Тема урока: Движущие факторы антропогенеза

“Свет будет пролит на происхождение
человека и его историю”.

Ч.Дарвин

Дидактическая цель урока

:

  • создать условия для осознания и осмысления
    учащимися блока новой учебной информации через
    организацию самостоятельной работы учащихся и
    совместной работы учителя и учащихся.

Цели по содержанию:

Образовательная: способствовать
формированию понятия о движущих факторах
антропогенеза на основе изучения особенностей
взаимодействия биологических и социальных
факторов.

  • Развивающая: способствовать:
    • формированию единой естественно научной
      картины мира;
    • пониманию роли биологических и социальных
      факторов в эволюции человека;
    • развитию умений устанавливать
      причинно-следственные связи, оперировать
      фактами, анализировать источники информации
      самостоятельно формулировать и аргументировать
      свою точку зрения.
  • Воспитательная:

    создать условия для
    формирования компетентности в сфере
    самостоятельной познавательной
    деятельности, критического мышления, навыков
    работы в группе; поддерживать интерес к предмету;
    способствовать повышению уровня
    коммуникативной культуры через организацию
    работы в парах, в группах.

    Тип урока:

    комбинированный урок ( урок
    изучения нового материала и первичного
    закрепления полученных знаний).

    Форма урока: рассказ с элементами
    беседы, самостоятельная работа.

    Методы обучения:

    репродуктивный,
    частично-поисковый.

    Формы организации познавательной деятельности

    :
    фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

    Средства обучения:

  • Федеральный компонент государственного
    стандарта среднего (полного) общего образования
    по биологии (базовый уровень), 2004;
  • Примерные программы по биологии. – М.: Дрофа, 2008;
  • Учебник:
  • Общая биология. 10-11 классы: учебн. для
    общеобразоват. учреждений / А.А.Каменский, Е.А.
    Криксунов, В.В.Пасечник, М.: Дрофа, 2010.

  • Презентация к уроку.
  • Оборудование

    : мультимедийный комплекс,
    магнитная доска, тексты для работы групп,
    альбомные листы, фломастеры, индивидуальные
    листы учёта знаний.

    Структура урока

    Человек – это высшая ступень эволюции или
    всего лишь высокоразвитое животное?

    1. Организационный момент.

    Презентация.

    Лист учета знаний.

    Приветствие учащихся. Знакомство с эпиграфом
    урока: “Главным предметом изучения человечества
    является человек”. ( Гёте.) (Cлайд 2)

    Происхождение человека – одна из самых сложных
    и интригующих глав эволюции на Земле,
    “мучительная, древняя загадка” (Г.Гейне).

    Если мы хотим всерьёз добраться до истины
    человеческой эволюции, то должны ответить на
    самый главный вопрос. Попробуйте его
    сформулировать, уже имея представление об
    основных этапах эволюции человека. (Ответ: Какие
    же факторы способствовали становлению человека
    разумного как вида?)

    Определение темы урока, постановка целей и
    задач урока, психологический настрой на успешную
    и плодотворную деятельность. (Слайд 3).

    2. Контроль знаний учащихся по теме:
    “Происхождение человека и стадии
    антропогенеза” в виде контрольно-измерительных
    материалов для подготовки к ЕГЭ. (Слайд 4).

    Часть А (с выбором одного правильного ответа)

    Выберите 1 верный ответ.

    1. Развитие у отдельных людей большого
    числа сосков – пример:

    а) ароморфоза;

    б) рудимента;

    в) атавизма;

    г) идиоадаптации;

    2. У человека в связи с прямохождением

    а) когти превратились в ногти;

    б) сформировался свод стопы;

    в) срослись фаланги пальцев;

    г) большой палец противопоставляется всем
    остальным;

    3. В отличие от человекообразных обезьян у
    человека

    а) имеется резус-фактор;

    б) появилась рассудочная деятельность;

    в) имеется четырёхкамерное сердце;

    г) развито абстрактное мышление;

    4. Наличие хвоста у зародыша человека на
    ранней стадии развития свидетельствует о

    а) возникших мутациях;

    б) о проявлении атавизма;

    в) нарушении развития плода в организме;

    г) происхождении человека от животных;

    5. О происхождении человека от
    млекопитающих свидетельствует:

    а) развитое мышление у млекопитающих;

    б) сходное строение всех систем органов,
    развитие зародышей;

    в) питание растительной и животной пищей;

    г) общественный образ жизни млекопитающих.

    Часть В (на установление
    последовательности событий).

    6. Установите правильную
    последовательность стадий антропогенеза ,
    согласно которой появлялись современные люди на
    Земле.

    а) неандерталец

    б) питекантроп

    в) австралопитек

    г) кроманьонец

    д) дриопитек

    1 2 3 4 5

    Ответы. (Слайд 5).

    Часть А (за каждый правильный ответ 1 балл)

    1-в, 2-б, 3-г, 4-г,5-б.

    Часть В (за каждый правильный ответ 1 балл)

    1-д, 2-в,3-б,4-а,5-г

    Критерии оценки:

    “5” — 9-10 баллов

  • “4” — 7-8 баллов
  • “3” — 5-6 баллов
  • “2” — менее 5 баллов
  • (Взаимопроверка и выставление отметок по
    результатам контроля.)

    3. Изучение нового материала.

    Актуализация знаний учащихся. Не
    сомневаюсь, что в очередной раз вы убедитесь в
    справедливости философского определения:
    “Человек – это материя, познающая самого себя”.
    Оно и будет отправной точкой в вашей работе.

    Работа с учебником: стр.277, вопрос № 2.

    • Что является элементарной эволюционной
      единицей? (Вид)
    • Что же представляет Человек разумный среди
      всего многообразия видов в природе? (Человек-
      это биологический вид.)

    Человек – биологический вид, являющийся частью
    биосферы и, следовательно, продуктом её эволюции.
    Ч Дарвин – основоположник биологической теории
    антропогенеза. (Слайд 6).

    Работа с учебником: стр.277, вопрос № 1.

    • Какие факторы биологической эволюции вам
      известны? (борьба за существование,
      естественный отбор, изоляция…).
    • Каковы были факторы, способствовавшие переходу
      от обезьян к современному человеку? (решающее
      значение имел отбор на лучшую приспособляемость
      к меняющимся условиям окружающей среды
      ). (Слайд
      7).

    Изучение нового материала.

    Проблемный вопрос: почёму человек является
    биосоциальным видом?

    Как вы понимаете утверждение русского философа
    Н.А.Бердяева: “Человек есть принципиальная
    новизна в природе”? (Человек существенно
    отличается от животных предков, таким образом,
    действие только биологических факторов не
    смогло бы привести к появлению человека.)



    Человек – существо социальное. Его быструю
    эволюцию, как социального вида, объяснил
    известный немецкий учёный Ф.Энгельс,
    основоположник трудовой теории антропогенеза. (Слайд
    8).

    Работа в группах.

    Задание группам. Для установления социальных
    факторов в эволюции человека прочитайте отрывки
    из работы Ф.Энгельса и ответьте на
    предложенные вопросы. Какие мысли ученого можно
    записать в качестве основополагающих тезисов?

    (Каждая группа составляет свою схему – кластер
    о движущих факторах эволюции)

    Текст для 1 группы.

    “Труд – источник всякого богатства,
    утверждают политико – экономы. Он действительно
    является таковым наряду с природой, доставляющей
    ему материал, который он превращает в богатство.
    Но он ещё и нечто большее, чем это. Он – первое
    основное условие всей человеческой жизни, и
    притом в такой степени, что мы в известном смысле
    должны сказать: труд создал самого человека.

    Дарвин дал нам приблизительное описание этих
    наших предков…

    Под влиянием в первую очередь, надо думать,
    своего образа жизни, требующего, чтобы при
    лазании руки выполняли иные функции, чем ноги,
    эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при
    ходьбе по земле и стали усваивать все более и
    более прямую походку. Этим был сделан решающий
    шаг для перехода от обезьяны к человеку”.

    Вопросы:

  • Что стало решающим шагом для перехода от
    обезьяны к человеку?
  • Назовите основное условие всей человеческой
    жизни, главный социальный фактор.
  • Какую фразу Ф.Энгельса можно считать ведущим
    тезисом?
  • Текст для 2 группы.

    “Наверное протекли сотни тысяч лет, – в
    истории Земли имеющие не большее значение, чем
    секунда в жизни человека, – прежде чем из стада
    лазяших по деревьям обезьян возникло
    человеческое общество. Но все же оно, наконец,
    появилось. И в чем же опять мы находим
    характерный признак человеческого общества,
    отличающий его от стада обезьян? В труде…. Труд
    начинается с изготовления орудий. А что
    представляют собой наиболее древние орудия,
    которые мы находим, – наиболее древние, судя по
    найденным предметам, оставшимся нам в наследство
    от доисторических людей, и по образу жизни
    наиболее ранних исторических народов, а также и
    наиболее примитивных современных дикарей? Эти
    орудия представляют собой орудия охоты и
    рыболовства; первые являются одновременно и
    оружием.

    … труд становился от поколения к поколению
    более разнообразным, более совершенным, более
    многосторонним”.

    Вопросы.

  • Какой признак человеческого общества в отличие
    от стада обезьян называет Энгельс?
  • С чего начинается труд?
  • Какую фразу ученого можно считать тезисом?
  • (Учитель акцентирует внимание на том, что
    главный фактор эволюции видов в природе –
    естественный отбор, в эволюции человека был
    направлен на лучшую орудийную деятельность;
    именно это и имел в виду Ф.Энгельс, отмечая, что
    труд создал человека)

    Текст для 3 группы.

    “Уже у обезьян существует известное
    разделение функций между руками и ногами… Но
    именно тут-то и обнаруживается, как велико
    расстояние между неразвитой рукой даже самых
    высших человекообразных обезьян и
    усовершенствованной сотен тысячелетий
    человеческой рукой. Число и общее расположение
    костей и мускулов одинаково у обеих, и тем не
    менее рука даже самого первобытного дикаря
    способна выполнять сотни операций, не доступных
    никакой обезьяне. Ни одна обезьянья рука не
    изготовила когда-либо хотя бы самого грубого
    каменного ножа.

    … решающий шаг был сделан, рука стала свободной
    и могла теперь усваивать себе все новые и новые
    сноровки, а приобретенная этим большая гибкость
    передавалась по наследству и возрастала от
    поколения к поколению.

    Рука, таким образом, является не только органом
    труда, она также и продукт его”.

    Вопросы:

  • Что называет Ф.Энгельс “органом труда”?
  • Почему ученый считал руку “продуктом труда”?
  • Какую фразу можно считать ведущим термином?
  • Текст для 4 группы.

    “Наши обезьяноподобные предки, как уже
    сказано, были общественными животными; вполне
    очевидно, что нельзя выводить происхождение
    человека , этого наиболее общественного из всех
    животных, от необщественных ближайших предков.
    Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с
    трудом господство над природой расширяло с
    каждым новым шагом вперед кругозор человека.

    … развитием труда по необходимости
    способствовало более тесному сплочению членов
    общества, так как благодаря ему стали более
    частые случаи взаимной поддержки, совместной
    деятельности.

    … формировавшиеся люди пришли к тому, что у них
    появилась потребность что-то сказать друг другу.
    Потребность создала себе свой орган: неразвитая
    гортань обезьяны медленно, но неуклонно
    преобразовывалась…

    Сначала труд, а затем и вместе с ним
    членораздельная речь явились двумя самыми
    главными стимулами, под влиянием которых мозг
    обезьяны постепенно превратился в человеческий
    мозг… Развитие мозга и подчиненных ему органов
    чувств, все более и более проясняющегося
    сознания, способности к абстракции и
    умозаключению оказывало обратное воздействие на
    труд и на язык, давая обоим все новые и новые
    толчки к дальнейшему развитию”.

    Вопросы:

  • Какими движущими факторами объяснят эволюцию
    человека Ф.Энгельс?
  • Что появилось раньше: речь или общественный
    образ жизни?
  • Какую фразу можно считать ведущим тезисом?
  • Учитель обобщает

    : появление человека
    разумного означает качественный скачок в
    переходе от биологической эволюции к социальной
    истории. Человек является биосоциальным
    существом
    . (Слайд 9, 10).

    3. Закрепление.

    Как вы думаете, какие факторы оказывали
    решающее влияние на развитие человеческого
    общества на ранних этапах антропогенеза и
    оказывают в настоящее время?

    4. Рефлексия.

    “Три М”. Учащимся предлагается
    назвать три момента, которые у них получились
    хорошо в процессе урока, и предложить одно
    действие, которое улучшит их работу на следующем
    уроке. Учащиеся анализируют свою деятельность на
    уроке, делают выводы, проверяют, все ли задачи
    урока выполнены. (Слайд 11).

    5. Домашнее задание.

    1. П. 71.Ответить на вопросы – стр.280. (Слайд
    12).

    2. Диффериенцированое задание для
    подготовки к ЕГЭ из части С со свободным ответом.

    • На “3” — Почему в процессе эволюции
      биологические факторы уступили место социальным
      факторам?
    • На “4” и “5” — Почему у современных
      человекообразных обезьян не развилась
      членораздельная речь? Ведь они, как и предки
      человека, живут группами, и им тоже необходимо
      общаться друг с другом?



    Следующий: