Компетентностный подход подразумевает
формирование ключевых компетенций (готовности
учащихся использовать знания, умения и способы
деятельности в реальной жизни для решения
практических задач). Ключевые компетенции – это
познавательная, коммуникативная,
информационная, организационная. Познавательная
компетентность предполагает привлечение разных
предметных знаний (химии, биологии, математики,
физики) для решения какой-либо проблемы. Развитие
информационной компетентности ученика
осуществляется через поиск, сбор, анализ,
обобщение, оценку информации. Работа с
информацией охватывает:

  • использование современных информационных и
    коммуникационных технологий (ИКТ)
  • использование различных форм обучения: работа в
    группе, обсуждение, дискутирование, презентация
    совместных проектов с использованием
    современных технологий способствуют развитию
    коммуникативной компетентности.
    Организационная компетентность включает:
    планирование, проведение исследования,
    организацию исследовательской деятельности.

Проблема экологического образования сегодня
волнует всех. Чему учить детей, чтобы
сформировать у них на доступном уровне
современную научную картину мира, представление
о месте человека в этом мире, об особенностях
взаимоотношений в этом мире? Включение в уроки
химии элементов экологических знаний, расчетных
задач с экологическим содержанием, лабораторных
опытов позволяет развивать у учеников
возможность предвидения тех негативных
последствий, которые несет в себе тот или иной
вид человеческой деятельности. Для эффективного
решения таких задач используются активные
педагогические технологии и следующие методы:
метод проблемного обучения, когда постоянно
проявляется интерес учащихся к поставленной
задаче, что позволяет активизировать
деятельность обучаемых детей. При таком подходе
активно развиваются мышление, память, речь,
внимание, восприятие; значительную роль играют
методы, направленные на формирование умений и
навыков реализации основных целей
экологического образования. Особое внимание
уделяется интерактивным методам — методам
обучения, осуществляемым через общение. В
интерактивном обучении делается опора на личный
опыт, самостоятельность в принятии решений,
смену деятельности и самостоятельный поиск
ошибок и ответов, возможность реализовать
собственный опыт. Активные методы позволяют
погрузить обучаемых в контролируемое общение,
включить их в реальные события, создать условия,
в которых обучаемые вынуждены апеллировать
понятиями разного масштаба, включать в решение
проблемы информацию разного уровня. Новая задача
- учить пониманию. Активные методы помогают
создать такую образовательную среду, в которой
возможно достижение понимания проблемы.
Интерактивные методы позволяют научить слушать,
передавать и структурировать информацию.
Моделирование различных процессов дает
возможность создать среду, в которой участники
учатся понимать друг друга даже при разных
уровнях подготовки.

Игры помогают в принятии решений,
моделировании педагогических ситуаций и в
нахождении ответов, выходящих за общепринятые
рамки поиска решений. Проектное обучение
позволяет реализовать творческие возможности
личности, развивает умения логического мышления
и формирует основы корпоративной деятельности.



Для осуществления процесса обучения и
реализации поставленных задач использую
различные виды уроков: проблемные,
урок-исследование, урок-деловая игра,
урок-путешествие, урок-лекция, урок-семинар,
обогащаю их разнообразными видами экологической
деятельности, которые способствуют соединению
фундаментальных и прикладных знаний учащихся.



Учащиеся привлекаются к проектной
деятельности — деятельности, которая
способствует самоорганизации учащимся своих
внутренних и внешних ресурсов для достижения
поставленной им цели, т.е. представляет собой
организованную в рамках учебного процесса
деятельность, в которой хорошо формируются и
проявляются ключевые компетентности. Введение
элективных курсов по химии с элементами
экологической деятельности и спецкурса
“Химик-лаборант” способствуют возникновению
внутренних мотивов к расширению и углублению
знаний в области химии и экологии. В данном курсе
рассматриваются экологические проблемы.

При этом мы стремимся развивать мыслительную
деятельность учащихся (научить
систематезировать, обобщать, делать выводы,
принимать решения), формируя ценностно-смысловую
компетенцию. Компьютерные технологии
применяются в качестве средства обучения,
позволяющего расширить кругозор учащихся в
области химии и экологии, а также способствуют
возникновению внутренних мотивов к расширению и
углублению знаний в области информатики. У
учащихся формируется информационная
компетенция: самостоятельно отбирать
необходимую информацию химического характера. В
научно-исследовательской работе в рамках
спецкурса “Химик-лаборант” участвуют, в нашем
случае, ученик и учитель, именно такое
содружество позволяет учащимся реализовать себя
в образовательном процессе, а самообразование
становится творческим, продуктивным,
достигающим поставленных целей. Ученик и учитель
выступают как субъекты, так как учитываются
субъективный опыт и способы работы с опорой на
субъективный опыт. Применяемой нами формой
научной работы является исследовательский
проект. Работа над исследовательским проектом
осуществляется учащимися в малочисленных
группах. Здесь формируются умения работать в
группе, овладение различными социальными ролями
в коллективе — коммуникативная компетенция.
Взаимосвязь знаний и способов деятельности
здесь очевидна.



Таким образом, формирование приемов
экологической деятельности при изучении химии,
умений и навыков в процессе предметной
подготовки как составляющих фундаментальной
грамотности подрастающего поколения
осуществляется на основе компетентностного
подхода.




Следующий: