Тема урока Дифракция света. 11-й класс


Тема урока: Дифракция света.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Вид урока: урок с элементами лекции.



Цель урока: Объяснить явление дифракции света, изучить условия ее возникновения.

Задачи урока:

  • Обучающая: ввести понятия дифракции,  где наблюдается данное явление в природе, условие наблюдения дифракции.
  • Развивающая:  сформировать у учащихся представление о дифракции, как о явлении подтверждающее волновую теорию света.
  • Воспитательная: сформировать навыки самостоятельной работы, умение работать в коллективе.

Техническое оснащение: Компьютер, мультимедиа, экран, звуковые колонки.

План урока

1. Организационный момент.

2. Этап актуализации знаний.

3. Этап изучения нового материала. (Презентация в Приложении 1).

Тезисы урока:

Объяснения учителя сопровождается показом слайдов из презентации.

Интерференция и дифракция – явления, подтверждающие волновую природу света.

Пропуская тонкий пучок света через маленькое отверстие, можно наблюдать нарушение закона прямолинейного распространения света.

В 1802 году Томас Юнг поставил классический опыт по дифракции.

Дифракция света – огибание световой волной непрозрачных тел с проникновением в область геометрической тени и образованием там интерференционной картины.

Принцип Гюйгенса: каждая точка поверхности, достигнутая световой волной, является вторичным источником световых волн. Огибающая вторичных волн, становится волновой поверхностью в следующий момент времени.

Принцип Гюйгенса-Френеля: каждый элемент волнового фронта можно рассматривать как центр вторичного возмущения, порождающего вторичные сферические волны, а результирующее световое поле в каждой точке пространства будет определяться интерференцией этих волн.



Дифракционные картины от различных препятствий.

Границы применимости геометрической оптики.

Условие наблюдения дифракции.



Где D – размер препятствия или отверстия, l – длина световой волны, L – расстояние от препятствия до места, где наблюдается дифракционная картина.

L≥ D2/ l

Разрешающая способность оптических приборов.

Свет обладает волновыми свойствами, ему присущи явления интерференции и дифракции.

4. Этап закрепление нового материала. (Тест в Приложении 2)

5. Д/задание.




Следующий: