Тема урока: Формирование грамматических понятий у младших школьников


Система научных понятий составляет основу
каждого учебного предмета. Без этой системы
невозможно понимание и сознательное усвоение
закономерностей и правил. Понятие – это основная
форма познания, а система понятий – основа
любого систематического знания.

В методике обычно говорится о формировании
грамматических понятий, хотя более точный термин
“формирование языковых понятий у учащихся”.

Согласно программе “Начальная школа XXI века”
школьники должны усвоить более ста языковых
понятий. Среди них грамматические, понятия из
области фонетики, из орфографии, из теории речи.

Конечно, научные понятия формируются у
учащихся не изолировано, а в системе, в процессе
постоянного последовательного изучения
русского языка.

Понятия сопоставляются, противопоставляются,
группируются, подчиняются одно другому. Понятие
– это совокупность суждений, в которой указаны
отличительные признаки изучаемого объекта.
Понятие – это мысль, в которой подтверждаются
общие, существенные и отличительные признаки
предметов и явлений действительности.

Определить понятие – значит, установить его
границы, позволяющие отличить его от других
понятий. Важно выделять в понятии существенные
признаки и применять их в практической
деятельности, например: “глаголами называются
слова, которые называют действие и состояние
предметов. Глаголы отвечают на вопросы “Что
делает?” и “Что делают?” В этом примере указаны
лишь два признака глагола, по которым его можно
отличить от других слов. При дальнейшем изучении
глаголов ученики узнают и другие признаки :
изменение по временам, лицам, числам, имеют
неопределенную форму, вид и наклонение.

Для обозначения понятий может быть
использовано не только слово, но и
словосочетание: “имя прилагательное”, “части
речи”. Слова и словосочетания, обозначающие
научные понятия, называются терминами. Не все
слова обозначают понятия, т.к. не содержат
обобщения, например, фамилии людей, названия
животных.

Понятия могут обладать системой подчинения.
Понятие “слово” является родовым по отношению к
частям речи. В свою очередь, имена
существительные выступают как родовое понятие
по отношению к таким, как одушевленные и
неодушевленные существительные.

При формировании понятия можно выделить три
этапа: первый, подготовительный этап,
предполагает накопление материала — наблюдение
изучаемого явления, выделение и называние важных
существенных признаков, первичное обобщение
накопленного материала.

второй этап – введение термина, вывод
определения, составление схем, моделей. вывод
определения состоит в подведении формируемого
понятия под родовое понятие и выделении
нескольких важнейших признаков. например,
суффикс – это часть слова (родовое понятие);
стоит после корня, служит для образования новых
слов, вносит в слово новое значение
(отличительные признаки).

Третий этап – это дальнейшее углубление
понятия, узнавание и выделение новых признаков и
свойств изучаемого явления, которые лежат в
основе формируемого понятия. Однако не все
грамматические понятия, входящие в курс русского
языка 1 — 4 классов, проходят в своем формировании
все три этапа при обучении в начальных классах.
При формировании понятия глагол на первом этапе
в 1 классе и в I четверти 2 класса дети учатся
ставить вопросы к словам, в том числе и к
глаголам: “что делает? что делают?”. В
дальнейшем, при выполнении практических
упражнений дети учатся ставить и другие вопросы:
“что делал? Что делать?” и т.д.

В процессе организованной целенаправленной
деятельности накапливаются наблюдения, дети
начинают выделять слова, действия предметов,
связывать значения слов со способностью
отвечать на вопросы “Что делать?”, “Что
сделать?”. Они учатся, пользуясь простейшими
обобщенными признаками, отличать слова –
названия действий от других слов, но еще не знают
термина “глагол”. Вместо него они используют
слова: “действие предмета”.



Таким образом, к концу первого этапа дети уже
подготовлены к выводу определения понятия “
глагол”: они уже знают два основных признака
глаголов — называть действие предмета и отвечать
на вопросы “Что делает?”, “Что сделает?”. Второй
этап формирования понятия “глагол” начинается
во 2 классе, когда дети приступают к изучению
раздела “части речи”. на основе подбора и
анализа примеров дети подводятся к определению
понятия. Очень важно, чтобы они сами,
подготовленные и руководимые учителем, сумели
выделить и назвать признаки глагола, и таким
образом, построить определение. На втором этапе
знания учащихся приобретают строгий научный
характер. Школьники учатся четко мыслить,
овладевают логическими отношениями, однако
знания учащихся все время расширяются.

В учебнике “Русский язык” 4 класс, часть 1,
авторы: С. В. Иванов, М. и. Кузнецова, Л. В. Петленко,
В.Ю. Романова, программа “Начальная школа XXI
века”, предлагают рассмотреть глаголы,
называющие разные действия и состояния
предметов. Рассмотрим фрагмент урока, по теме
“Неопределенная форма глагола”, проведенного
мною в 4 “Б” классе:

Постановка проблемы.

(на доске написаны слова: строить, думать,
кидать, мечтать, убираться, мерзнуть, смотреть,
спать, ждать)

Уч.: Прочитайте слова, которые называют
действие.



Д.: строить, кидать, убираться.

Уч.: Прочитайте остальные слова.

Д.: думать, мечтать, мерзнуть, смотреть, спать,
ждать.

Уч.: Чем эти слова не похожи на слова: строить,
кидать, убираться?

Д.: Эти слова отвечают на вопрос “ что делать?”,
но не называют действие (трудовую деятельность,
передвижение предмета).

Уч.: Какой возникает вопрос?

Д.: Являются ли эти слова глаголами?

Поиск решения.

Уч.: В 3 классе мы говорили, как изменяются слова,
выраженные разными частями речи. прочитайте
слова.

Д.: - существительное: медведь, медведем,
медведя, медведь, медведи.

Вывод: существительное изменяется по падежам и
числам.

- прилагательное:

бурый медведь – бурые
медведи, бурая краска, бурое животное, бурым
медведем, бурому медведю, бурого
медведя.

Вывод: прилагательное изменяется по числам,
родам и падежам.

- глагол:

Настоящее время (сейчас) что делаю?
Работаю.

  • прошедшее время (вчера) что делал? Работал.
  • будущее время (завтра) что буду делать? Буду
    работать.

Вывод: глагол изменяется по временам.

Открытие нового знания

1)

Уч.: Как изменяются слова? думать, мечтать,
мерзнуть, смотреть, спать, ждать?

Д.: По временам: Настоящее время (сейчас) “что
делаю?”. думаю, мечтаю, мерзну, сплю,
смотрю, жду.

  • прошедшее время (вчера) “что делал?”. думал,
    мечтал, мерз, спал, смотрел, ждал.
  • будущее время (завтра) “что буду делать?”. буду
    думать, буду мечтать, буду мерзнуть, буду спать,
    буду смотреть, буду ждать.

Все эти слова изменяются по временам, значит
это глаголы.

Уч.: Молодцы! Главный признак глагола -
изменение по временам. неважно, что глагол
называет:

  • мыслительные процессы – знать, думать,
    рассуждать,
  • чувства — слышать, смотреть, нюхать, мерзнуть,
  • физическое состояние – спать, лежать, сидеть.

Все что не относится к действию, объединили под
понятием “состояние”.

Значит, глагол называет действие предмета и его
состояние.

(учитель дополняет карточку “состояние
предмета” в строку “глагол называет действие
предмета и его состояние”).

2) Чтение правила по учебнику (стр. 63).

Уч.: Прочитайте правило на странице 63 учебника.

Что важно запомнить о глаголах?

Д.: глагол называет действие предмета и его
состояние.

Глаголы отвечают на вопросы: “что делать? что
сделать?” и т.д.

Глаголы изменяются по временам.

Кроме разнообразных лексических значений
глагол имеет разнообразные грамматические
признаки и формы. Ученики в 3 классе узнают, что
глагол изменяется по временам и числам, в 4
классе, детям предстоит узнать об изменении
глаголов по лицам (в настоящем и будущем времени),
по родам (в единственном числе прошедшего
времени), что в состав глагольных форм входит
изменяемая и неизменяемая форма.

Рассмотрим фрагмент урока, по теме
“Неопределенная форма глагола” проведенного
мною в 4 “Б” классе:

Самостоятельная работа.

Уч.: Прочитайте текст, записанный на доске. (дети
читают.)

Определите время и число глаголов. (один
ученик работает за доской.)



Трудно увидеть в лесу дикое животное. Зверя
можно узнать по следам. Лучше всего читать следы
зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно
спутать со следами других зверей

.

Проверка, используя схему:
Настоящее время (сейчас): что делаю? Говорю.
Прошедшее время (вчера): что делал? говорил.
Будущее время (завтра): что буду делать, Буду говорить.

что сделаю?

Заговорю.
Увидеть Что сделать? глагол
Узнать Что сделать? глагол
Читать Что делать? глагол
Спутать Что сделать? глагол

Постановка проблемы

Уч.: Вы смогли определить время и число
глаголов?

Д.: нет.

Уч.: В чем было затруднение?

Д.: Эти глаголы не изменяются по временам.

Поиск решения. Организация наблюдения над
глаголами.

Уч.: Можно ли определить действующее лицо?

Д.: нельзя. Потому что нельзя сказать:

Я

увидеть, узнать, читать, спутать

Ты

увидеть, узнать, читать, спутать

Он

увидеть, узнать, читать, спутать

Уч.: Чем похожи глаголы?

Уч.: Эти глаголы отвечают на вопросы: “что
делать?” “что сделать?” и оканчиваются на “–
ть”.

Уч.: Определите число у глаголов.

Д.: Нельзя определить число у этих глаголов.

Открытие нового знания

1)

Уч.: Предложите, как можно назвать форму
глаголов, у которых нельзя определить время и
число. (дети высказывают свои предложения)

Уч.: назовите тему урока.

Д.: Неопределенная форма глагола.

В традиционном школьном курсе есть такие
понятия, которые не называются, но приемы работы
подготавливают детей к усвоению этих понятий в
старших классах, примером могут служить виды
глагола. Учащиеся выполняют 2 вида упражнений на
усвоение видовых пар и видовых различий: 1)
постановка к глаголам вопросов “ Что делал?”,
“Что сделал?”, “Что делать?” и “Что сделать?”
(эта работа начинается с 1 класса); 2) Образование
неопределенной формы глагола от форм настоящего
и будущего времени: несу — нести; ношу – носит.
Известно, что учащиеся соотносят эти формы, путая
виды глаголов: бежит – бегать (надо: бежать).
Учебной программой “Начальная школа XXI века”
предусмотрено изучение понятия вида глагола.

Рассмотрим фрагмент урока, проведенного мною в
4 “Б” классе:

Постановка проблемы.

Уч.: Прочитайте предложения, записанные на
доске.

Д.: Коля делал домашнее задание. Коля сделал
домашнее задание

Уч.: что интересного вы заметили?

Д.: В первом предложении глагол отвечает на
вопрос: “что делал?” Во втором предложении
глагол отвечает на вопрос: “что сделал?”

Уч.: чем еще различаются эти глаголы?

Д.: Эти глаголы отличаются значением. В первом
предложении коля еще не закончил выполнять
домашнее задание, а во втором предложении -
закончил выполнять.

Поиск решения.

Уч.: определите время и число этих глаголов.

Д.: делал, (что делал?) — прошедшее время,
единственное число. сделал, (что сделал?) -
прошедшее время, единственное число.

Уч.: Сравните грамматические признаки этих
глаголов.

Д.: время и число у этих глаголов одинаковое. У
глаголов “делал” и “сделал” форма прошедшего
времени, единственного числа. А различаются они
каким – то другим грамматическим признаком. Мы
его еще пока не знаем.

Сообщение темы.

Уч.: Этот грамматический признак – вид глагола.
Совершенный и несовершенный.

Работа над определением.

На странице 66 — 67 в
учебнике.

Первичное закрепление.

Уч.: На какие вопросы отвечают глаголы
несовершенного вида?

Д.: Что делать? Что делал? Что делает? Что будет
делать?

Уч.: На какие вопросы отвечают глаголы
совершенного вида?

Д.: Что сделать? Что сделал? Что сделает?

Уч.: Чем еще различаются глаголы совершенного и
несовершенного вида?

Запись слов под диктовку

(два ученика работают за доской)

Запишите слова в два столбика:

Несовершенный вид Совершенный вид
что делать? что сделать?
писать убрать
верить написать
петь вылететь
лететь поверить
убирать запеть

Уч.: Чем отличаются глаголы, записанные в 1 и 2
столбике?

Д.: 1 уч.: Глаголы, записанные в 1 столбике
несовершенного вида, они отвечают на вопрос:
“что делать?” И обозначают действие или
состояние, которое еще не свершилось.

2 уч.: Глаголы, записанные в 2 столбике
совершенного вида, они отвечают на вопрос: “что
сделать?” И обозначают действие или состояние,
которое свершилось.

Таковы общие вопросы формирования
грамматических и других языковых понятий. Они
составляют основу школьного учебного предмета
“Русский язык” и без хорошего усвоения каждого
понятия и всей системы невозможно дать учащимся
глубокие, осознанные прочные знания и умения по
русскому языку.

Литература.

  1. “Беседы с учителем”, 4 класс; под редакцией
    Л.Е. Журовой,
    — М., 2001.
  2. Львов М.Р. “Школа творческого мышления” — М.,
    1993.



Следующий: